реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

реферат

«Никакое государство не в праве претендовать на подчинение какой-либо части

открытого моря своему суверенитету». Принцип свободы открытого моря,

концентрируя в себе менее общие принципы, сам проявляется в этих

принципах. Нарушение любого из принципов, составляющих принцип свободы

открытого моря (свободы судоходства или свободы рыболовства и т.д.), есть

нарушение принципа свободы открытого моря.

Согласно ст.90 Конвенции 1982 года «каждое государство, независимо

от того, является оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право

на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море». При этом,

согласно ст.91 Конвенции, каждое государство определяет условия

предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его

территории и права плавать под его флагом.

Статья 92 Конвенции 1982 года устанавливает, что в открытом море

«суда должны плавать под флагом только одного государства и, кроме

исключительных случаев, прямо предусмотренных в международных договорах или

в настоящей Конвенции, подчиняются его исключительной юрисдикции». При этом

имеется в виду, разумеется, юрисдикция в широком смысле, т.е. не только

судебная, но и иная власть государства флага.

Ещё в первой половине 19 века было заключено несколько конвенций

(между Англией и Францией в 1830 и 1845 годах), устанавливающих право

осмотра торговых судов. Из действующих конвенций следует отметить, прежде

всего, Международную конвенцию по охране подводных телеграфных кабелей от

14 марта 1884 года, предусматривающую задержание судна, подозреваемого в

повреждении подводных кабелей, ряд договоров о рыболовстве и других

промыслах. Международная конвенция о рыболовстве в Северном море, подписана

в Гааге 6 мая 1882 года, установила право вмешательства при нарушении

правил рыболовства. Вмешательство предусматривала Конвенция по охране

котиков от 7 июля 1911 года (подписали Япония, Россия и США). 9 февраля

1957 в Вашингтоне была подписана Временная конвенция о сохранении котиков в

северной части Тихого океана (участники – СССр, США, Канада и Япония),

наделявшая правом надзора и обыска уполномоченных на то лиц, действующих от

имени стран-участниц.

Развитие танкерного судоходства и необходимость борьбы с

загрязнением нефтью, возникшая особенно остро в связи с известной аварией

либерийского танкера «Торрии Кэньон» в 1967 году, вызвали принятие

Брюсельской конференцией в 1969 году Международной конвенции о

вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению

нефтью. Конвенция 1969 года установила право прибрежного государства

принимать меры за пределами своих территориальных вод для устранения

непосредственной опасности их берегам вследствие загрязнения нефтью из-за

морской аварии.

Право преследования. Судно, совершившее правонарушение в иностранных

внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне, может

подвергнуться преследованию в открытом море, захвачено, отведено в порт и

передано под юрисдикцию потерпевшего государства. В соответствии со ст.111

Конвенции 1982 года преследование иностранного судна может быть

предпринято, «если компетентные власти прибрежного государства имеют

достаточные основания считать, что это судно нарушило законы или правила

этого государства».

В ст. 111 особо подчёркивается, что, если иностранное судно

находится в прилежащей зоне, преследование может быть начато только в связи

с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

Преследование может начаться после подачи сигнала остановится с

дистанции, «позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот

сигнал». Оно может осуществляться летательным аппаратом. Преследование

должно быть прекращено с того момента, когда судно зашло в территориальное

море своего или третьего государства.

Борьба с пиратизмом. Первоначально преследование пиратства

регламентировалось национальным правом. Первым законом Англии,

предоставившим суду право преследовать пиратство, был Адмиралтейский закон

о юрисдикции 1391 года.

Международное право считает пиратскими только те действия, которые

совершены «в открытом море» либо «в месте вне юрисдикции какого бы то ни

было государства».

Запрет перевозки рабов. «Каждое государство, – гласит ст. 99

Конвенции 1982 года, – принимает эффективные меры для предотвращения

перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом,

устанавливает наказание за такие перевозки, а также для предупреждения

противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб нашедший убежище

на этом судне, под каким бы флагом это судно не плавало, ipso facto

свободен». Иными словами, государство флага, прежде всего само обязано

предотвратить такую перевозку. Неприятие мер может привезти к вмешательству

в открытом море со стороны военного корабля другого государства. Если у

военного корабля есть «разумные основания подозревать», что иностранное

судно «занимается работорговлей», он может вмешаться в плавание этого

судна.

Борьба с незаконным вещанием. В последние годы получило

распространение «радиопиратство» - практика незаконного вещания на

территорию государства судов или установок, находящихся за пределами

территориальных вод этого государства.

Под эгидой Европейского совета в 1965 году было заключено

Европейское соглашение о предотвращении радиовещания со станций находящихся

за пределами национальных территорий. Участники соглашения объявляют

наказуемым по своему законодательству вещание, осуществляемое как своими,

так и иностранными гражданами. Всё это касает. Всё это касаетлько с судов и

самолётов, но и также с сооружений, в том числе плавающих, стационарных,

опирающихся на дно и др.

Важнейший вклад в борьбу с несанкционированным вещанием вносит

Конвенция 1982 года, установившая в ст.110, что военный корабль может

осуществить вмешательство в плавание иностранного судна, если оно

занимается несанкционированным вещанием, которое в соответствии со ст.109

означает «передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или

телевизионных программ с судна или установки в открытом море,

преднозначеных для приёма населением, за исключением, однако, передачи

сигналов бедствия».

Государство может «арестовать любое лицо или судно, занимающееся

несанкционированным вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру».

Пересечение незаконного оборота наркотиков. Конвенция 1982 года

содержит весьма важное положение, касающееся пересечения «незаконной

торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в

открытом море в нарушение международной конвенции». Государство, имеющее

разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается

незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами, может

обратится к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пересечении

такой незаконной торговли». Конвенция о борьбе против незаконного оборота

наркотических и психотропных веществ 1988 года: согласно ст.17 военный

корабль вправе осуществить вмешательство, проверить иностранное судно на

предмет незаконной перевозки наркотических или психотропных веществ и

принять соответствующие меры.

Борьба с терроризмом на море. Поднявшаяся в последние десятилетия

волна терроризма не обошла стороной и морское судоходство. После захвата

террористами итальянского лайнера и убийства на его борту гражданина США в

1988 году на конференции в Риме была принята Конвенция о борьбе с

незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

Был также принят протокол о борьбе с незаконными, актами, направленными

против стационарных платформ на континентальном шельфе.

Континентальный шельф.

Современное понятие континентального шельфа представляет собой

продукт многолетней практики государств и закреплено в конвенции ООН по

морскому праву 1982 года.

В соответствии с п.1 ст.76 Конвенции континентальный шельф

прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных

районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всём

протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней

границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от

исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда

внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое

расстояние.

Указанная статья устанавливает, что фиксированные точки, избранные

прибрежным государством, имеющим широкий шельф, для провидения линии

внешней границы континентального шельфа должны находится не далее 350

морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина

территориального моря, и не далее 100 морских миль от 2500 метровой

изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500

метров.

Регулированию прав и обязанностей государств в отношении

континентального шельфа посвящены ст. 76-85 Конвенции 1982 года, которые

практически воспроизводят соответствующие нормы Конвенции о континентальном

шельфе 1958 года. В соответствии со ст. 77 Конвенции 1982 года прибрежное

государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные государства

в целях разведки и разработки его природных ресурсов.

Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф не

затрагивают правового режима покрывающих вод, т.е. открытого моря или той

его части, которая может составлять исключительную экономическую зону, а

также правового режима воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального

шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод

иных государств или приводить к любым неоправданным помехам их

осуществлению.

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона является одним из самых молодых

институтов международного права. Развитие правового института

исключительной экономической зоны началось во второй половине 40-х годов 20

столетия с провозглашения рядом латиноамериканских государств своих

претензий на права в отношении вод за пределами территориального моря.

В соответствии со ст.55 Конвенции ООН по морскому праву

исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за

пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под

устоновленый в настоящей части особый правовой режим, согласно которому

права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других

государств регулируются соответствующими положениями Конвенции. Ширина

исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль,

отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина

территориального моря (ст.57 Конвенции).

Прибрежное государство имеет в отношении исключительной

экономической зоны две категории правомочий. Во первых, прибрежное

государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и

сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах,

покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях

управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по

экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство

энергии путём использования воды, течений и ветра.

Во вторых, прибрежное государство осуществляет юрисдикцию,

предусмотренное в соответствующих положениях Конвенции 1982 года, в

отношении:

a. Создания и использования искусственных островов, установок и

сооружений.

b. Морских научных исследований.

c. Защиты и сохранения морской среды.

В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные,

так и не имеющие выхода к морю, пользуется свободами судоходства и полётов,

прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки

зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим

свободам. Другие государства при осуществлении своих прав и выполнении и

выполнении своих обязанностей по Конвенции в исключительной экономической

зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и

соблюдать законы и правила, принятые прибрежном государством постольку,

поскольку они не являются не совместимыми с Конвенцией и с другими нормами

международного права.

Морское дно за пределами действия национальной юрисдикции.

Район.

До 3-й конференции ООН по морскому праву на дно морских морей и

океанов распространялся правовой режим открытого моря. В связи с развитием

новых технологий добычи полезных ископаемых, быстрым совершенствованием

экономических методов эксплуатации ресурсов морского дна, а также в ходе

растущей потребности в особом правовом регулировании ресурсов морского дна,

и кодификации медународно-правовых норм о морских территориях, начиная с 60-

х годов ведётся активное обсуждение правового статуса морского дна за

пределами действия национальной юрисдикции.

На сессии Ген6еральной Ассамблеи ООН в 1967 году впервые была

официально выдвинута концепция международно-правового регулирования

деятельности государств по освоению морского дна за пределами национальной

юрисдикции в соответствии с принципом, согласно которому дно Мирового

океана и его ресурсы являются «общим наследием человечества».

Концепция общего наследия человечества стала предметом острых

дискуссий в ходе 3-й конференции ООН по морскому праву. Достигнутый на ней

компромисс заключается в понятии подтверждения концепции общего наследия

человечества, которая состоит из следующих положений.

Во-первых, освоение ресурсов морского дна (по терминологии Конвенции –

«Район») осуществляется на благо всего человечества. Во-вторых деятельность

в международном районе морского дна осуществляется с особым учётом

интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые не достигли

полной независимости или иного статуса самоуправления. В-третьих

деятельность в Районе может осуществляется независимо гот географического

положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В-

четвёртых доступ к «Району» происходит через Международный Орган по

морскому дну. В-пятых, район подлежит использованию исключительно в мирных

целях.

Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может

претендовать на права, на полезные ископаемые, добываемые в Районе,

приобретать или осуществлять их иначе, как в соответствии с Конвенцией

(ст.37 Конвенции).

Правовой статус и внутренняя структура Органа определяется

Соглашением об осуществлении Части 9 Конвенции ООН по морскому праву 1982

года. Орган состоит из Ассамблеи, Совета и Секретариата. В соответствии с

Конвенцией создаётся также Предприятие – учреждение, через которое Орган

осуществляет свои функции.

Защита и сохранение морской среды.

Защита и сохранение морской среды являются важнейшими принципами

международного морского права. Связанное с развитием технологического

прогресса во второй половине 20 века загрязнение морской среды обусловило

решимость государств принимать меры по нормативно-правовому регулированию

деятельности государств в Мировом океане для предотвращения дальнейшего

загрязнения морской среды.

Правовому регулированию защиты и сохранения морской среды посвящена

часть 12 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Статья 192 Конвенции

содержит определение общего обязательства государств в отношении морской

среды: «Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду».

Правовое содержание принципа защиты и сохранения морской среды

заключается в ограничении свободы государств в осуществлении ими своих

суверенных прав при разработке природных ресурсов, обязанностью

предотвращать загрязнение морской среды, а также предпринимать меры по

сокращению уже имеющего место загрязнения (ст.193,194 Конвенции).

Данный, в общих понятиях сформулированный принцип находит своё

развитие в конкретных обязательствах государств по защите и сохранению

морской среды в соответствии с частью 12 Конвенции ООН по морскому праву

1982 года.

Морские научные исследования.

Право проводить морские научные исследования установлено в ст.238

Конвенции: «Все государства, независимо от их географического положения, и

компетентные международные организации имеют право проводить морские

научные исследования при условии соблюдения прав и обязоностей других

государств, предусмотренных в настоящей Конвенции».

При этом провидение морских научных исследований требует соблюдения

ряда принципов. Во-первых. Морские научные исследования проводятся

исключительно в мирных целях. Во-вторых, морские научные исследования

проводятся надлежащими научными методами и средствами, совместимыми с

положениями настоящей Конвенции, и должным образом уважаются при

осуществлении таких видов использования. В-четвёртых, морские научные

исследования проводятся с соблюдением всех относящихся к делу правил,

принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, включая положения о защите

и сохранении морской среды.

В открытом море действует принцип свободы морских научных

исследований, согласно которому оно открыто для всех государств. Как

прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В международном Районе морского

дна деятельность по осуществлению морских научных исследований проводится

Органом.

В исключительной экономической зоне, а также на континентальном

шельфе морские научные исследования осуществляются с согласием прибрежного

государства. При этом Конвенция предусматривает ряд случаев, в которых

прибрежное государство не в праве отказать в провидении морских научных

исследований (ст.246).

В территориальном море осуществление морских научных исследований

требует определённо выраженного согласия прибрежного государства и

проводится на установленных им условиях. Прибрежные государства в

осуществление своего суверенитета имеют, таким образом, исключительное

право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в

своём территориальном море.

Используемая литература:

1. Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М.

Действующее международное право. В 3 т. М., 1997. Т. 3.

Разд.20.

2. Колодкин А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим.

Основные проблемы. М., 1973.

3. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного морского права.

М., 1983.

4. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.

5. Яковлев И.И. Международный орган по морскому дну. М.,1986.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.