реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные принципы международного публичного права

реферат

их изменения без согласования и под каким-либо давлением, с применением

силы или угрозы силой. Этим же определяются и обязанности государств -

неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с международным

правом границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии

перемирия, на период перемирия, до заключения постоянно действующего

договора, в связи с чем такие линии могут рассматриваться как временные

границы, разрешение споров о границах только мирными средствами, неоказание

содействия государствам, нарушающим установления принципа об обеспечении

безопасности границ.

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и

международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы

Российской Федерации, установленный Законом "О государственной границе

Российской Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на

территорию России, Шенгенское соглашение 1990 г., заключенное 9

государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения

границы гражданами государств - участников Соглашения. Правом государства

является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с

прохождением границы физическими лицами, транспортными средствами,

товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся

в запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания

зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности)

границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между

некоторыми странами СНГ.

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи с чем

возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в

частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других

санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета

виновного государства.

Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным

контролем начал свое становление с морально-этической идеи, проводником

которой был канцлер России князь М. Горчаков, позже - приват-доцент Санкт-

Петербургского университета Ф. Мартене, Николай II, российский император,

считавший, что созываемые по его инициативе I и II мирные конференции 1899-

1907 гг. послужат прежде всего делу разоружения. Далее в доктрине и на

уровне морально-политических норм работала Лига Наций, продолжает свою

деятельность в этом направлении и ООН, добившаяся блестящих результатов в

использовании правовых средств достижения всеобщего, т.е. для всех

субъектов, и полного, т.е. в отношении возможно большего числа объектов,

видов вооружений, разоружения.

Формирование принципа всеобщего и полного разоружения как правовой

нормы началось с принятия конкретных договоров по разоружению, например,

Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других

подобных газов и бактериологических средств 1925 г., а также с включения в

Устав ООН статей о праве Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН

обращаться к государствам-членам с рекомендациями по поводу разоружения и

регулирования вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в

каком он существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул

практически всех договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении.

Особое значение среди них имеют универсальные - открытые для всех

государств - договоры. Первым среди них является Московский договор о

запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве

и под водой 1963 г., подтвердивший, что "главной целью является скорейшее

достижение соглашения о всеобщем и пол ном разоружении под строгим

международным контролем в соответствии с целями ООН".

Последующие источники принципа - договоры 1968, 1971, 1972, 1977,

1980, 1993 гг. о нераспространении ядерного оружия, о неразмещении ядерного

оружия на дне морей и океанов за пределами 12-миль ной зоны прибрежных

государств, об уничтожении и запрещении применения бактериологического

оружия, о запрещении обычного оружия неизбирательного действия, о

запрещении химического оружия, "погодного" оружия и другие договоры,

связанные с демилитаризацией или нейтрализацией отдельных видов территории

планеты Земля (Вашингтонский договор об Антарктике 1959 г., Договор о

космосе 1967 г., до говоры Тлателолко 1968 г. и Раротонга 1985 г. об

установлении безъядерных зон в Латинской Америке и Южной части Тихого

океана, договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии

1995 г.), подкрепляют главное требование принципа о достижении все общности

круга субъектов принципа, наиболее полного охвата объектов конкретного

разоружения, а также о непрекращающемся процессе достижения договоренностей

о разоружении, вплоть до достижения конечной цели, поставленной принципом.

Объектом защиты принципа разоружения являются общественные отношения,

связанные с обеспечением безопасности государств, всей планеты,

человечества, т.е. безопасности в самом широком смысле слова. Гонка

вооружений, ее пагубные последствия связаны практически со всеми

глобальными кризисными точками нынешнего этапа цивилизации - экологией,

экономикой, правами человека, особенно правами четвертого поколения,

такими, как право на жизнь в безъядерном мире, право на жизнь в

экологически чистом мире.

Объектом сотрудничества государств по реализации принципа разоружения,

т.е. объектом в узком смысле слова (предметом), являются конкретные виды

вооружений, действия государств или требование воз держания от каких-либо

действий, связанных с разоружением. В самом обобщенном виде можно назвать

следующие: ликвидация обычных вооружений, ликвидация средств доставки

вооружений (стратегического оружия), ликвидация военных баз на чужих

территориях, нейтрализация, демилитаризация, немилитаризация территорий,

включая территории, являющиеся общечеловеческим достоянием, создание

действенных мер эффективного контроля за соблюдением достигнутых

договоренностей.3—3263

Права государств состоят в участии в договорном процессе, участии в

договорах по разоружению, использовании механизмов защиты, устанавливаемой

этими договорами, в праве на обращение к международным процедурам в случае

нарушения принципа со стороны других участников, в участии в инспекциях и

праве требовать проведения таких инспекций в отношении предполагаемых

нарушителей и применения международных санкций к нарушителям принципа и их

пособникам.

Обязанности государств, как следует из формулировки принципа, состоят

в неуклонении от участия в процессе достижения договоренностей о всеобщем и

полном разоружении, в соблюдении достигнутых договоренностей, подчинении

требованиям о проведении инспекций, как это обусловлено, например,

Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., или Вашингтонским

договором об Антарктике 1959 г., или Договором о космосе 1967 г.

Существенной обязанностью является неувеличение военных бюджетов и

обеспечение их транспарентности.

Механизм соблюдения договоров по разоружению складывается из трех

основных элементов: 1) национальных средств и методов разоружения и

контроля за разоружением со стороны других участников, 2) средств и

методов, предусмотренных самим договором для данного вида вооружений, 3)

универсальных институтов, например, Совета Безопасности ООН, к которому

апеллирует большинство договоров, конвенций по разоружению.

Принцип разоружения как новейший принцип является одним из самых

динамичных в системе принципов. Задача государств, их обязанность перед

человечеством состоит в заключении договоров о запрещении еще существующих

вооружений, из которых складывается то, что называется "военная сила", а

также в запрещении вооружений, которые могут быть изобретены в будущем.

Принцип мирного разрешения международных споров является

функциональным принципом международного права. Он представляет собой

совершенный метод, систему способов и механизмов, обеспечивающих мирное

сотрудничество субъектов системы во всех областях. В качестве универсальной

нормы принцип существует с 1945 г., будучи включенным в Устав ООН, хотя как

многосторонняя норма он применялся уже после Гаагских конференций 1899-1907

гг., был подтвержден в качестве таковой Пактом Бриана - Келлога 1928 г.,

обсуждался и рекомендовался Лигой Наций.

Источником принципа являются Устав ООН (п. 3 ст. 2, ст. 33-37), Статут

Международного суда ООН, уставы региональных политических организаций,

положения огромного числа международных договоров, регулирующих различные

отношения государств.

Конкретизация принципа, согласованное понимание и толкование его

положений, а также соображения по поводу его развития предпринимаются через

систему актов Генеральной Ассамблеи ООН, ее деклараций и резолюций, таких,

как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных

отношений государств (1970 г.), Манильская декларация о мирном разрешении

международных споров 1982 г., и региональных актов, например, Итоговый

документ Совещания в Валлетте "Принципы урегулирования споров и положения

процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров" 1991 г.

Права государств, других субъектов системы международного права,

устанавливаемые принципом, состоят в том, что они имеют право: выбирать

средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобы стороны,

участвующие в конфликте, не уклонялись от поисков способов мирного

разрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать к

помощи международных организаций, в частности, ООН, ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ.

Обязанности государств, обусловленные задачами принципа, состоят

прежде всего в том, чтобы государства - участники спора: не прекращали

процесс мирного урегулирования и поисков взаимоприемлемых способов; при

разрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящих

сторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий,

могущих нанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли

принятое в согласованном порядке решение.

В случае, если спор имеет серьезный характер и если его продолжение

может угрожать интересам безопасности сторон и всеобщему миру, Совет

Безопасности ООН может рекомендовать сторонам принять конкретную процедуру

урегулирования, а в случае отказа обратиться с призывом к сообществу

государств применить уставные санкции против нарушителей по ст. 40-41

Устава ООН.

Особенностью содержания принципа мирного разрешения международных

споров является входящий в его структуру достаточно обширный перечень

способов мирного разрешения межгосударственных противоречий. Один только

Устав ООН содержит их около десятка. Кроме упомянутых ранее, ст. 33

называет двусторонние переговоры, добрые услуги, посредничество, являющиеся

традиционными, и новые - обращение к региональным органам, обследование.

Все известные региональные организации имеют органы мирного раз

решения споров - комиссии, комитеты, суды. Так, ОАЕ (Организация

африканского единства) имеет комиссию по посредничеству, примирению и

арбитражу; Лига арабских государств - юридический комитет, кроме которого

споры может разрешать также Совет Лиги; Организация по безопасности и

сотрудничеству в Европе имеет Суд по примирению и арбитражу и Комиссию по

примирению.

Принцип суверенного равенства государств, или, как его иногда называют

в доктрине, принцип равноправия государств, отражает основную черту и

особенность международного права - наличие у его основных субъектов-

государств качества суверенитета и в силу этого - равенство самих

субъектов. Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, является

основой для классификации субъектов международного права и определения

юридической природы и объема их правосубъектности; для установления только

согласительной процедуры международного нормотворчества; для отказа от

создания организаций, обладающих чертами наднациональности, и многого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.