реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международное космическое право

реферат

или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза

совершения любых враждебных действий. Запрещается также и использование

Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных

угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических

кораблей или искусственных космических объектов. А использование военного

персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не

запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или

средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.[33]

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в

космическом пространстве и под водой 1963 года обязывает его участников

запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы

ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.

По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного

использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается

прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения,

нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для

изменения космического пространства, путём преднамеренного управления

природными процессами.

Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других

небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства

(международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным

оружием на борту, а также пролёт через космос объектов с ядерным оружием и

другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролёт не

квалифицируется как размещение объекта в космосе).

В доктрине международного права отмечается, что не запрещается

использование космоса в военных неагрессивных целях (например, для

отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности

в соответствии с Уставом ООН).

Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий

побудила в своё время правительство СССР выступить с инициативой полной

демилитаризации и нейтрализации космоса. В 1981 года оно внесло в ООН

предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом

пространстве оружия любого рода, а в 1983 году - проект Договора о

запрещении применении силы в космическом пространстве и из космоса в

отношении Земли. Эти проекты были переданы на обсуждение Конференции по

разоружению. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а

ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим

вооружениям.

Для ограничения военного использования космоса большое значение имеют

советско-американские соглашения об ограничении стратегических

наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные

баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор

между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Понятие "международный спор" обычно используется для обозначения

взаимных претензий между государствами.

В основе международных споров лежит целый ряд факторов, социально-

политического, идеологического, военного, международно-правового характера.

В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве

специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или

большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия,

существующие в рамках этого отношения.

С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и

существования, должен действовать принцип мирного разрешения международных

споров как общепризнанный императивный принцип международного права.

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, "все Члены Организации Объединённых

Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом,

чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность"[34].

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права

и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе

разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих

норм договорного и обычного права. Согласно ст. 38 Статуса Международного

Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает

применение:

1. Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих

правила, определённо признанные спорящими государствами.

1. Международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в

качестве правовой нормы.

1. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

1. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по

публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для

определения правовых норм[35]. Статья 38 также устанавливает, что

обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права

не ограничивает его права разрешать дела ex aequo et bono (по

справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.

Общее международное право прежде лишь побуждало государства обращаться

к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их

следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции 1907 года о мирном

разрешении международных столкновений не запрещала обращение к войне

("прежде чем прибегнуть к оружию"), не обязывала обращаться к мирным

средствам ("обращаться, насколько позволяют обстоятельства") и

рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и

посредничество)[36].

Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена

серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того, как они

ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства

мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую

обязанность государств использовать такие средства.

Государства - члены ООН приняли на себя обязательство "проводить

мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного

права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые

могут привести к нарушению мира"[37] (п. 1 ст. 1 Устава ООН).

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров

существует в виде системы международно-правовых средств такого

регулирования. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в

споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров,

обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного

разбирательства, обращения к региональным органам, или соглашениями, или

иными мирными средствами по своему выбору"[38].

В соответствии с современными концепциями международного права

государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. На

международных конференциях представители некоторых стран иногда прибегают к

произвольному толкованию Устава ООН с целью не допустить включения слова

"только" в формулировку принципа. При этом утверждают, что Устав не столько

закрепляет то положение, что споры должны разрешаться мирными средствами,

сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась

угроза миру и безопасности государств.

Однако положения Устава говорят об обратном. Общее положение п. 3 ст.

2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не

угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные

споры должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и

международного права". В приведённой статье названы почти все известные на

сегодняшний день средства мирного разрешения споров.

Однако, в ней не упоминается столь действенное средство, как

"консультации сторон". Как средство мирного урегулирования споров они стали

применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое

закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений.

Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч,

создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций

способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами,

непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых

договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и

кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе

добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию

консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для

предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в

зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами

договоренности о применении других средств урегулирования.

Применительно к космической деятельности это средство мирного

урегулирования споров нашло свое отражение во многих нормативных

документах. Например, в Договоре о принципах деятельности государств по

исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и

другие небесные тела 1967 года сказано, что при исследовании и

использовании космического пространства практические вопросы, которые

могут возникнуть в связи с осуществлением деятельности международными

межправительственными организациями, решаются государствами-участниками,

либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или

несколькими государствами-членами этой международной организации. Если

какое-либо государство-участник Договора о космосе 1967 года имеет

основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим

государством могут создать потенциально вредные помехи деятельности других

государств-участников, то оно должно провести соответствующие международные

консультации[39].

В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных

телах, в пунктах 2 и 3 статьи 15 говорится о том, что государство-участник

которое имеет основания полагать, что другой государство-участник не

выполняет обязательств, возлагаемых на него с настоящим Соглашением, или

что другое государство-участник нарушает права, которыми первое

государство пользуется в соответствии с настоящим Соглашением, может

запросить проведение консультаций с этим государством-участником.

Государство-участник, к которому обращен подобный запрос, незамедлительно

вступает в такие консультации. В таких консультациях имеет право принять

участие любое другое государство-участник, которое этого требует. Каждое

государство-участник, принимающее участие в таких консультациях, стремится

к взаимоприемлемому урегулированию любого спора и учитывает права и

интересы всех государств-участников. Информация о результатах этих

консультаций направляется Генеральному секретарю ООН, который передает

полученную информацию всем заинтересованным государствам-участникам. Если

консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию с должным

учетом прав и интересов всех государств-участников, заинтересованные

стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными

средствами по своему выбору в соответствии с обстоятельствами и характером

спора. Если возникают трудности в связи с началом консультаций или если

консультации не позволяют прийти к взаимоприемлемому урегулированию, любое

государство-участник в целях урегулирования спора может обратиться за

содействием к Генеральному секретарю, не заручаясь согласием другой стороны

в споре. Государство-участник, которое не поддерживает дипломатических

отношений с другим заинтересованным государством-участником, принимает

участие в таких консультациях по своему усмотрению либо непосредственно,

либо через другое государство-участника или Генерального секретаря,

выступающих в качестве посредника[40].

По мнению большинства государств, ссылки в Уставе на справедливость

лишь подчёркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых

международных споров.

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.