Международно-правовой режим мирового океана
«Международно-правовой режим Мирового океана»
«Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
........................………………….............................................
....................... 3
1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ
...............……………………………………….............................................
..... 3
1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и
территориальном море российской Арктики
.............…………………………………………………...... 4
1.2 Правовой режим судоходства в исключительной экономической зоне Арктики
.…………………………………………………………………………………………….8
2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ
1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО)
…………………………………………………………... 10
2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
и ИМО
…………………………………………...........................................................
..... 10
2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды
……….............. 30
2.3. Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г.
………………………………………..................................... 42
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМО ПО УПРОЩЕНИЮ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ МОРСКОМ
СУДОХОДСТВЕ ..........................…........... 50
3.1. Изменения и дополнения к Приложению к Конвенции по облегчению
международного морского судоходства 1965 г., принятые на сессиях Комитета
FAL .……………………………………………………................................................
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
...………………..................................................................
.................. 57
ВВЕДЕНИЕ
В течение 1998 г. Союзморниипроектом проводились исследования по
проектам «Международно-правовой режим морских пространств» и «Международно-
правовые проблемы Арктики и Антарктики» подпрограммы «Комплексные
исследования океанов и морей Арктики и Антарктики».
1.По проекту «Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»
проводились исследования вопросов судоходства во внутренних морских водах,
территориальном море и ИЭЗ российских арктических вод, на основе положений
Федерального закона «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей
зоне Российской Федерации» 1998 г., проектов законов «Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации», «Об арктической зоне Российской
Федерации», в частности рассматривались вопросы осуществления права мирного
прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных
кораблей и других государственных судов, а также правила захода этих судов
во внутренние морские воды Российской Федерации.
В работе нашли отражение вопросы правового режима судоходства по
трассам Северного морского пути, которые в соответствии со ст. 14
Федерального закона 1998 г. являются исторически сложившейся национальной
транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.
2. По проекту «Международно-правовой режим морских пространств»
проводились исследования вопросов, связанных с Конвенцией ООН по морскому
праву 1982 г. в свете ее вступления в силу и взаимодействия между
Конвенцией ООН 1982 г. и Международной морской организацией, а также
вопросов, связанных с деятельностью ИМО в области упрощения формальностей в
международном морском судоходстве, в частности, приводятся комментарии к
отдельным стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции по облегчению
международного морского судоходства 1965 г., отражающие позиции государств,
а также принятые изменения и дополнения к Приложению к Конвенции.
Проведен анализ материалов относительно последствий вступления в силу
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для Международной морской
организации (ИМО).
Подготовлено заключение по проекту Закона «Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации», которое содержит анализ положений
проекта в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в частности,
вопросов проведения морских научных исследований живых ресурсов.
Подготовленная инструкция «Об обращении в Международный Трибунал ООН по
морскому праву в случае ареста судов и экипажей» содержит краткую справку
об учрежденном в соответствии с Конвенцией 1982 г. Международном Трибунале
ООН по морскому праву. В Инструкции особо отмечается, что Трибунал может
вынести решение о «незамедлительном освобождении судна и экипажа», если
последнее не освобождается несмотря на предоставление «разумного залога или
иного финансового обеспечения».
1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ
Арктическая зона Российской Федерации определена решением
Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24
апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в Постановлении
Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза
ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»,
внутренние воды и территориальное море, прилегающие к северному побережью
Российской Федерации. В пределах исключительной экономической зоны и
континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и
юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики
обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его
спецификой.
В целях реализации государственной политики в Арктике ведется работа по
разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в частности,
проектов Федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и
«Об основах государственного регулирования социально-экономического
развития Севера Российской Федерации», предусматривающих закрепление в
законодательном порядке принципиальных положений в области экономики,
социальной сферы, экологии, а также в вопросах науки, военной безопасности
и международных отношений в этом регионе.
В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982
г. Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне» 1998 г., проекта Федерального закона «Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации», проекта Федерального закона «Об
арктической зоне Российской Федерации», других законодательных и нормативно-
правовых актов Российской Федерации.
1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и
территориальном море российской Арктики
Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориального
моря Российской Федерации определяются Федеральным законом «О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.), которым уточняются и
конкретизируются отдельные положения Закона «О Государственной границе
Российской Федерации» 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних морских
водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г.
плавание по трассам Северного морского пути - исторически сложившейся
национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в
Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева,
Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом,
другими федеральными законами, международными договорами Российской
Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути,
утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транспортной
коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от
удаленности от побережья.
В настоящее время действуют Правила плавания по трассам Северного
морского пути, утвержденные Министром морского флота СССР 14 сентября 1990
г. и введенные в действие с 1 июля 1991 г.
Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву
1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), СССР/Россия закрепила в Правилах
положения, согласно которым «Правила на недискриминационной для судов всех
государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях
обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения, сокращения и
сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...».
Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специальные
российские навигационные службы - Штабы морских операций, которые
суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).
Судно, принятое под проводку Штабом морских операций АСМП, заходит в
любые арктические морские пространства России, соблюдая при этом правовой
режим судоходства, установленный положениями Конвенции 1982 г. и
законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации,
регулирующими правовой режим соответствующих морских пространств, в силу
наличия у Российской Федерации суверенитета, юрисдикции или суверенных прав
в них.
Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по трассам СМП
является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом
обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения
морской среды (п. 5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема
ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела
особую остроту в связи с введением в действие данных Правил и открытием СМП
для иностранного судоходства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние
морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от
которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды
являются составной частью территории Российской Федерации. Территориальное
море определяется как примыкающий к сухопутной территории или к внутренним
морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных
линий, которыми являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в изданных в
Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, соединяющая
наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах,
где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль
берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; прямая линия, не
превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов
естественного входа в залив либо в пролив между островами или между
островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих
пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между
островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
Перечень географических координат точек, определяющих положение
исходных линий, для отсчета ширины территориальных вод, исключительной
экономической зоны и континентального шельфа России утвержден
Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января
1985 г. Перечень содержит 424 точки, в том числе те, через которые проходят
линии, соединяющие мысы, лежащие на континентальной части северного
побережья страны.
Эта система, будучи предопределена географическими особенностями района, в
свою очередь обусловливает объединение имеющих различный правовой статус
морских пространств, которые лежат в основе правового режима. Вполне
понятно, что все эти положения полностью соответствуют международному
праву.
Подобное соответствие относится и к правовому режиму территориального
моря. Россия обладает суверенитетом над этими водами, который согласно
положениям Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне
1958 г. и Конвенции 1982 г., ограничен лишь правом мирного прохода
иностранных судов. С учетом положений этих Конвенций в Федеральном законе
1998 г. устанавливается порядок мирного прохода через территориальное море.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|