Структура и содержание бизнес-плана
Министерство Общего и Профессионального образования РФ
Московский Государственный Индустриальный Университет
(МГИУ)
Реферат
по менеджменту
на тему: « Структура и содержание бизнес-плена»
Выполнил: студент 3-го
курса гр. 5212
Кирсанов Эдуард
Москва 2000г.
Содержание:
1. Введение.
2. Для чего нужен бизнес-план?
3. Этапы разработки бизнес-плана.
4. Структура и содержание бизнес-плана.
5. Оформление и стиль бизнес-плана.
1. Введение.
Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его
развитии. Бизнес-план- это очень хорошее средство для их осмысления. В
условиях становящегося российского бизнеса уже работающие предприятия и
люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые
возможные применения своих сил в экономике.
Предпринимательство- это в большей степени творчество. Однако первые
шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчёта и умения
правильно предвидеть своё будущее.
2. Для чего нужен бизнес-план?
Бизнес-план-это план развития предприятия, необходимый для освоения новых
сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.
Бизнес-план может быть разработан как для нового, только
создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических
организаций на очередном этапе их развития.
Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение
того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по
бизнес - планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». Другими
словами, бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:
- определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости
предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и
качественных показателей системы;
- привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны
потенциальных инвесторов фирмы;
- помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный
взгляд на организацию и её рабочую среду.
Как видно, в отличие от традиционного плана организации бизнес-план
учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и
внешние цели лиц которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов
заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные
потребители и поставщики фирмы.
Для начинающего предпринимателя бизнес-плен- это по сути, всё, чем он
может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана
становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела.
Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала
переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами (например,
банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с
иностранными инвесторами.
Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю
направленность, превращая в своего рода товар, продажа которого должна
принести максимально возможный выигрыш.
В современных российских условиях бизнес-план осуществляет ещё одну
важную функцию- он является инструментом приватизации государственных
предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по
приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией
(оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав
проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании
экономической организации.
Для сегодняшней российской практики характерна тенденция перехода
чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному применению
бизнес-планов в процессе приватизации.
Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает
достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между
бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
- в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь
комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана
с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план
ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план
может включать другие типы стратегий организации;
- стратегические планы- это обычно планы с растущим горизонтом времени.
По мере выполнения очередного годичного плана его результат
анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре
стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану
добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет чётко
очерченные временные рамки, по истечению которых определённые планом
цели и задачи должны быть выполнены(например, должен быть построен и
достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по
своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с
его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью;
- в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства,
маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в
стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями
структуры бизнес-плана.
Близким «родственным» бизнес-плана можно назвать такой документ, как
технико - экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО- это ещё один вариант
плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом
близки функциям бизнес-плана.
Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-
экономическое обоснование- это специфический плановый документ для
создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в
структуре ТЭО сделан на производственно- технические аспекты проекта,
в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса
остаются почти нераскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо
узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.
Методика составления ТЭО разработана Организацией Объединённых
Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). У нас методика ЮНИДО была
использована при разработке Рекомендации по обоснованию предложений о
создании совместных предприятий.
В соответствии с разработками ЮНИДО предлагается следующая
последовательность изложения материалов ТЭО.
1. Общие исходные данные и условия.
2. Рынок и мощность предприятия.
3. Материальные факторы производства.
4. Место нахождения предприятия.
5. Проектно- конструкторская документация.
6. Организация предприятия и накладные расходы.
7. Трудовые ресурсы.
8. Планирование сроков осуществления проекта.
9. Финансово-экономическая оценка проекта.
Для российских предприятий ТЭО является более привычной фирмой
обоснования экономического проекта из-за указанных особенностей
его содержания. В современных условиях ТЭО отечественных
предприятий в наибольшей степени приближены к образу,
предложенному ЮНИДО.
Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта, постепенно
вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса. В нём заложены
преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и
технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.
3.Этапы разработки бизнес-плана.
Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить
весь комплекс необходимой информации.
Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение
источников нужной информации.
Ими могут стать:
- учебники по бизнес - планированию;
- правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами
малого бизнеса);
- фирмы по управленческому консультированию и другие подобные
организации;
- отраслевые издания;
- курсы по составлению бизнес-планов;
- аудиторские фирмы;
- знакомые, коллеги, друзья.
Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его
подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван
разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели
предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему
добротный и качественный план.
Российские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее
на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере
словам и формальным отпискам доверять не склонны.
Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную
информацию бизнес-план не может соответствовать целям привлечения
инвесторов.
Наиболее распространённые недостатки при составлении бизнес-плана
российскими предпринимателями будут указаны при характеристике содержания
его разделов (в разделе 4)
Третий шаг к созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых
читателей- будут ли это только внутренние участники организации (что
крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела
бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки,
венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал- это
коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования
предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как
на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также
финансирования отдельных рисковых подразделений- видов бизнеса, входящих
в крупную хозяйственную организацию).
Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана,
необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических
показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за
счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов,
порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского
кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их
типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в
частности).
Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих
читателей, он может перейти к следующему, четвёртому шагу- установление
общей структуры создаваемого документа.
Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:
- титульный лист;
- резюме;
- историю своего бизнеса ( если предприятие уже действует );
- описание продуктов (услуг);
- описание дел в отрасли, товарные рынки;
- конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;
- производственный план;
- план маркетинга;
- организационный план;
- финансовый план и оценку риска;
- план исследований и разработку;
- приложение (аппендикс).
Подробное описание каждого раздела бизнеса- плана в (разделе 4).
Пятый шаг бизнес- планирования предполагает сбор информации для
подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе
необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые
опыт и знания для составления бизнес-плана.
Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие
опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также привлечь
внешних консультантов, особенно для использования их в сферах
финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме
финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом
могут вовлечены экономисты широкого профиля ( в том числе
специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по
управлению.
Следующий, шестой шаг в бизнес- планировании- непосредственное
написание бизнес- плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.
Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно
написать бизнес-план, даже если это требует большого количества
времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь
консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда
Страницы: 1, 2, 3
|