большей мере обращены к человеческому фактору.
Суть метода распределения функций качества (QFD) заключается, образно
говоря, в переводе требований к качеству с одного языка на другой.
Метод анализ причин и последствий отказов (FMEA) впервые был
разработан и применен в программе «Шаттл». Чаще всего он используется на
стадии проектирования. Суть его заключается в том, что экспертно
предполагаются наиболее критические отказы изделия, возможные в
эксплуатации. Оцениваются (экспертно) возможные последствия этих отказов. В
зависимости от серьезности этих последствий с определенной глубиной
анализируются возможные причины отказов и принимаются конструктивные и
технологические решения по недопущению этих причин.
Методы Тагути можно отнести к инженерно-эконмическим методам,
позволяющим наиболее коротким способом с меньшими затратами прийти к
правильному инженерному решению. Тагути создал надежный метод расчета,
использовав отношение сигнал/шум, применяемое в электросвязи.
Групповые методы анализа и решения проблем получили достаточное
воплощение в форме кружков качества. Однако в зарубежной практике групповая
организация улучшения качества имеет много разновидностей. Саму по себе
идею нельзя вырвать и насадить как нечто самостоятельное. Она должна быть
органической частью продуманного проекта построения на предприятии системы
качества.
Такие методы, как QFD, FMEA, Тагути, в зарубежной практике применяются
очень широко и эффективно, входят неотъемлемой частью в программы
подготовки специалистов по качеству.
Семь инструментов качества японской экономики изложены в переводной
литературе японских авторов (Исикава, Куме) и в отечественных публикациях.
Одно из достоинств этих методов – в их простоте и возможности использования
работниками любого уровня – от директора до рабочего.
Статистические методы. Начальный опыт японской революции в качестве
связан именно с массовым применением статистических методов. Использование
статистических методов предполагает, что на предприятии имеется группа
специалистов, квалифицированно владеющих этими методами и осуществляющих
постановку их применения на предприятии. Статистические методы широко
отражены в стандартах, справочниках и других материалах.
4 Экономические проблемы качества.
Международный стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение
качества - Словарь» подчеркивает, что все понятия о качестве имеют
экономическое значение. Это значит, что управление качеством имеет целью
достижение экономического эффекта, при административном управлении
качеством упор должен делаться на экономические факторы.
Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил
ведения учета, анализа хозяйственной деятельности. В принципе эту
информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю
(управленческую).
В международных стандартах на системы качества отмечается, что
затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно
ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным с качеством,
относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании
удовлетворительного качества, в том числе при его совершенствовании, а
также затраты, вызванные потерями из-за неудовлетворительного качества;
некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть
очень существенными.
Международные стандарты в целях однообразия, сопоставимости и
обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по некоторым
методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности
о деятельности изготовителя в рамках системы качества:
I. Метод калькуляции затрат на качество. Составляющие затрат,
связанных с внутренней хозяйственной деятельностью,
анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД:
профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на
профилактику и оценивание считаются выгодными
капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются
убытками.
II. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь
используются понятия стоимостей соответствия и не соответствия
любого процесса, причем обе могут быть источником экономии. Под
стоимостью соответствия понимают затраты, понесенные для
удовлетворения всех запросов (сформированных и подразумеваемых)
потребителей при безотказности существующего процесса. Под
стоимостью несоотвествия подразумевают затраты при нарушении
существующего процесса.
III. Метод определения потерь вследствие низкого качества. Основное
внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого
качества и определению материальных и нематериальных потерь. К
внешним материальным потерям можно отнести сокращение в будущем
объема сбыта в связи с неудовлетворительностью потребителей.
Внутренние нематериальные потери – это результат снижения
производительности труда из-за переделок, неиспользованных
возможностей, неудовлетворительной эргономики и т.д.
Материальные потери – это внутренние и внешние затраты,
являющиеся следствием дефектов.
Эффективность мероприятий научно-технического прогресса принимается
как характеристика системы, способной производить экономический эффект (Э),
равный разности результатов экономической деятельности (Р) и затрат (З).
Затраты состоят из затрат на изготовление (Зп) и затрат на эксплуатацию или
использование (Зэ), тогда
Э = Р – (Зп + Зэ).
Управление качеством продукции на ОАО «Ламзурь».
2.1 Общая оценка качества продукции.
В 1999 г. на ОАО «Ламзурь» контролирующим органом продукция не
браковалась. В этом же году были предприняты следующие меры по улучшению
качества :
* установлен отлаживающий канал для пластов крупноштучных конфет;
* реконструирован участок щербета ;
* изготовлены штампы под глазировочную конфету на линии;
* отремонтирована помадосбивочная машина ШАЕ-800;
* проведен ремонт глазировочной линии на втором этапе сахаристого
цеха;
* изготовлены новые ложки для пластов «Птичье молоко»;
* изготовлены направляющие для вафельной печи;
* установлен вентилятор для охлаждения орехов после обжарки;
* проведена сертификация выпускаемой продукции на 2000 г.;
* разработаны красочные коробки для наборов конфет;
Для расширения ассортимента, улучшения качества выпускаемой продукции
за 9 мес. 2000 г. на ОАО «Ламзурь» освоено 38 новых видов продукции, в том
числе 12 наименований конфет: наборы конфет «Мордовия –70 лет», «Край
Родной», конфеты «Колокольчик», «Малиновые», «Виноградные», «Земляничные»,
«Коровка» и др.; печенье – 6 наименований: «Октябрь», «Улыбка», «Бодрость»,
«Родничок» и др.; карамель – 5 видов: «Смородинка», «Мозаика»,
«Зоологическая» и др.; драже – 3 вида: «Молочные орешки», «Одуванчик» и
др.; торты вафельные – 2 вида: «Восточный», «Восточный в шоколаде».
Объем фасованной продукции за 9 мес. составил 309,1 т. Освоено 2 новых
участка – по производству овсяного печенья и вафельных тортов.
Вся выпускаемая продукция сертифицирована.
За высокое качество продукции на ярмарках: «Россия единая» в г. Н.
Новгород, «Российская продукция питания – гарантии качества, лучшая
продовольственная продукция - 2000», в г. Москва шоколадные наборы
«Мордовия – 70 лет», «Край Родной», «Для Вас», конфеты «Гармония»,
«Вишневый цвет» были удостоены трех золотых медалей. Печенье «сахарное»,
крекер получили сертификат соответствия и Почетный диплом «Московское
качество».
На протяжении ряда лет набор конфет «Мордовия» является дипломантом
Всероссийского конкурса 100 лучших товаров России. Образец конфет выставлен
на постоянно действующей выставке на ВВЦ в Москве.
Четвертая Международная выставка «Ингридиенты - 99» израильской фирмы
«Фрутаран» принесла диплом за активное участие в освоении новых видов
продукции и высокое качество. Национальный маркетинговый институт на
конкурсе «Америка за качество и сервис - 99» дал ОАО «Ламзурь» гранд приз.
На шестой Всемирной ярмарке «Российский фермер» г Санкт- Петербург в
1997 году завод получил приз за конфеты с мармеладной начинкой.
Правительство республики Мордовия на третьей Межрегиональной выставке-
ярмарке «Деловая Мордовия - 98» наградило ОАО «Ламзурь» призом за широкий
ассортимент и высокое качество продукции.
Кроме того, в 1995 году за успехи в экономическом выживании и высокое
качество ОАО «Ламзурь» получило факел Бирмингема.
Вот уже несколько лет ОАО «Ламзурь» на конкурентном рынке. Государство
в целях чистой конкуренции диктует свои правила поведения утверждением
ГОСТов. Один из новых используемых на ОАО «Ламзурь» - ГОСТ P 51074-97,
который действует уже год. Настоящий стандарт предназначен для
использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и
сертификации (идентификации) пищевых продуктов.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом РФ
«О стандартизации» требования настоящего стандарта являются обязательными.
Требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку
конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей
требованиям настоящего стандарта.
Итак, изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю
необходимую достоверную информацию о пищевых продуктах обеспечивающих
возможность их правильного выбора. Информация для потребителя должна быть
представлена непосредственно с пищевым продуктом текстом и (или)
маркировкой на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше
способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
В соответствии с вышеизложенным резюмирую: продукция ОАО «Ламзурь»
двигается к мировому уровню, администрация завода ведет активную политику в
области конкурсного производства и предприятие является важным
производителем в нашем регионе.
2.2. Критический анализ действующей системы управления качеством.
Оценка документации по управлению качеством на ОАО «Ламзурь» и оценка
качества, данная работниками лаборатории качества, позволяют сделать вывод
о том, что никакой системы качества с позиции современных представлений о
качестве на предприятии нет. Есть четко отлаженный механизм контроля
соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.
Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что ,в
принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает
регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных
контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е.
стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета
производства и технологии: регистрация данных контроля процесса;
повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных
контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии -
управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи
инструментов контроля качества» не используется.
Однако мировой опыт уже давно впереди того механизма, что действует на
ОАО «Ламзурь». В 1960 г. в странах запада закончился этап качества
соответствия стандарту, кроме того, уже пройденными к 1980 г. стали этапы
соответствия использованию и соответствия фактическим требованиям рынка. На
данном этапе ведущих фирм волнует соответствие скрытым потребностям, ибо
только это сейчас ведет к успешной конкуренции.
Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО
«Ламзурь». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном
спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На
деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|