что для рабочего психологический климат и материальный стимул являются не
менее важными аспектами. Рекомендации руководству последователями данной
школы: •проявление заботы о своих подчиненных •консультации со своими
подчиненными •предоставление своим подчиненным возможности общаться на
работе. Подвергали данную концепцию острой критике. Причиной явилось то,
что социальный заказ и те цели, которые ставили перед собой управленцы
оказались не выполнимыми. К положительным чертам можно отнести то, что ее
актуальность не потеряна до сегодняшнего дня.
14 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА – особый вид деятельности, протекающий в управляющей
системе и выполняемый особыми методами и способами. Процесс управления
должен быть устойчивым, т.е. сохранять основные свойства при изменении
внешней и внутренней среды. Функции разделяются на общие и частные. Общие
функции управления не зависят от объекта управления и отражают сущность
процессов управления. К ним относят: •прогнозирование •планирование
•организация •координация •мотивация •контроль. Частные или конкретные
функции отражают содержание процесса управления для различных объектов.
Выделение функций управления связано с разделением специализации труда.
15 Планирование – деятельность по выработке и принятию управленческого
решения определяют перспективы развития и будущее составление системы
производства как субъекта и объекта управления. Усиливает темпы роста
производства, вскрывает дополнительные ресурсы, материальные источники,
требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь
производственный организм. План предусматривает цели и задачи; пути и
средства; ресурсы необходимые для достижения поставленных задач; пропорции;
организация выполнения плана и контроль.
Виды планирования. В соответствии уровням управления. Стратегическое
планирование – попытка взглянуть в перспективе на основополагающие
составляющие организации, оценить тенденции в ее окружении, определить
поведение конкурентов. Действия, направленные на выполнение стратегических
целей (масштабные проблемы).. 5 лет. Тактическое планирование – тактические
цели (частные проблемы), поддержка стратегических планов. Определяет
промежуточные цели на пути к достижению стратегических целей и задач.
Оперативное планирование. В оперативных планах стандарты деятельности,
описание работ вписываются такую систему, при которой каждый направляет
свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Менеджер
разрабатывает повседневную тактику, чтобы обеспечить правильность всех
действий, определить слабые и сильные стороны функционирования организации.
Текущие вопросы.
16 ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой построение такой структуры предприятия,
которая дает возможность людям работать вместе для достижения поставленных
целей. Организационный процесс включает в себя следующие стадии:
1)Определение отдельных видов работ для достижения поставленных задач.
2)Оценка имеющихся трудовых ресурсов. 3)Выявление степени ответственности и
характера полномочий управленческого персонала. 4)Определение
специализированных видов деятельности. 5)Оформление и утверждение
должностных инструкций, положения структурных подразделений, схем и
нормативов. При организации необходимо руководствоваться следующими
необходимыми принципами: •специализация •пропорциональность (отделы должны
быть соизмеримы между собой) •прямоточность (наикратчайший путь прохождения
информации) •бесперебойность (ритмичность).
17 КОНТРОЛЬ – процесс обеспечения того, что организация достигнет
поставленных перед собой целей. Контроль тесно связан с учетом и анализом.
3 вида управленческого контроля: 1)Предварительный. Тесно связан с функцией
планирования и осуществляется на стадии планирования. Цель предварительного
контроля – прогнозировать материальные, финансовые и человеческие ресурсы с
тем, чтобы цели организации были реальные. 2)Оперативный (текущий).
Осуществляется от начала управленческой или производственной деятельности
до получения результата. Цель – вовремя обнаружить существенные отклонения
от намеченного плана, чтобы не допускать серьезных сбоев в работе
предприятия. 3)Контроль решенной задачи и анализ эффективности полученных
результатов. Цель – служить мотивацией за успешно проделанную работу.
Контроль должен быть: •предупреждающий •своевременный •непрерывный
•тактичный. Этапы процесса контроль: 1)Выработка стандартов и критериев
2)Сопоставление реальных результатов с плановыми 3)Корректировка.
18 МЕТОДЫ МЕНЕДЖМ. – это способы и средства воздействия на управляющую
систему для достижения поставленных целей. Методы различаются мотивационной
характеристикой, т.е. как ведут себя люди при применении к ним тех или иных
методов. Методы делятся на прямого и косвенного воздействия. Невыполнение
методов прямого воздействия ведет за собой применение различных санкций
административного характера (основаны на ответственности подчиненных перед
властью руководителя, регулируют правовые и организационные отношения). К
косвенным относят экономические (основаны на материальной
заинтересованности рабочих, контролируют экономические отношения) и соц-
психологические методы (основаны на нематериальном интересе рабочих,
регулируют социальные, идеологические, эстетические отношения).
19 Особенности организационно-распорядительных методов управлении:
1)Принадлежат к группе силового воздействия. 2)Предопределяют однозначные
решения вопроса и не предоставляют исполнителю большой самостоятельности.
3)Оказывают конкретное воздействие – определяют цели и задачи, порядок и
сроки выполнения, ресурсы. 4)Имеют самостоятельное значение, но могут
служить средством осуществления др. методов. 5)Акты административного
воздействия хар-ся обязательностью выполнения и подкрепляются
дисциплинарными требованиями. 6)Этот метод является наиболее сильным
средством воздействия на коллектив для поддержания дисциплины и порядка в
работе. Организ-но-распоряд. методы делятся на группы: •стабилизирующего
воздействия •распорядительного воздействия •дисциплинарного воздействия. В
1-е включается регламентирования – это совокупность правил, определяющих
порядок работы в организации. Он заключается в разработке и введении в
действие организационных положений, обязательных для исполнения. Бывает
общегосуд-е, общесистемное, структурное, должностное. Нормирование –
устанавливает допустимые границы деятельности и заключается в утверждении
опред. норм, которые служат ориентиром действий, как правило, устанавливают
верхние и нижние границы. Во 2-ое включаются способы и решения конкретных
ситуаций, не предусмотренных стабилизирующим воздействием. Осуществляется
для оперативного управления, выступает в форме приказов, распоряжений и
т.д. 3-ии методы устанавливают ответственность для определенных достижений.
20 Экономический метод управления основан на знании и сознательном
использовании объектов экономич. законов. Он характеризуются: 1)свободой
субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном
процессе; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода:
стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал
работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки:
остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы
материального интереса, что снижает мотивацию. В систему экон. методов
входят практически все рычаги механизма хозяйствования: •методы
планирования •система ценообразования •система кредитования •финансирования
•налогообложения •анализ хоз. деятельности •распределение доходов и прибыли
•оплата труда •материальное стимулирование.
21 Социально-психологические методы управления представляют собой
совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и
связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы,
протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к
труду, воздействуют на личность с целью превращения административного
задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят
личностный характер (личный пример, авторитет). Главная цель –
положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное
средство воздействия на коллектив – убеждение. Понимание руководителем
биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать
наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом
руководства является взаимоотношения работников. СПМ позволяют своевременно
учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы
изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие
решения. Для того, чтобы эффективно осуществлять соц. методы, используют
следующие виды сбора информации: •интервьюирование •анкетирование •изучение
документов •самонаблюдение •эксперимент.
22 Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на
деятельность направленную на достижение индивидуальных и общих целей
организации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к
деятельности для достижения целей организации. В состав мотивации входят 2
основных понятия: потребность и вознаграждение. ПОТРЕБНОСТЬ – это
физический или психологический недостаток чего-либо. Они вызывают
побуждения к действию. Первичные потребности заложены генетически, а
вторичные вырабатываются в ходе обретения жизненного опыта. Потребности
можно удовлетворить вознаграждениями. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – это то, что чел.
считает для себя ценным. Руководитель имеет дело с 2-я типами
вознаграждения: •внутренним •внешним. Внутреннее вознаграждение – это
чувство успеха при достижении своих целей. Самоуважение – наиболее простой
способ обеспечить внутреннее вознаграждение. внешнее вознаграждение – это
вознаграждение не от работы, а то, что дает организация (денежные выплаты,
повышение по службе, соц. льготы).
23 Существует 3 основных содержательных теории в менеджменте. 1)Теория
Маслоу. Человек испытывает потребности разных уровней, но есть
доминирующая. Низшие должны быть удовлетворены в первую очередь. Он
испытывает потребности высших уровней только тогда, когда удовлетворены
низшие потребности. Руководитель должен определить доминирующую потребность
и мотивировать ее исполнением. Удовлетворение низшей потребности не ведет к
автоматическому задействованию высшей. Не учитываются индивидуальные
особенности людей. 2)Теория Мак Лелланда делает упор на высшие потребности.
Потребность власти – желание воздействовать на других людей. Потребность
успеха – удовлетворение процессом доведения работы до успешного завершения.
Потребность в причастности – общение, заинтересованность в компании
знакомых, налаживание дружеских отношений. 3)Двухфакторная теория Герберга.
2 группы факторов. Гигиенические – заработок, условия труда, отношения с
другими работниками, информированность о делах на предприятии, стиль
руководства, климат на предприятии, не мотивируют к эффективности труда.
Факторы мотивации – признание и одобрение руководством результатов работы;
возможность продвижения по службе; высокая степень самостоятельности и
ответственности; интересная, сложная требующая творческого подхода работа –
мотивируют к повышению производительности, эффективности труда.
24 Основные процессуальные теории мотивации в менеджменте: •теория ожидания
•теория справедливости •модель Портера-Луренса. Теория ожидания. 3 фактора:
ожидание (оценка личностью вероятности определенного события), стимул
(побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь),
вознаграждение (компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение
человеческих потребностей). Стимул означает, что усилия приведут к
результату, результат повлечет достаточно ценное вознаграждение. По
отношению мотивации к труду теория ожиданий рассматривает процесс: «затраты
труда > результаты > вознаграждение > удовлетворенность им». Руководитель
должен: учить подчиненных получать результаты и создавать для этого
Страницы: 1, 2, 3, 4
|