Гражданство в международном праве
Введение ………………………………………………………………….. 1
1. Понятие гражданства и его значение для международного
права…………………………………………………………………3
2. Приобретение гражданства, его способы и условия ………….9
2.1 Натурализация, понятие и значение …………………………...13
2. Восстановление в гражданстве ………………………………….16
3. Оптация и трансферт, понятие, основные положения……….19
3. Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение
гражданства на основании международного договора
……….21
4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ),
понятие, порядок предотвращения ………………………………24
5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины
………………………………………………..27
6. Правовое положение иностранцев, международное регулирование
…………………………………………………………………………29
7. Правовой статус беженцев и перемещенных лиц в международном праве
…………………………………………………………………38
8. Право убежища понятие, возникновение и развитие
…………………………………………………………………………43
9. Заключение ………………………………………………………….47
10. Список используемой литературы …………………………………
11. Приложения……………………………………………………………
Введение.
Проблема гражданства исключительно важна как для науки международного
права, так и для практической государственно-правовой деятельности.
Гражданство является одним из основных признаков государственного
суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь,
содержится источник существования и развития гражданства.
Институт гражданства связан не только с реализацией государственного
суверенитета, а и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и
законных интересов граждан данного государства. В соответствии со Всеобщей
Декларацией прав человека « право на гражданство является неотъемлемым
правом человека ». Гражданство, как субъективное право человека, признается
многими конституциями народов мира. В этом плане законодательство Украины о
гражданстве соответствует требованиям международно-правовых стандартов
обеспечения прав и свобод человека.
Население обычно определяется как совокупность индивидов, проживающих в
определенное время на территории конкретного государства и подчиненных его
юрисдикции.
В состав населения любого государства входят граждане этого государства,
иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и
промежуточную группу - лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды) .
Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан
определенного государства.
Правовой статус населения определяется прежде всего нормами
внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем,
связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и
договорного международного права. По мере развития политических, социально-
экономических культурных, научно-технических связей между государствами
возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства
осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы
правового статуса населения и по внутригосударственному, и по
международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных
свобод человека.
С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам
гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это
заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за
границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить
правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно
развивающиеся международные торгово-экономические отношения.
Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно
обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным
проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются:
Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская
конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о
гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении
безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев
многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства,
Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без
гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол
касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г.,
Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов
международного характера.
В данной работе сделана попытка, на основании международных соглашений,
дать общую характеристику институту гражданства, порядку и способам
приобретения гражданства, выхода из него, а также охарактеризовать основные
понятия, связанные с данной проблемой ( «бипатризма», «апатризма», понятие
«иностранец», «беженец» и т.д.). Выяснить роль и значение института
гражданства в международном праве, а также влияние международной практики
по вопросам гражданства на законодательство различных государств и правовых
систем в целом.
Для более полного понимания проблемы считаю необходимым начать свою работу
с определения термина «гражданство» и различными его формулировками,
используемыми в литературе по курсу «Международное право»
1. Понятие гражданства и его значение для международного права.
Основу правового статуса индивида образуют правоотношения гражданства.
Сущность гражданства состоит во взаимоотношениях человека и государства.
В отечественной науке международного права и законодательстве по вопросам
гражданства есть много определений института гражданства, но, как
считается, все они грешат определенной неполнотой, а иногда и
противоречивостью.
Так, например, в семитомном «Курсе международного права» содержится
следующая дефиниция гражданства: «Гражданство - это устойчивая правовая
связь физического лица с государством, которая выражается в совокупности их
взаимных прав и обязанностей и означает подчинение данного лица суверенным
властям соответствующего государства независимо от своего
местонахождения... Гражданство — это юридическая принадлежность того или
иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство -
устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае продолжительного
пребывания гражданина за границей она не прерывается».
По поводу такой формулировки гражданства возникает ряд вопросов. Во-
первых, вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего
местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей гражданской
принадлежности, так как, в качестве иностранца на территории иного
государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции государства пребывания. Во-
вторых, на территории любого государства в любое время находятся не только
граждане данного государства, но и другие лица- иностранные граждане и лица
без гражданства, которые в данный момент проживают на его территории,
составляя его население.*
Ст. 2. Европейской конвенции о гражданстве дает следующее определение
гражданству: "гражданство" означает правовую связь между отдельным
лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица” .**
Закон Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г. содержит
следующее определение гражданства- « гражданство Украины- правовая связь
между физическим лицом и Украиной, которая находит свое выражение в их
взаимных правах и обязанностях».***
Наиболее оптимальной формулировкой гражданства , на
* М.А.Баймуратов «Международное публичное право» Х. «Одиссей» 2003г.
** Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997г.
***Закон Украины «О гражданстве Украины» ВВРУ 2001г. №13 ст. 65
мой взгляд, является следующая формулировка: гражданство- это политико-
правовая связь лица и государства устойчивого характера, в результате
которой между ними возникают взаимные права и обязанности.
Как представляется, в этой формулировке содержаться все самые важные
признаки гражданства:
. гражданство- это правовая связь лица и государства;
. юридические права и обязанности между субъектами правоотношений
носят взаимный характер: государство вправе требовать от лица
уважение и соблюдение своих законов, но в то же время обязано
осуществлять защиту этого лица, как на своей территории, так и за
ее пределами; лицо же, в свою очередь, имеет право требовать от
государства обеспечения такой защиты, но в то же самое время оно
обязано соблюдать его законы;
. гражданство — это политическая связь лица и государева, так как
предполагает ту или иную степень участия лица в управлении делами
государства и общества: участие в выборах, референдумах, уплату
налогов и др.;
. устойчивость такой связи предполагает наличие потенциальной
возможности ее разрыва (лицо вправе выйти из гражданства на
основании своего волеизъявления и по основаниям предусмотренным
законодательством).
Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина
конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению
обществом и государством, активном пользовании своими правами и
добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом.
Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой
данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о
гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение
только на уровне международного права посредством заключения
соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде
всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о
гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим
гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают
принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это
лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции
одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за
некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного
государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства
заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы
минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще ее
исключить. В Законе Украины «О гражданстве» от 8 октября 1991 года нашим
государством признавалась возможность двойного гражданства, возникающего на
основе заключаемых Украиной международных соглашений. Хотя в договорной
практике Украины такие примеры отсутствовали. Однако уже в Конституции
Украины 1996 года было закреплено положение о том, что в Украине существует
единое гражданство (статья 4), которое снимает проблему возникновения
двойного гражданства у граждан Украины. Закон Украины «О гражданстве
Украины» от 18 января 2001 года среди принципов законодательства Украины о
гражданстве (статья 2) закрепляет принцип единого гражданства- гражданства
государства Украина, который исключает возможность существования
гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин
Украины приобрел гражданство (подданство) иного государства или государств,
то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины.
Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с
Украиной он признается лишь гражданином Украины.
Следует помнить, что в бывшем СССР было законодательно установлено также
двойное, или одновременное гражданство соответствующих лиц- статус
гражданина СССР и одновременно статус гражданина союзной республики, на
территории которой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную
республику на постоянное местожительство, соответственно изменялось и
республиканское гражданство. Поскольку гражданство-это юридическая
принадлежность индивида к организованному в данное государство обществу, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|