функционирования предприятий и организаций различных организационно-
правовых форм. Это позволяет инвестору определить какая форма в наибольшей
степени подходит для его целей.
Несмотря на довольно жесткое регулирование, высокие налоги
(иностранный акционер уплачивает в виде различных налогов 60-79% полученной
прибыли), ограничения на приобретение недвижимости и т.п., рынок Бразилии,
ее экономика остаются привлекательными для иностранных инвестиций, которые
сегодня в гораздо большей степени служат интересам экономического и
социального развития страны. В 1991 г. в Бразилии насчитывалось около 5000
предприятий с иностранными инвестициями. По данным Центрального Банка
Бразилии общая сумма иностранных инвестиций на середину 1989 г. составила
свыше 27 млрд. долларов США[9]. Большая часть иностранных инвестиций
поступают из США, ФРГ, Японии, Швейцарии, Великобритании, Италии, Франции и
Канады. Наибольший приток иностранного капитала приходится на
машиностроение, металлургию,
химию и нефтехимию.
Аргентина.
Законодательную базу, регулирующую иностранные инвестиции в стране
составляют: закон N 20.557 "Иностранные капиталовложения" от 7 сентября
1973 г., Закон 20.575 "Регистр иностранных капиталовложений" от 28 ноября
1973 г., Декрет N 413 от 5 февраля 1974 г.[10], разъясняющий применение
Закона "Иностранные капиталовложения". Эти акты составляют систему
регулирования сложного комплекса отношений, возникающих в связи с
иностранными инвестициями. К такой системе Аргентина пришла не сразу.
Вышеуказанным законодательным актам предшествовали Закон "Правовой
режим иностранных инвестиций" 1958 г. и Декрет 1959 г. по применению этого
Закона (в настоящее время они утратили силу).
Закон 1958 г. предоставлял иностранным инвестициям "национальный
режим, уравнивая иностранных инвесторов с местными вкладчиками капиталов в
правовом положении. Закон предусматривал разрешительный порядок допуска
иностранных инвестиций, определял сферы приложения и условия
инвестирования, порядок регистрации, а также льготы иностранным инвесторам
(в отношении таможенных пошлин, налогообложения, валютного режима и системы
кредитования). Декрет же определял государственные органы, непосредственно
ответственные за исполнение Закона. Министерство экономики, как орган
уполномоченный на исполнение Закона, создавая совещательные комиссии с
участием представителей других государственных органов, в компетенцию
которых входило решение вопросов по инвестированию иностранного капитала.
Однако практика показала, что эти нормативные акты лишь в самом
общем виде и далеко не полно регулировали комплекс отношений, связанный с
инвестированием иностранных капиталов в экономику Аргентины.
Поэтому был разработан и принят новый Закон - "Иностранные
капиталовложения", который полно и детально регламентирует большой круг
вопросов, возникающих в связи с иностранным инвестированием. Он отражает
как политику правительства в отношении иностранных инвестиций, так и
состояние и потребности экономики Аргентины, отдельных ее отраслей. При
разработке закона был учтен опыт других государств и таких международных
организаций как Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и
Организация Андского договора.
В 1-ой главе Закона "Сфера применения" дается подробное определение
иностранных инвестиций, перечисляются все формы прямого и портфельного
инвестирования, которые допускаются с разрешения правительства в
определяемых им же отраслях экономики страны.
Во 2-й главе "Классификация" дается определение предприятий с
участием иностранного капитала, смешанных предприятий с участием
национального и иностранного капитала, определения национального и
иностранного инвесторов, их национальности.
В категорию "предприятия с иностранным капиталом" включаются
предприятия, в которых доля аргентинского капитала составляет менее 51%
общей суммы капитала[11].
"Предприятия с участием национального и иностранного капитала"
определяются как предприятия с долей национального капитала
(государственного или частного) составляет от 51% до 80%[12]. В этой
категории национальному капиталу принадлежит право решающего голоса по
управлению предприятием.
"Предприятия с национальным капиталом" - те, в которых национальные
инвесторы имеют более 80% капитала предприятия и безусловное право принятия
решений по всем вопросам деятельности предприятия.
"Иностранный инвестор" - любое физическое или юридическое лицо
неаргентинской национальности, являющееся владельцем капитала, подлежащего
инвестированию или уже инвестированного в предприятие какой-либо из
упомянутых категорий.
"Национальный инвестор" - любое аргентинское юридическое или
физическое лицо, возникшее в соответствии с аргентинским законодательством
и владеющее капиталом предприятия того или иного рода[13].
В соответствии с Гражданским Кодексом Аргентины национальность лиц
определяется по месту их инкорпорации.
3-я глава "Условия инвестирования" посвящена регламентированию
наиболее важных вопросов иностранного инвестирования. Для осуществления
вложения прямых инвестиций необходимо предварительно обратиться с
заявлением в Министерство экономики, которое изучает предложение инвестора
и проводит с ним переговоры. В результате заключаются "контракты о
капиталовложении". Сторонами контракта являются аргентинское государство в
лице уполномоченного органа и иностранный инвестор. Контракт должен быть
еще одобрен правительством или Конгрессом страны. Если предполагается
создание предприятия с долей аргентинского капитала 51-80%, то условия
контракта подлежат одобрению правительства, если менее 51% - Конгресса.
Закон придает большое значение контракту как документу, являющемуся
"юридической основой инвестирования". В связи с этим в Законе строго
фиксируются условия, которые должен содержать контракт в первую очередь. Он
должен включать условия инвестирования в отношении конкретной отрасли и
географического района страны (определяются правительством). Инвестиции
должны содействовать лучшему использованию природных и людских ресурсов,
улучшению условий жизни местного населения. Кроме того, инвесторы обязаны
принимать все необходимые меры для предотвращения или ограничения
загрязнения окружающей среды. Продукция или услуги, которые будут
произведены в результате инвестиций должны способствовать замене импортной
продукции или быть статьей экспорта.
При любом движении денежных средств в процессе вложения капитала
(перевод сумм за границу в виде прибыли, процентов, дивидендов, репатриации
капиталов, погашения импорта или других расходов, платежный баланс страны
должен иметь положительное сальдо. Иностранный инвестор должен использовать
на создаваемом предприятии передовую технику и технологию, вести научные
разработки в соответствующих областях, применительно к местным условиям.
На предприятиях всех видов должен использоваться аргентинский
руководящий, научный, технический и административный персонал в масштабах,
определяемых в каждом конкретном случае Министерством экономики.
Инвестирование иностранного капитала должно осуществляться таким образом,
чтобы не вытеснять с внутреннего рынка предприятия с национальным
капиталом.
Министерство экономики должно отдавать предпочтение тем заявлениям о
разрешении капиталовложений, в которых инвесторы предлагают программу
превращение созданного предприятия в предприятие с национальным капиталом в
течение 10 лет. Для национального капитала в таком предприятии в первые 5
лет должна составлять не менее 20%, а в оставшиеся 5 лет ежегодно
увеличиваться на 15%[14].
Если инвестирование иностранного капитала разрешено в отрасли, где
происходит истощение природных ресурсов, то проблема компенсации за их
использование решается в виде уплаты дополнительных налогов, в соответствии
с законодательством. Во всех случаях участие иностранного капитала должно
быть представлено акциями, квотами, долями, номинальным капиталом в
Акционерных обществах. Передача акций одних иностранных инвесторов другим
не может быть осуществлена без предварительного разрешения государственных
органов.
Предоставление привилегий и льгот осуществляется Министерством
экономики. Они предоставляются только тем инвесторам, которые кроме
выполнения указанных выше условий осуществляют важные для экономики страны
мероприятия:
- использование незанятой национальной рабочей силы и организация
подготовки кадров;
- использование национальных технологий, разработанных в стране;
- использование национального сырья, полуфабрикатов, основных
средств производства;
- содействие географической децентрализации в размещении
производственных сил и отраслей экономики;
- обязательство производить вклады прибылей в Национальный банк
развития или другие аналогичные банковские учреждения страны;
- обязательство реинвестировать часть полученной прибыли в развитии
производства.
Привилегии и льготы фиксируются в контракте о капиталовложениях как
обязательства государства в лице уполномоченного органа.
Закон определяет капитал, подлежащий репатриации как сумму
первоначально разрешенную к инвестированию и действительно вложенную в
стране и зарегистрированную в валюте происхождения или другой валюте, плюс
реинвестиции, разрешенные в соответствии с Законом. Пересчет на валюту
происхождения осуществляется по курсу, действующему на момент определения
суммы подлежащего репатриации капитала.
Репатриация капитала происходит в соответствии с положениями
контракта о капиталовложении. Этот процесс не должен влиять на
функционирование предприятия и ежегодная квота репатриации не должна
превышать 20% инвестированного капитала. Начало репатриации возможно лишь
по истечении 5 лет с момента одобрения контракта о капиталовложениях.
Репатриация осуществляется под руководством и контролем Министерства
экономики. Каждая квота репатриации определяется государственными органами
на основе документов, которые представляет иностранный инвестор. перевод
сумм производится в валюте, в которой был зарегистрирован капитал по курсу
на момент перевода.
Иностранные инвесторы могут переводить прибыль за границу в размере,
оговоренном в контракте о капиталовложениях. Сумма, однако, не должна
превышать 12,5% прибыли от инвестиций[15]. Перевод осуществляется в валюте
зарегистрированного капитала после уплаты всех налогов и сборов. Можно
реинвестировать прибыль в то же предприятие, что осуществляется на тех же
условиях, что и первоначальное инвестирование. Ежегодные прибыли за
исключением 12,5% считаются окончательно инвестированными в стране и не
могут быть переведены за границу. Эти прибыли могут быть инвестированы или
реинвестированы как местный капитал без права репатриации и перевода
полученных от таких инвестиций прибыли.
Общий режим правового регулирования иностранных инвестиций
зафиксирован в Законе как режим не более благоприятный, чем тот, который
применяется к национальным инвесторам. Кроме того, Закон включает
положения, регламентирующие вопросы регистрации иностранных инвестиций,
кредитовании и ответственности за нарушение Закона.
Закон "Иностранные капиталовложения" детально регламентируется
декретом N 413. В нем содержатся положения и нормы, необходимые для
организации инвестирования иностранных капиталов в экономику страны,
относящиеся к технике применения основного Закона.
Декрет включает 50 статей и разделен на 6 глав:
1) "Определения и разъяснения положений" - дает необходимые
уточнения и разъяснения терминов и определений, применяемых в основном
Законе.
2) Вторая глава посвящена непосредственным вопросам инвестирования,
тут содержаться требования к основным средствам производства и финансово-
бухгалтерским документам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|