Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм
Министерство образования Украины
Черкасский Институт Управления
Кафедра маркетинга
РЕФЕРАТ
на тему: ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА СТРАТЕГИЮ, СТРУКТУРУ И
СОПЕРНИЧЕСТВО ФИРМ
по курсу: Международная конкуренция
|Проверил: | |ВЫПОЛНИЛ: |
|преподаватель | |студент 5 курса |
|Скрипниченко О.П. | |гр. ММ-51 |
| | |Борисов Дмитрий |
Черкассы 1999 год.
Содержание:
1. Интернационализация
2. Цели
3. Соперничество внутри страны
4. Образование новых фирм
5. Торговая политика
6. Зарубежные инвестиции в стране
Политика правительства оказывает многообразное влияние на то, как
фирмы создаются и управляются, на их цели и на характер конкуренции между
ними. Правительственная политика в этих областях переживала перемены во
многих странах в конце 80-х годов, и не всегда в лучшую сторону.
Интернационализация
Поддержание и укрепление конкурентного преимущества требуют, чтобы
фирмы данной страны применяли глобальный подход к выработке и проведению
своей стратегии. Политика правительства играет важную роль в этом процессе
посредством таких механизмов, как регламентация прямых иностранных
капиталовложений, контроль за валютным курсом и импортом и т.п. Политика
правительства должна активно поощрять международную ориентацию и экспорт.
Одной из форм этого является предоставление и распространение информации о
зарубежных рынках и технической информации. Наиболее наглядным примером в
этом отношении может, пожалуй, служить Японская организация внешней
торговли и исследований (JЕТRО), располагающая многочисленными конторами за
рубежом и персоналом, посвящающим свои усилия делу помощи японским
экспортерам. Такая деятельность по содействию развитию экспорта наиболее
эффективна в том случае, если она тесно связана с отраслями и кластерами
отраслей. Правительственная политика должна также стремиться избегать
препятствующих интернационализации валютных ограничений, ограничений на
иностранные капиталовложения и ограничений на приток и отток
квалифицированного персонала.
На интернационализацию фирм иногда смотрят с подозрением. Некоторые
усматривают в этом неизбежное расхождение между потребностями страны (и ее
граждан) и потребностями фирм. Если фирмы делают капиталовложения за
рубежом или получают необходимые им товары и услуги из внешних источников,
это воспринимается как свидетельство нанесения ущерба стране или забвения
ее интересов. Предоставление зарубежным странам лицензий на свою технологию
рассматривается как выдача секретов.
Такого рода аргументы взывают к эмоциям. Однако расхождение между
интересами страны и интересами ее фирм часто оказывается в конечном счете
надуманным. Глобализация стратегии и получение из-за рубежа менее сложных
изделий и частей представляют собой неотъемлемую составную часть процесса
усложнения и совершенствования конкурентного преимущества. В
совершенствующейся экономике интернационализация не угрожает рабочим местам
в своей стране, а поднимает производительность. Интернационализация также
делает экономику менее чувствительной к валютным курсам. В Японии,
например, была большая публичная дискуссия по поводу быстрой глобализации
стратегий непосредственно вслед за крупным ростом стоимости иены,
начавшимся в 1986 году. Японский экспорт и экономический рост, однако,
отличались устойчивостью в конце 80-х годов, поскольку компании прибегли к
глобальным стратегиям, для того чтобы укрепить свои позиции на внешних
рынках.
Расхождение между долгосрочными интересами фирмы и страны становится
реальным, если фирмы делают предметом интернационализации и получения
поставок из-за рубежа не наименее продуктивные стороны деятельности, а,
наоборот, те, которые отличаются весьма высокой продуктивностью. Такое
происходит в случаях, когда: национальный "ромб" не отличается добрым
здоровьем; фирмы не способствуют постоянному притоку капиталовложений в
совершенствование их деятельности у себя в стране; слишком слабо ощущается
давление конкуренции, побуждающей к новшествам; перевод за границу "не тех"
рабочих мест может отражать недостаточное создание факторов, наличие слабых
мест в имеющих решающее значение вспомогательных отраслях или другие
невыгодные моменты.
Такого рода интернационализация не идет на пользу ни странам, ни, в
конечном счете, самим фирмам. Внедрение новшеств у себя дома обычно
приносит более устойчивое конкурентное преимущество, чем перевод большей
части производства и контроля над производственной технологией за границу.
Работа с поставщиками из числа фирм своей страны обеспечивает более
устойчивое преимущество, чем если полагаться только на иностранных
поставщиков.
И все же даже тогда, когда интернационализация принимает
контрпродуктивные формы, попытки ее заблокировать представляют собой
неподходящую политику. Политические решения, которые препятствуют процессу
интернационализации, могут сохранить какое-то количество рабочих мест
сегодня, однако обычно они устраняют возможность их сбережения завтра иным
образом, кроме субсидий. Предотвращение шагов со стороны фирм в сторону
интернационализации - это не решение проблемы. Вместо этого при выработке
политических решений следует понять глубинные причины того, почему фирмы не
совершенствуют свою деятельность.
Цели
Как фирмы, так и отдельные лица, работающие в них, если стремиться к
широкому распространению национального преимущества, должны ставить перед
собой цели, которые побуждают к упорной работе и поощряют прочную
приверженность своей отрасли. Такие цели необходимы, если фирмы хотят
совершенствоваться и вводить новшества и если хотят вести дело к созданию
нового бизнеса. Цели отражают широкий набор обстоятельств в той или иной
стране, многие из которых находятся за пределами прямого воздействия со
стороны правительственной политики. Общественное отношение к богатству,
стремление к продвижению наверх и социальный статус деловой жизни относятся
к числу важных решающих моментов и отражают историю страны, принадлежность
к религиям, социальную структуру и существующий уровень благосостояния. И
все же правительственная политика может оказывать значительное воздействие
также и на цели.
Цели отдельных лиц. Правительство может оказывать наибольшее
воздействие на цели отдельных лиц несколькими способами. Первый из них -
это налоговая политика. Налоговая политика должна поощрять приложение
усилий, а не отбирать их плоды посредством высоких, находящихся на грани
допустимого ставок налога. В последнее время в некоторых странах
предпринимались попытки использовать налоговые стимулы для того, чтобы
поощрять такую практику, когда заработная плата более тесно увязывается с
результатами труда. Хотя эта цель и желательна в широком смысле ради
создания мотивации к большему рвению и вложению усилий, некоторые подходы к
ее достижению могут быть контрпродуктивными. Если налоговые стимулы ведут к
тому, что возмещение работникам тесно привязано к текущим доходам или
текущим ценам на акции, то от этого могут пострадать в долгосрочной
перспективе инвестиции и введение новшеств.
Другой канал воздействия со стороны правительства на цели отдельных
лиц - это политические решения, касающиеся рынков рабочей силы в стране.
То, каким образом действуют рынки рабочей силы, - это предмет, далеко
выходящий за рамки этой книги. Однако как из теории, так и из проведенного
нами изучения ряда отраслей становится ясным то, что быстрая подвижность
рабочей силы не обязательно представляет собой идеал с точки зрения
совершенствования национальной экономики. Людские ресурсы должны
переливаться из отраслей, органически неспособных к высокой
производительности, однако наемные работники должны быть привержены своей
профессии и своей фирме, если мы хотим, чтобы происходило совершенствование
конкурентного преимущества. Производительность в отрасли не является чем-то
раз и навсегда данным и застывшим (как, похоже, молчаливо предполагается во
многих рассуждениях по поводу подвижности рабочей силы), а может быть
повышена благодаря правильному типу поведения как отдельных лиц, так и
фирм. Поучительны в этом смысле примеры Италии и Японии, поскольку в обоих
случаях мы имеем дело с относительно малой подвижностью рабочей силы и в то
же время - высокими темпами роста производительности.
Приверженность рабочих и менеджеров своим фирмам создает взаимные
обязательства. С точки зрения как отдельных лиц, так и фирм политика
постоянного найма, за исключением чрезвычайных ситуаций, создает стимул к
тщательному отбору при приеме на работу, обучению и повышению квалификации
рабочих и перемещению их на другие виды работ вместо увольнения (что
побуждает фирмы к диверсификации их деятельности по направлениям, тесно
связанным с основным производством). Поучителен пример Японии,
демонстрирующий как раз такое поведение. Политика, поощряющая взаимную
приверженность, будь то в трудовом законодательстве или в налогообложении
выгод, полученных благодаря обучению занятых и т.п., представляет собой
желательный образ действий. Политика, направленная на поощрение текучести
рабочей силы, является неподходящей, если только речь не идет об отраслях,
переживающих структурный упадок и находящихся в бедственном положении.
Правительства могут также оказывать влияние на мотивацию отдельных
лиц посредством политики, которая предоставляет гражданам возможность
продвижения в соответствии с заслугами. Важность этого момента для
совершенствования экономики трудно переоценить. Предприниматели в США в
большинстве своем происходят не из высших слоев общества. В Великобритании
наиболее успешно действующие компании были созданы не представителями
высших классов, а выходцами из среднего класса и более низких слоев
общества, о чем уже говорилось в главе 9. Возможность личного достижения,
основанного на заслугах, побуждает к вложению капитала в повышение
квалификации, к действиям, связанным с риском, и к необычным усилиям. Она
проистекает из таких видов политических решений, как открытая система
образования, финансовая помощь на цели образования и обучения заслуживающих
того лиц, а также строгие правила против дискриминации.
Цели фирм. Правительство оказывает влияние также и на цели фирм;
наиболее важное значение при этом имеют политические решения, касающиеся
целей инвесторов, характера управления в фирмах и целей старших менеджеров.
Поддержание конкурентного преимущества требует постоянных вложений в
отрасль. Инвесторы не должны подталкивать руководство фирм к отходу от
такой линии поведения - а они это делают, когда стоимость акций падает в
ответ на краткосрочные колебания в доходах, отражающие вложение капитала в
новые изделия, новые производственные сооружения или другие базовые
элементы конкурентного преимущества. Такие страны, как Япония и Германия,
где сложилась инвестиционная структура, при которой инвесторы держат акции
в расчете на долговременное повышение их стоимости и редко делают их
предметом торговли, пользовались значительным преимуществом. Не должны и
стимулы, рассчитанные на менеджеров, противодействовать капиталовложениям и
принятию связанных с риском решений, необходимых для повышения
производительности.
Некоторые формы капиталовложений, в особенности вложения компаний в
исследования и разработки, в новые производственные сооружения и обучение,
приносят больше пользы национальной экономике, чем другие. Они становятся
основой роста производительности в отраслях и создают благоприятные
Страницы: 1, 2, 3, 4
|