отграничению необходимо прибегать при использовании общего понятия
«внешнеторговая поставка» применительно к отношениям, которые регулируют
соответствующие Общие условия поставок, носящие нормативный характер.
В силу действующего в России законодательства все участники оборота
независимо от форм собственности вправе самостоятельно осуществлять
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Поскольку заключение и исполнение контрактов
международной купли-продажи товаров является одним из видов
внешнеэкономической деятельности, это означает, что в принципе сторонами
таких контрактов могут быть любые юридические лица, зарегистрированные в
качестве таковых на территории Российской Федерации. Стороной договора
могут быть также действующие на территории Российской Федерации предприятия
с иностранными инвестициями, включая полностью принадлежащие иностранным
инвесторам[5].
В отличие от ранее существовавшего порядка (в соответствии с
постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1987 г. №203 «О мерах
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» для
участия во внешнеэкономической деятельности требовалась специальная
регистрация в МВЭС СССР с представлением регистрационной карточки,
присвоением регистрационного номера, выдачей свидетельства о регистрации),
Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 года №213 «О либерализации
внешнеторговой деятельности» установлено, что такого рода деятельность
может осуществляться без специальной регистрации. Исключение из этого
правила предусмотрено лишь в отношении экспортеров стратегически важных
сырьевых товаров: Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. №628 «О порядке
экспорта стратегически важных товаров» вводится специальная регистрация в
МВЭС РФ.
Законодательством, действующим на территории Российской Федерации
(п.1 ст. 161 Основ), установлено, что гражданская правоспособность
иностранных юридических лиц определяется по закону страны, в которой
учреждено юридическое лицо. Из этого следует, что вопрос о том, вправе ли
то или иное иностранное юридическое лицо заключить с субъектом российского
права контракт, должен решаться на основе иностранного закона. Вместе с
тем, в силу п.2 ст.161 Основ иностранное юридическое лицо при совершении
сделок не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или
представителя, не известное праву страны, в которой орган или представитель
иностранного юридического лица совершает сделку.
2.2. Правовое регулирование ВТС. Краткая характеристика нормативных
актов и других документов, применяемых при заключении и исполнении
договоров международной купли-продажи (внешнеторговой поставки)
Договор международной купли-продажи – наиболее важный из всех
внешнеторговых договоров. Путем заключения и исполнения именно этого
договора осуществляется внешнеэкономический товарообмен, составляющий
основную часть внешней торговли России. С данным договором тесно связаны
различные виды договора подряда – сделок, направленных на выполнение работ
и оказание услуг. Исполнение договора этого вида предполагает заключение
договоров перевозки и страхования, а нередко также лицензионных договоров,
которые заключаются для того, чтобы обеспечить производство товаров,
предусмотренных договорами международной купли-продажи1.
Сделки, заключаемые с иностранными контрагентами, регулируются нормами
права той или иной страны. Применимое к ним право определяется по
соглашению сторон контракта2. Действующее в России законодательство (ст.
166 Основ), как и право большинства других стран мира, исходит из того, что
стороны внешнеэкономической сделки свободны в выборе применимого права.
Однако при его выборе возникают сложности. Прежде всего, это вызвано тем,
что имеются определенные расхождения в решении одних и тех же вопросов в
различных системах права и национальных законодательствах, а так же в
практике их применения. Участнику внешнеэкономической деятельности
необходимо хорошо ориентироваться в нормах права, которые регулируют этот
вид договора. Во-первых, при согласовании условий контракта с иностранным
партнером, необходимо знать правила, определяющие порядок его заключения.
Во-вторых, если одна из сторон не выполнила согласованные условия, которые
противоречат императивным нормам права, их окажется невозможным реализовать
в судебном порядке. Так, включение в контракт условия о штрафе на случай
неисполнения какого-либо обязательства признается большинством стран
недопустимым. В-третьих, невозможно в конкретном контракте предвидеть все
возможные ситуации и соответственно оговорить условия на все случаи. В этой
связи, при возникновении в будущем разногласий между партнерами по
вопросам, не предусмотренным в контракте, неизбежно применение норм права.
Но, если сторона контракта знает, как решается тот или иной вопрос в
диспозитивной норме права, и это решение ее устраивает, нет необходимости
тратить усилия на ее согласование. Если же оно сторону не устраивает, нужно
договариваться с партнером о включении в контракт иного условия, тем самым
избежав применения такой диспозитивной нормы права1. Например, в праве
одних стран включение в контракт условия о штрафе, если при этом не
оговорено другое, означает, что нельзя требовать убытки, превышающие такой
штраф. В праве других стран, в частности, в России, действует обратное
правило: допустимо требовать возмещения убытков, которые превышают штраф,
если нет договоренности сторон об ином.
При отсутствии в контракте условия о применимом праве (а это часто
бывает на практике) стороны вправе согласовать этот вопрос впоследствии.
Если же такая договоренность не достигнута, применимое право определяется
на основании коллизионной нормы. Применимые к рассматриваемому виду
договоров коллизионные нормы разных стран не совпадают по содержанию. Есть
и международные конвенции, цель которых унифицировать коллизионные нормы,
применимые к договору купли-продажи товаров (например, Гаагская конвенция о
праве1, применимом к международной купле-продаже движимых вещей, 1955 г. и
Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.).
Согласно Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961г.,
участницей которой является Россия, а так же Закону РФ «О международном
коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г., вступившему в силу с 14 августа
1993 г., применимое право определяется арбитражем в соответствии с
коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой. В
силу ст. 166 Основ применимым признается право страны, где учреждена, имеет
место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся
продавцом в договоре купли-продажи. Это означает, что если спор между
сторонами будет разрешаться в арбитраже в России, то в соответствии с
действующим законодательством к экспортным контрактам российских
предпринимателей (при отсутствии иного соглашения сторон) применимым по
общему правилу будет признано российское право, а к импортным – право
страны-контрагента.
Необходимо так же иметь в виду, что всеобщих коллизионных норм
международного частного права не существует. Суд каждого государства
ориентируется, как правило, на коллизионные нормы своего права2.
С точки зрения действующего российского права и права многих других
государств для определения применимого права не имеет значения место
заключения внешнеторгового контракта купли-продажи. Встречающиеся в
литературе рекомендации заключать контракты в своей стране, что якобы
обеспечит применение отечественного права, в отношении деятельности
российских судов и арбитражей, устарели, а судов и арбитражей во многих
других государствах, вообще являются ошибочными. Как уже отмечалось, в
Основах гражданского законодательства 1991 г. коллизионные нормы по
внешнеэкономическим сделкам содержатся в ст. 166. Применение же
коллизионного критерия «места совершения сделки» предусмотрено в ст.165
Основ, не относящимся к регулированию отношений по внешнеэкономическим
договорам. Из этого вытекает желательность предусматривать в контракте
условие о применимом праве. Если не удается согласовать применение
российского права, то целесообразно, по крайней мере, договориться о праве
государства - участника Венской конвенции и при этом европейского
контингента (например, Швейцарии, Германии или Франции). Эти соображения
вызваны не тем, что отечественное право наилучшим образом защитит интересы
российского предпринимателя. Просто о его содержании и практике применения
легче и дешевле получить соответствующую информацию.
2.2.1. Краткая характеристика нормативных актов и других документов,
применяемых при заключении и исполнении договоров международной купли-
продажи (внешнеторговой поставки)
I. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров
1980 года (Венская конвенция)
Вступила в силу 1 января 1988 г. Состоит из 4-х частей, включающих в
общей сложности, 101 статью. Регулирует отношения по вопросам, связанным
как с заключением договоров международной купли-продажи товаров, так и с их
исполнением и ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Часть II Конвенции «Заключение договора» и часть III «Купля-продажа
товаров» имеют самостоятельное значение: государство по его усмотрению
может заявить об обязательности для себя либо обеих частей Конвенции, либо
одной из них (ст.92). Часть I Конвенции («Сфера применения и общие
положения») и часть IV (“Заключительные положения”) содержат
предписания, в одинаковой мере применимые к ч. II и к ч. III Конвенции.
Часть III Конвенции «Купля-продажа товаров» состоит из пяти глав: 1) общие
положения, 2) обязательства продавца, 3) обязательства покупателя, 4)
переход риска, 5) положения, общие для обязательств продавца и покупателя.
Часть глав разбита на разделы. Так, в главе II «Обязательства продавца»
имеются разделы: поставка товара и передача документов, соответствие товара
и права третьих лиц, средства правовой защиты в случае нарушения договора
продавцом.
Гибкость формулировок норм Конвенции позволяет при их применении
учитывать конкретные обстоятельства каждой сделки. Вместе с тем, для
успешного применения этого документа необходимы знания и навыки ведения
коммерческих операций в условиях реальных рыночных отношений.
II. Общие условия поставок СЭВ.
В настоящее время действует их редакция 1988 г. (ОУП СЭВ 1968/1988
гг.)[6], вступившая в силу с 1 июля 1989 г. Первые многосторонние ОУП в
рамках СЭВ были разработаны в 1957 г. и введены в действие с 1 января 1958
г. Вторая редакция этого документа была принята в 1968 г. (ОУП СЭВ 1968
г.), третья – в 1975 г. (ОУП СЭВ 1968/1975 гг.), четвертая – в 1979 (ОУП
СЭВ 1968/1975 гг. в ред.1979 г.). ОУП СЭВ создали общий правовой режим
взаимной внешнеторговой поставки в странах – их участницах, обеспечивающее
единообразное регулирование этой области отношений между организациями
соответствующих стран.
Существенно отличаются сферы применения ОУП и Венской Конвенции. В
одних аспектах сфера применения Конвенции шире, чем ОУП СЭВ, в других –
уже. Во-первых, в отличие от ОУП СЭВ Конвенция применяется не только в
отношении договоров купли-продажи между юридическими лицами, но и с
участием граждан (физических лиц). Во-вторых, применение Конвенции не
ограничивается рамками отношений между партнерами определенной группы
государств. В-третьих, в отличие от ОУП СЭВ Конвенция применима к договорам
между партнерами одной национальности (государственной принадлежности),
если их коммерческие предприятия находятся в разных государствах. В-
четвертых, Конвенция не применяется к договорам на определенные виды
товаров, в то время. Как ОУП СЭВ применяется к поставкам всех видов
товаров. В-пятых, неприменима Конвенция в отличие от ОУП СЭВ и к
определенным видам отношений (Когда предметом договора является товар,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|