Для колеса:
[pic] = 2 * 200 + 70 = 470 МПа
КHL = 1- коэффициент долговечности
[Sн] = 1,10 – коэф. безопасности
Для шестерни [pic]
Для колеса [pic]
Расчётное допустимое контактное напряжение
[Сн] = 0,45 (481,8 + 427,3) = 409 МПа
Исходя из компоновки редуктора принимаем межосевое расстояние dw = 200
мм из стандартного ряда чисел.
Нормальный модуль зацепления принимаем mn = 0,01 * dw = 0,01* 200 = 2
мм
Число зубьев шестерни и соответственно колеса будут:
[pic]
Уточним модуль
[pic]
Основные размеры шестерни и колеса:
Делительные диаметры:
d1 = d2 = mn * Z1,2 = 2 * 100 = 200 мм
Диаметр вершин зубьев:
dа1 = dа2 = d1 + 2mn = 100 + 2 * 2 = 104 мм
Ширина колеса:
в2 = ? ва * dw = 0,4 * 200 = 80 мм
Ширина шестерни:
в1 = в2 + 5 мм = 85 мм
Коэффициент ширины шестерни по диаметру:
? вd = в1 / d1 = 85 / 80 = 1,06
Окружная скорость колёс и степень точности передачи
[pic]
где [pic]
При такой скорости колёс следует принять 8- ю степень точности ГОСТ
1643-81.
Коэффициент нагрузки:
Кн = Кн? * Kн? * Kнv
Кн? = 1,10 при НВ < 350 [табл. 3.5 [1]]
Kн? = 1,16; Kнv = 1
Кн = 1,10 * 1,16 * 1 = 1,276
Проверка контактных напряжений
[pic]
Аналогично производиться расчёт второй цилиндрической зубчатой
передачи приспособления для лазерного борирования.
Разработанная нами схема приспособления обеспечивает необходимую
частоту вращения обрабатываемой детали, а так же перемещение луча по всей
обрабатываемой поверхности.
Применение шагового двигателя в приспособлении позволяет значительно
упростить его кинематическую схему.
Универсальность шагового двигателя состоит в том, что при работе его с
дискретным разомкнутым приводом, возможно, регулировать скорость методом
частичного регулирования скорости до нуля.
[pic]
Рис. 2.2. Схема приспособления для лазерного борирования
1. Зеркало
2. Линза
3. Кулачёк
4. Ползун
5. Плита
6. Стойка
7. Пружина
8. Редуктор
[pic]
Рис. 2.3. Схема разомкнутого привода с силовым ШД
ГИ – генератор импульсов;
РИ – распределитель импульсов;
УМ – усилитель мощности;
ПН – преобразователь напряжения;
ТС – отрицательная связь по току;
ШД - шаговый двигатель.
На рис 1.8. показана схема разомкнутого привода с силовым шаговым
двигателем. Она состоит из задающего генератора импульсов, распределителя
импульсов, преобразующего однополярные напряжения в трёх фазные системы,
усилителей мощности, питающихся от широтно – импульсного преобразователя
напряжения питания ПН с жёсткой отрицательной связью по току ТС.
Такие системы с разомкнутым шаговым приводом имеют самую простую
структуру и в настоящие время получили наибольшее распространение. Они
используются для управления металлорежущими станками, газорезательными и
сварочными автоматами, координатографами, лентопротяжными и регистрирующими
устройствами, дистанционными передачами и т.п. В этих системах дискретный
входной сигнал поступает на шаговый привод и отрабатывается двигателем в
виде углового перемещения.
Перейдём к рассмотрению лазерной установки «Кардамон», предназначенной
для поверхностного упрочнения и наплавки металлов и сплавов. Максимальное
значение плотности мощности, достигаемой при фокусировке излучения такого
лазера составляет 104 – 105 Вт/см2.
Установка «Кардамон» (Рис. 1.9.) состоит из четырёх газоразрядных труб
длинной 6,5 м, которые размещены в жёсткой стальной трубе диаметром 53 см,
оптически соединяются шестью полностью отражающими зеркалами. Зеркала
крепиться в специальных водоохлаждаемых гнёздах. Радиусы кривизны этих
зеркал 24 метра. В центральной части труб размещены безразрядные
промежутки. Установка работает на смеси газов (углекислого, азота и геля) с
медленной прокачкой газовой смеси. Мощность непрерывного излучения 800 Вт.
Внешней оптической системой лазера излучение фокусируется в пятно
диаметром от 2 до 4 мм. Высокая локальная плотность энергии потока
позволяет производить следующие термические операции на поверхности детали:
1) Закалка поверхностного слоя новых деталей на глубину до 0,5 мм.
Режим закалки обеспечивается движением детали со скоростью 5-10 мм/с.
[pic]
Рис. 2.4. Принципиальная схема установки «Кардамон»
1 – рабочая камера; 2- зеркало; 3- линза; 4 – деталь; 5- газовая
система; 6 – пульт управления; 7 - генератор напряжения; 8 – насосная
система; 9 – приспособление; 10 – плита.
Устройство подачи детали под луч обеспечивает вращательное и
поступательное движение в широком диапазоне скоростей.
2) Легирование поверхности детали бором. Режим легирования
обеспечивается при скоростях 5-10 мм/с. Применяется для новых деталей.
3) Оплавление предварительно нанесённого на изменённую деталь
порошкового слоя толщиной до 0,5 мм. Режим оплавления обеспечивается при
скоростях 4-5 мм/с.
2.4. Технология упрочнения
Для разработки осуществления технологического процесса лазерного
борирования необходимо решить следующий комплекс взаимосвязанных задач:
1) Выявить основные и вспомогательные режимы обработки;
2) Выявить взаимосвязь параметров с элементами упрочненной поверхности
материалов;
3) Разработать оптимальную схему обработки поверхности;
4) Выбрать оснастку;
5) Разработать схему базирования детали под лучом;
6) Выбрать обмазочные материалы, увеличивающие поглощение лазерного
излучения, и средства их нанесения;
7) Обеспечить максимальную производительность процесса путем его
механизации и автоматизации.
Технология непрерывного лазерного борирования имеет ряд преимуществ по
сравнению с импульсной лазерной обработкой. Во-первых, нет ограничения по
длительности лазерного воздействия. Это позволяет увеличить
производительность и геометрические размеры упрочненных зон, а также в
более широком интервале изменять структуру и свойства зоны обработки, так
как возможно осуществление процесса, как с плавлением, так и без плавления
поверхности. Во-вторых, по длине упроченных полос нет зон многократного
нагрева, и, следовательно, имеется возможность увеличения равномерности
свойств по поверхности.
В случае применения непрерывного лазерного воздействия необходимо
принимать меры к увеличению поглощения излучения.
К основным параметрам непрерывной лазерной обработки относятся:
- мощность излучения (Вт);
- диаметр пятна нагрева (мм);
- скорость перемещения луча по детали (мм/с).
Высокая эффективность лазерной обработки достигается в случае
применения специальных поглощающих покрытий, наносимых на поверхность
детали в месте ее обработки.
Данная деталь обрабатывается непрерывно, то есть луч скользит по
поверхности постоянно с определенным диаметром пятна. Это обеспечивается
тем, что линза находится относительно детали всегда на одном расстоянии,
т.к. фокус не меняется.
Заканчивают процесс лазерной обработки восстановлением. Восстановление
включает в себя промывку деталей от грязи и масла; механическую обработку
изношенной поверхности при помощи шлифовальных машин; напыление порошкового
материала; установку детали в приспособление; установку режимов работы и
скоростных режимов.
3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Лазерная обработка на CO2 - лазере
В качестве способа упрочнения, учитывая вышеизложенный материал и
анализируя его предлагается лазерное легирование (борирование) с
применением СО2 – лазера.
При лазерном борировании нормализованной стали марки 40Х непрерывным
излучением СО2 – лазера в зоне оплавления образуется мелкодисперсный
реечный мартенсит с микротвёрдостью 7000 – 8500 МПа.
Зона закалки без оплавления состоит из верхней области, с однородной
структурой. В верхней области формируется мартенсит с микротвёрдостью, как
в зоне оплавления. В нижней области по глубине не увеличивается
неоднородность вследствие и последовательности:
- мартенсит – тростит;
- мартенсит и тростичня сетка;
- тростично – ферритная сетка;
- феррит.
При лазерном борировании используем СО2 – лазер с обрабатывающеё
головкой (линзой). Поверхностная обработка осуществляется расфокусированным
пучком – двойной переход с перекрывающимися краями. Обработку ведём с
помощью сконструированного нами приспособления методом копирования.
3.2. Испытание материала на износ
Испытание материала – сталь 40Х (ГОСТ 1050-88) проводим на машине СМЦ
– 2. Машина предназначена для испытания материалов на износ и определения
их антифрикционных свойств при трении скольжения и трении качения, при
нормальных температурах с парами образцов диск - диск, диск – колодка и
втулка – вал.
Машина модели СМЦ состоит из следующих узлов:
1) Каретка – предназначена для проведения испытаний без смазки и
СО-смазкой с образцами:
- диск по диску при трении качения с проскальзыванием;
- диск- колодка при трении скольжения.
2) Механизм нагружения предназначен для установки образца и
приложения нагрузки.
3) Бабка нижнего образца предназначена для установки образца в
каретку.
4) Датчик для измерения крутящего момента (момента трения) на
машине. Бесконтактный индуктивный датчик состоит из двух
частей вращения ротора и статора (неподвижного).
5) Привод электромеханический со ступенчатым регулированием
скоростей.
6) Пульт управления – выполняется отдельным узлом, который можно
устанавливать отдельно.
Машина СМЦ может работать по двум схемам:
1) С замкнутым кинематическим контуром при фиксированном значении
коэффициента проскальзывания образцов в паре трения диск по диску.
2) С открытым кинематическим контуром, когда один из образцов
неподвижен, в частности, по схеме вал – втулка.
Принцип работы в обоих случаях заключается в том, что образцы получают
относительное движение при заданной нагрузке. При этом они изнашиваются, а
момент трения на валу нижнего образца измеряется и записывается. Машина не
обеспечивает непосредственное измерение износа в процессе испытания.
В нашем случае испытания будем проводить с круглыми образцами «диск по
диску» без смазки.
Устанавливают верхний и нижний образцы. Нижний образец устанавливают
на валу, верхний устанавливают и крепят на другом при оттянутой в рабочее
положение каретке. Затяжка образцов должна быть достаточной, чтобы не было
проскальзывания при работе.
После установки образцов каретку опускают до их соприкосновения .
Одевают нагрузочную скобу на кронштейн.
3.3 Исследование износостойкости покрытия
Образцы подвергались испытанию в течение часа при нагрузке 750 Н,
совершая при этом 30 000 оборотов. Материалом для рабочего тела служила
сталь ШХ-15, твёрдостью 62...64 НRcэ.
Для проверки процесса изнашивания при внешнем трении применяют
величину, называемой интегральной массовой интенсивностью изнашивания.
[pic]
(m - уменьшение массы деталей вследствие изнашивания поверхности;
? – путь трения, на котором произошёл износ;
Аа – номинальная плоскость изнашивания, площадь контакта.
В свою очередь: ? = Пdn; Аа = 0,1 (м2); где d = 38 мм; n = 30 000 об;
S = 10-5 м2.
Проверим образцы из стали 40Х с разной термообработкой на
износостойкость:
1) Сталь марки 40Х закалка + высокий отпуск
(m = 0,212 гр = 0,212 * 10-3 кг;
? = Пdn = 3,14 * 38 * 10-3 * 30 000 = 3579,6 м;
Аа = 0,1 * S = 0,1 * 10 * 10-3 * 10-3 = 10-6 м
отсюда J1 = 0,212 * 10-3 / 3579,6 * 10-6 = 0,059 кг/м3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|