1.3. Эффективность кадрового потенциала.
Нынешнее общество, стоящее на пути реформ, характеризуется интенсивным
перераспределением работающих из промышленного и сельскохозяйственных
секторов экономики в информационную сферу и в сферу труда по обслуживанию
населения.
В условиях ограниченности квалифицированных кадровых ресурсов в сферах
государственного и муниципального управления и услуг вопрос об
эффективности отдачи и распределения кадрового потенциала особенно
актуален.
Интенсификация экономической сферы мыслится не за счет количественных,
а, прежде всего за счет качественных показателей, осуществляемых на базе
новых технологий, организационно-управленческих новшеств, развития
управленческой и кадровой культуры, повышения показателя отдачи
управленческого кадрового ресурса. Необходимо отметить, что эффективность
нынешнего экономического этапа развития должна базироваться не на
достигнутом уровне использования кадровых ресурсов, а исходить из его
потенциальных возможностей. Поскольку кадровый потенциал - элемент
территориального социально-экономического потенциала, целесообразно, чтобы
он содержал резерв возможностей для активной реакции при непредвиденных
чрезвычайных и кризисных ситуациях.
Эффективность кадрового потенциала - это обратная сторона кадрового
ресурса, отражающая степень его реализации. В свою очередь качественный
уровень кадрового потенциала - отражает степень экономического развития.
Стратегическая доктрина современного прогресса базируется на концепции
всемерного раскрытия человеческих возможностей. Послевоенный опыт Японии,
Южной Кореи, Гонконга и других, быстро развивающихся стран юго-восточной
Азии, наглядно свидетельствует, что за счет концентрации ресурсов в
образовательной системе можно всего за 10 - 15 лет подняться до уровня,
сравнимого с показателями передовых мировых держав. Приоритетные вложения в
человека являются не следствием роста благосостояния государства, а его
причиной. Об этом говорил в своем выступлении Б.Клинтон на совместном
заседании обеих палат Конгресса. 04.05.97 г.: главная цель развития
государства США, по мнению президента, заключается в обеспечении лучшего в
мире образования для американского народа: “Давайте работать все вместе,
чтобы достичь этих 3-х целей: каждый восьмилетний ребенок должен уметь
читать, каждый 12 летний ребенок должен уметь подключаться к системе
Интернет, каждый восемнадцатилетний человек должен иметь возможность
учиться в колледже, а каждый взрослый американец должен иметь возможность
продолжить обучение и образование на протяжении всей своей жизни”.
Однако при этом необходимо учитывать, что всякие вложения государства в
конкретного человека (в его профессиональное развитие) должны иметь
определенный оптимум. Вопрос заключается в определении стратегических
направлений развития кадров и оптимального количества ресурсов, которые
необходимо вложить в конкретных граждан для того, чтоб получить кадры,
обладающие определенными качествами. Отсюда вытекает необходимость сугубо
экономического обоснования вложений в человека.
Если рассмотреть конкретную организацию, управляющую профессиональным
развитием и вкладывающую ресурсы в своих сотрудников, то ключевым моментом
в процессе управления развитием работников явится определение потребностей
организации в этой области. По существу речь идет о выявлении
несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями),
которыми должен обладать работник данной организации для реализации ее
целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он
обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном
развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий кадровых служб
(отдела человеческих ресурсов), самого сотрудника и его руководителя.
Для адекватного определения потребностей профессионального развития,
каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под
воздействием каких факторов складываются потребности организации в развитии
своих работников. Этими факторами являются:
1. динамика внешней среды (государство, потребители, конкуренты,
поставщики);
2. развитие техники и технологии, влекущее за собой появление новой
продукции, услуг и методов производства;
3. изменение стратегии развития организации;
4. создание новой организационной структуры;
5. освоение новых видов деятельности.
Традиционными методами определения и регистрации потребностей в
профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального
плана развития. В ходе аттестации сотрудник обсуждает с руководителем
перспективы своего профессионального развития. Результатом этого обсуждения
становится план индивидуального развития, который передается в кадровую
службу. Специалисты по профессиональному развитию оценивают план с точки
зрения его реалистичности, выполнимости соответствия потребностям
организации и ее финансовым возможностям и вносят в него необходимые
коррективы. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся
программой профессионального развития персонала организации. Эта программа
и определяет цели профессионального развития, средства их достижения и
бюджет (оптимум).
Глава 2. Концепция развития кадрового потенциала.
2.1. Обоснование необходимости концептуального подхода к развитию
кадрового потенциала. Кадровое планирование.
В условиях социально-экономических реформ, происходящих в России,
существенно меняется структура и задачи органов государственной власти и
местного самоуправления, усложнилась управленческая деятельность,
возрастает персональная ответственность должностных лиц государственной и
муниципальной службы за принимаемые решения. Эти изменения обусловливают
повышение требований к уровню профессиональной компетентности руководителей
и специалистов, нормативное закрепление этих требований в законах
Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации,
постановлениях Правительства Российской Федерации.
Возникает необходимость упорядочения и планирования процессов
совершенствования и развития кадрового потенциала региона. Если рассмотреть
этот процесс на примере организации, то под процессом планирования и
совершенствования руководящих кадров понимают все действия, нацеленные на
то, чтобы предприятие имело в любой момент и на каждом участке необходимое
количество квалифицированных и мотивированных руководящих работников,
потенциал которых соответствовал бы современным требованиям управления
процессами, характерными для данной организации.
Кадровое планирование - это перспективная, систематическая, учитывающая
расходы концепция будущих мер в области кадров.[6]
В принятых ранее на местах нормативных документах, регламентирующих
деятельность государственных и муниципальных служащих региона, обозначены
основные направления кадровой политики, определены приоритеты и
первоочередные задачи. Это позволяет провести оценку кадрового потенциала
органов государственной власти и местного самоуправления, разработать
систему формирования кадрового резерва по основным должностям
государственной и муниципальной службы, вплотную подойти к созданию
региональной системы переподготовки и повышения квалификации.
Однако анализ деятельности комитетов и управлений администраций
областей, государственных учреждений, органов местного самоуправления не
дает основания полагать, что кадровой работе уделяется достаточно внимания
и выделяется достаточно финансовых средств. Отдельные попытки упорядочить
сферу работы с кадрами, как правило, непоследовательны и фрагментарны,
поэтому не приводят к запланированному результату.
В целом ситуация в сфере кадрового обеспечения государственной и
муниципальной службы характеризуется следующими чертами:
отсутствием целевой системы подбора кадров;
отсутствием прогнозирования потребности в кадрах;
отсутствием направленной системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации, что отчасти объясняется отсутствием стимулов повышения
деловой и профессиональной квалификации.
В этих условиях ясно, что без проведения целенаправленной работы по
совершенствованию кадрового обеспечения органов государственной власти и
местного самоуправления процесс реформирования затянется на долгие годы.
Важнейшим направлением кадровой политики сегодня становится обновление
государственного аппарата, повышение профессиональной квалификации
управленческого персонала, что будет способствовать созданию в области
профессионального, стабильного и авторитетного для общественного мнения
корпуса государственных и муниципальных служащих.
Кадровая политика требует концептуального подхода, необходимо создать
систему позволяющую оптимально управлять кадровым потенциалом региона. На
наш взгляд, концепция развития кадрового потенциала может состоять из
следующих блоков:
1. цели и задачи;
2. принципы работы с персоналом государственной и муниципальной службы;
3. этапы реализации;
4. ожидаемые результаты.
2.2. Цели и задачи концепции.
Цель концепции - совершенствование и развитие кадрового потенциала
органов государственной власти и местного самоуправления и приведение его в
соответствие со стратегией развития региона, характером решаемых задач и
требованиями действующего законодательства.
Основными задачами концепции являются:
1. Создание правового пространства, достаточного для обеспечения
легитимности деятельности по развитию кадрового потенциала органов
государственной власти и местного самоуправления.
2. Создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие кадрового потенциала
на всех уровнях региональной исполнительной власти.
3. Комплектование организационных структур, ведущих работу с персоналом,
опытными и компетентными специалистами.
4. Методическое обеспечение деятельности по управлению персоналом
органов государственной власти и местного самоуправления.
5. Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение
работы с персоналом.
2.3. Основные принципы работы с персоналом государственной и
муниципальной службы.
Исходя из вышеизложенного, основными принципами работы с кадрами органов
государственной власти и местного самоуправления являются:
безусловный приоритет в организации работы с персоналом стратегических
целей реализации основных положений государственной политики;
постоянная адаптация целей и задач кадровой работы к изменяющимся
политическим, социальным и экономическим условиям;
повышение престижа государственной и муниципальной службы, разработка
систем разносторонней мотивации и стимулирования кадров;
привлечение новых специалистов, расширение социальной базы органов
государственной власти и местного самоуправления;
непрерывность образования кадров;
регулярная оценка эффективности деятельности органов государственной власти
и местного самоуправления, их подразделений, отдельных руководителей и
специалистов;
налаживание эффективных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей, обмен
опытом и информацией;
совершенствование организационных структур государственной и муниципальной
власти, методов и технологий кадровой работы.
В ходе реализации концепции можно выделить следующие основные этапы
(рассмотрим их на примере Белгородской области):
Первый этап (2 - 6 месяцев) предусматривает:
обеспечение правового поля для реализации основных положений концепции; Оно
включает подготовку и принятие закона Белгородской области "О денежном
содержании государственных служащих области", постановлений главы
администрации Белгородской области "О конкурсе на замещение вакантных
должностей государственных и муниципальных служащих", "Об аттестации
персонала органов государственной власти и местного самоуправления", "О
формировании кадрового резерва развития государственной и муниципальной
службы", "О целевой профессиональной переподготовке и повышении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|