реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Источники международного экономического права

реферат

одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с

обязательством погашения займа.

У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к

количественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае

используются так называемые соглашения о товарообороте, проще говоря

–взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об

определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных

поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

К сожалению, я не могу перечислить все возможные виды двусторонних

соглашений – их существует великое множество. Число их всевозможных

разновидностей настолько обширно, как и само международное право.

2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций

Значительное число рекомендаций по вопросам экономического

сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в

систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не

носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как

Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом

международном экономическом порядке и программа действия по установлению

Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах

провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического

сотрудничества.

Довольно интересен принятый 12 декабря 1974 года Генеральной Ассамблеей

ООН следующий документ – «Хартия экономических прав и обязанностей

государств».

В этом документе определены основные принципы международного

экономического сотрудничества.

«… следующими принципами:

а) суверенитет, территориальная целостность и политическая

независимость государств;

б) суверенное равенство всех государств;

в) ненападение;

г) невмешательство;

д) взаимная и равная выгода;

е) мирное сосуществование;

ж) равноправие и самоопределение народов;

з) мирное урегулирование споров;

к) добросовестное выполнение международных обязательств…»[5]

Как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех

же принципах, что и международное право целиком, основные принципы которого

зафиксированы в уставе ООН. Общеизвестно, что принципы, зафиксированные в

этом документе, носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами

высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни

по взаимному соглашению.

В этом документе признаётся право любого государства «выбирать свою

экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную

систему»[6] независимо от воли и желания других государств в соответствии с

волей своего народа. Таким образом, уже в этой статье отражены два принципа

международного права: самоопределение народов и неприменение силы или

угрозы силой.

В Хартии закрепляется право государств на контроль иностранных

инвестиций в свою экономику согласно своим законам и в соответствии со

своими национальными целями.

В части 2 пп. б) ст. 2 регулируются права и отношения с

транснациональными корпорациями, в которых можно найти отражение принципов

невмешательства во внутренние дела и сотрудничества.

Принцип сотрудничества также применён в ст. 3 в отношении разработки

природных ресурсов.

В Хартии закрепляется юридическое равноправие государств. Любое

государство имеет право «полностью и эффективно участвовать в международном

процессе принятия решений» для урегулирования возникших валютных,

финансовых и экономических споров и разногласий (ст. 10).

Не обделены вниманием вопросы использования земных недр и сохранения

окружающей среды. Согласно ст. 29 дно морей и океанов, их недра, а также

ресурсы являются общим наследием человечества. За защиту, сохранение и

улучшение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений несут

ответственность все государства. Все государства при разработке своих недр

должны стремиться к сохранению природы и окружающей среды, способствуя

благоприятному развитию развивающихся стран. Экологическое сотрудничество

государств может выражаться в выработке международных норм и правил в

области окружающей среды (ст. 30).

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции

"О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях"

(1984) и "О международной экономической безопасности"(1985г.).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего

Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и

обязательную юридическую силу.

2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные

обычаи

Решения таких конференций, особенно основные, оформленные в виде

заключительных актов конференций, теоретически рассматриваются как особый

вид многосторонних договоров. Поэтому они могут обладать рекомендательной и

обязательной юридической силой.

Среди документов международных конференций, имеющих существенное

значение для формирования международного экономического права, особо важным

являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по

торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые

отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел

"Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды"

Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

1975 года, а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии

для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

Ещё одним источником МЭП, который скорее является традиционным – это

исторический обычай. Обычаи играют важную роль как вообще в международном

праве, так и в МЭП. Международные обычаи формируются веками, тысячелетиями

истории человеческих отношений.

Международный обычай формируется на основе практики государств. Путём

признания в качестве правовой нормы обычай приобретает статус международной

нормы. Такая норма и находит своё выражение в форме международного обычая.

В отличие от договорных норм, обычай не оформляют каким-либо единым

актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая

используют вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения

международных организаций и односторонние акты и действия государств.

К таким судебным решениям, являющимися вспомогательным средством,

относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и

арбитражных органов.

В своей практике Международный Суд ООН не ограничивался констатацией

существования обычаев, но давал им более иди менее четкие формулировки.

С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной

роли обычая в области регулирования международных экономических отношений,

так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих

взаимоотношениях, – это не та проблема, к которой можно подойти через

обычное право.

Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные

принципы международного права, как уважение государственного суверенитета,

равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и

др., государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих

как двусторонних, так и многосторонних документах.

4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В заключении хотелось бы отметить то, что международное экономическое

право представляет собой широкую тему для практического изучения и

теоретических исследований. Вообще, такая трудоёмкая работа, как анализ

международных документов и составление собственного о них мнения приносит

осязаемые плоды, т.к. эти документы являются плодом человеческой мысли

«разношёрстных» людей. Это квинтэссенция их жизненного и исторического

опыта, а также сложившейся международной практики.

В те годы, когда создавалась Организация Объединенных Наций, мировое

хозяйство четко укладывалось в прокрустово ложе национальных границ.

Сложное переплетение связей юридических и физических лиц, имеющих разную

национальную принадлежность и гражданство, регулировалось в основном

государственной властью в рамках национальных правовых систем, которые, как

известно, значительно отличались друг от друга.

Несогласованность национальных законодательств разных стран неизбежно

порождала серьёзные коллизии и проблемы.

Разногласия в этих сферах снимались в лучшем случае двусторонними

договорами и правилами, принятыми в то время в практике государств. Как

считает Т. Н. Нешатаева, «можно смело утверждать, что до второй мировой

войны универсальное международное регулирование международных экономических

отношений не получило серьёзного распространения». В качестве подтверждения

следует указать на крайне незначительное число универсальных конвенций по

экономическим вопросам и отсутствие в уставах международных организаций (в

первую очередь в уставе Лиги Наций) серьёзной проработки вопросов

компетенции организации в сфере экономики.

Между тем необходимость в международно-правовом регулировании

мирохозяйственных связей становилась всё более насущной. Движение

капиталов, товаров и услуг приобрели всеобщий интернациональный характер.

Толчком к этому послужили достижения научно-технического прогресса в

области транспорта, энергетики, связи и т.п. Также интернациональный

характер приобрели экономические проблемы и кризисы. Разбалансирование

одной из национальных экономик неизбежно порождало задержку в

поступательном развитии мирохозяйственных связей. Вторая мировая война со

всей очевидностью продемонстрировала тесную взаимозависимость мирового

рынка и национальных экономик. Одним из трагических результатов этой войны

явился развал европейского регионального рынка.

Проработка конкретных программ по созданию универсальной международной

организации в сфере экономики велась в связи с созданием ООН. В результате

принятия компромиссного решения в Устав ООН вошли положения о международном

экономическом сотрудничестве (п. 3 ст. 1), координируемом одним из главных

органов ООН – Экономическим и Социальным Советом (ст. 62).

Конечно, в объеме одной контрольной работы сложно охватить все сферы

экономического сотрудничества, регулируемые международным правом. Так, как

помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его

субъектах и источниках, существует большое количество международных

нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в

отдельных областях международных экономических отношениях, а также,

регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.

При рассмотрении этой области международного экономического права можно

привести большое количество примеров о развитии межгосударственного

сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка

реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при

решении глобальных вопросов в этой сфере.

Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству

в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на

региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических

комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.

Затронув одну отрасль международного права - международное

экономическое право - мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет

собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной,

единой системы международного права, которая в настоящее время является

одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.М. Международное экономическое право. – М., 1986 г.

2. Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торговли. – М.,

1972г.

3. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. – М.,

1994.

4. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –

М.: Междунар. отношения, 1999.

5. Юридичний словник. – К.: УРЭ. – 1983.

6. Действующее международное право. В 3-х томах. Ю.М. Колосов и Э.С.

Кривчикова. Том 3. 1997.

7. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в

международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999.

8. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. —

1999.

-----------------------

[1] Стр. 417. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.

Кузнецов.

[2] Ст. 38 Статута Международного Суда ООН.

[3] Ст. 2. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.

[4] Ст. 8. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.

[5] Глава 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.

[6] Глава 2. Ст. 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.