работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти
составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли
и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной
деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими.
Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-
психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые
не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая
выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад
энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или
безразличие.
5 Материальное вознаграждение
Материальное вознаграждение труда выступает узловым пунктом
социального развития организации. В нем состыковываются основные расходы на
рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный
статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных
потребностей людей в жизненных благах.
Оплата труда должна основываться на социальном минимуме – на том, что
необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства
работоспособности человека, получения им средств существования не только
для себя, но и для своей семьи. Заработная плата в индустриально развитых
странах составляет примерно две трети общих денежных доходов населения. В
Российской Федерации к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студентов
и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и уходу за
ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства,
используемых на личное потребление, а также доходы от собственности,
реализации продуктов подсобного хозяйства на рынке и предпринимательской
деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки.
Расходную часть семейного, по преимуществу потребительского, бюджета
составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение различных взносов
(в том числе проценты за кредиты), на покупку товаров краткосрочного и
длительного пользования – продуктов питания, одежды, обуви, предметов
культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных,
коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и
доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в
течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека.
Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень семейного
достатка, качество и уровень ее жизни.
6 Использование досуга
Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды
организации. С ними связаны устройство домашнего быта работников,
выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга.
Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на
рабочее время (продолжительность рабочего дня в разных странах неодинакова,
разнится она также по отраслям хозяйства и профессиям) и внерабочее время в
соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время включает затрату
9-9,5 часов на удовлетворение естественных физиологических потребностей
человека (сон, личная гигиена, прием пищи и т.п.). Оставшееся время
занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего хозяйства,
уход за детьми и занятия с ними, свободное время – досуг.
Очевидно, что изменение продолжительности любого из названных
временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению
других. Потому-то так актуальны в плане социального развития проблемы
продолжительности рабочего дня, жилищного строительства, выпуска
производительной, удобной, доступной по цене электробытовой техники,
организации работы пассажирского транспорта, торговых предприятий и служб
по оказанию услуг населению. В этом заключен значительный социальный
резерв, в том числе для увеличения продолжительности свободного времени.
Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека-труженика.
Величина, структура, содержание, культура использования свободного времени
влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие
работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности.
Социальная политика государства
Наряду с условиями непосредственной социальной среды на социальное
развитие организации воздействуют и более общие факторы, от которых в
значительной, а нередко решающей степени зависят поведение и трудовой
настрой персонала, эффективность совместной работы. Имеются в виду прежде
всего факторы, влияющие на отдельные отрасли экономики или регионы, на
положение дел в стране – находится ли она в данный момент на подъеме, в
расцвете сил либо, напротив, переживает спад, кризис, испытывая резкое
усиление социальной напряженности.
С социально-экономическим и духовно-нравственным состоянием общества
теснейшим образом связаны реализация личных прав и свобод человека,
утверждение индивидуальности и развитие коллективных начал, своеобразие
исторического пути населяющих страну народов, сложившиеся традиции и
нравственные устои. Речь идет, в частности, об особенностях трудовой
морали, этике личного и общественного поведения, критериях гражданской
добродетели.
Конечно, общезначимым фактором социального развития является и
социальная политика государства. Проводимая правительством, всеми ветвями и
органами власти, она призвана аккумулировать, фокусировать, отражать
обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели его развития.
В задачи социальной политики входят стимулирование экономического роста и
подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации
и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной
защиты населения, сохранение культурного и природного наследия,
национального своеобразия и самобытности. Государство должно выступать
гарантом социальной направленности экономики. Для эффективного
осуществления своих регулирующих функций оно располагает такими мощными
рычагами воздействия, как национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Государственная социальная политика – это целенаправленная
деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации
доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и
предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством
государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется
принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру
выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и
равных стартовых условий для всех слоев населения.
1 Типы социальной политики государства
Характер и содержание социальной политики зависят от степени
вмешательства государства в управление социальными процессами. В
зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы
государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую
условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика
выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это
ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная
политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее
концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма.
Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности)
является американская модель.
Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет
важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и
рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и
политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более
конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки
зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-
демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно)
является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или
иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного
вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов,
степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.
Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в
диапазоне между этими двумя группами.
Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии.
Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства,
однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная.
Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их
социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и
либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной
рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-
демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение
основных характеристик различных типов государственной социальной политики,
особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно
сделать следующие выводы.
1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается
бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг
(образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией
уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.
2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных
индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной
деятельности государства – это, в частности, подтверждается
многочисленными в последние годы исследованиями международных
организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого
потенциала).
3. Общество всегда стоит перед выбором – рост личных доходов (низкий
уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня
удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей
всего общества (или его значительной части).
4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к
центральному вопросу – степени вмешательства государства в социальную
сферу – претерпевает циклические изменения не только в зависимости от
экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией
массового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его
интересы.
2 Социальная роль государства
Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности
государства были 60-70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития
доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и
развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21% – в
США; 24% – в Англии; 30% – во Франции; 31,5% – в Германии; более трети – в
Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону.
Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов,
форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра,
как правило, одинаковые – это необходимость увеличения гибкости
предоставления выплат, усиления их способности соответствовать
потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия
государства в экономике и обществе, усиления контроля над государственными
расходами.
Циклическая смена приоритетов в социальной политике развитых
государств привела к перераспределению средств между отдельными статьями
социальных расходов, но, как правило, не затронула серьезных социальных
достижений предшествующего развития, доля расходов на социальные нужды в
ВВП также не претерпела существенных изменений. В большинстве стран
финансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодаря
некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению
налоговой дисциплины и другим мерам.
В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении
Страницы: 1, 2, 3
|