это следует делать только тогда, когда изменения обещают более высокую
прибыль». Другие же говорят, что «многие рабочие не испытывают чувства
отчуждения от своей работы и не хотят большей ответственности или
привязанности к работе». Кроме того, эти же авторы заявляют, что попытки
обогатить содержание труда зачастую разбиваются об ограничения,
устанавливаемые профсоюзами в виде должностных инструкций, требований к
срокам пребывания в должности, нормативных актов по ряду специальностей, а
также наталкиваются на общее недоверие. Таким образом, руководство должно
воздерживаться от реорганизации условий труда до тех пор, пока оно не
убедится в том, что рабочие предрасположены к нему. В ходе выполнения
некоторых программ рабочим дали больше самостоятельности, чем они того
желали. Результат — плохая работа и раздраженность работников. Ведущаяся в
последнее время критика идеи реорганизации условий труда поддерживает такие
взгляды. Тем не менее, при должной проработке программы совершенствование
организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворенности
работников, повышению качества труда, снижению количества прогулов и
текучести кадров.
II. Организационно-экономическая характеристика ЗАО
«Изотерм»
2.1. Специализация предприятия и основные размеры
ЗАО «Изотерм» было основано в 1990 году с целью улучшения
теплоснабжения г. Череповца.
Деятельность предприятия регламентируется законодательством РФ,
постановлениями правительства и Уставом предприятия. Предприятие
самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной
прибылью после отчисления налогов и других обязательных платежей, начисляет
фонды.
На 01.01.00 г. в собственности предприятия находятся 5 тепловых
станций и 11 котельных, которые обеспечивают 70% города Череповца теплом и
горячим водоснабжением.
Функциональное направление работы:
- бесперебойное обеспечение тепловой энергией предприятий,
организаций, ЖСК и частных домов, заключивших договора на отпуск тепловой
энергии;
- эксплуатация находящихся на балансе предприятия котельных, тепловых
сетей и прочих сооружений для обеспечения потребителей тепловой энергией
получения прибыли;
- технический надзор за строительством, расширением или реконструкцией
котельных и тепловых сетей, приемка в эксплуатацию вновь построенных
объектов теплоснабжения.
Предприятие осуществляет непрерывный выпуск продукции в течение всего
года, только меняется объем продукции в связи с отопительным сезоном в
большую или меньшую сторону.
Основой формирования плана является в первую очередь мощность
предприятия, его техническая оснащенность, а также заявки или договора с
потребителями.
Основных потребителей тепловой энергии можно разбить на следующие
группы:
- население 74%;
- коммунально-бытовое хозяйство 18%;
- прочие (промышленная зона) 8%.
Основными поставщиками материалов для производства продукции являются
МП «Водоканал» (водоснабжение), АО «Череповецгаз» (газообразное топливо),
АО «Череповецэлектросвязь» (электроэнергия).
Предприятие по состоянию на 01.01.00 г. имело в своем составе ряд
подразделений:
- эксплуатационное, которое осуществляет эксплуатацию
теплотехнического оборудования, а именно: тепловые станции №1, 2, 3,
«Южная», «Северная», котельные центрального района в количестве 11
котельных, участок КИПиА, участок электрослужбы, газовая служба,
теплохимлаборатория, отдел энергосбыта;
- ремонтное подразделение, которое осуществляет все виды ремонтов
оборудования котельных и тепловых сетей, это ЦРО, цех тепловых сетей;
- служба автотранспорта и механизации.
Руководство предприятием, ведение бухгалтерского учета, планирование,
финансирование материально-технического обеспечения осуществляет аппарат
управления численностью 32 человека, что составляет к общей численности
работающих 4,1%.
Таблица 2.1.
Размеры предприятия
|Показатели |Период, год |Абсолютные |Темп |
| | |отклонения |роста, |
| | | | |
| | | |% |
| |1998 |1999 | | |
|Выработка т/энергии, |2235,8 |2279,4 |+ 43,6 |102,0 |
|т. Гкал | | | | |
|Реализация т/энергии, |2592,4 |2740,0 |+ 147,6 |105,7 |
|т. Гкал | | | | |
|Выручка от реализации, |294.249|310.326|+ 16.077,0 |105,5 |
|т. руб. |,9 |,9 | | |
|Расходы по реализации, |258.389|271.971|+ 13.581,9 |105,3 |
|т. руб. |,9 |,8 | | |
|Стоимость ОПФ, т. руб. |570.157|575.605|+ 5.448,4 |100,9 |
| |,0 |,4 | | |
|Численность работающих, |740,0 |781,0 |+ 41,0 |105,5 |
|чел. | | | | |
|Кол-во транспортных |59 |61 |+2,0 |103,4 |
|средств, шт. | | | | |
В рассматриваемом периоде среднесписочная численность работников
предприятия увеличилась с 740 до 781 человек. В 1998 году среднемесячная
величина заработной платы составила порядка 2,11 тыс. руб., а в 1999 году
ее значение увеличилось с 2,13 до 3,8 тыс. руб. В течение анализируемого
периода темп увеличения заработной платы в летнее время превышал темп роста
объема реализации продукции, а в зимнее время соответствовал ему. За
исследуемый период изменение удельных показателей объема произведенной
продукции на одного работника и один рубль заработной платы соответствовало
изменению объема произведенной продукции, т.е. наибольшие значения
достигались в первый и четвертый кварталы каждого отчетного года.
2.2. Экономические показатели работы предприятия
Таблица 2. 2
Структура товарной продукции
| |1998 |1999 | | | |
| | |Тыс. |Тыс.| |% |
| | |Гкал |Гкал| | |
|1. Выработка теплоэнергии| |2235,|2279|+43,6 |102 |
| | |8 |,4 | | |
|2. Покупная теплоэнергия | |876,2|984,|+108,1|112,3|
| | | |3 | | |
|3. Расход на собственные | |81,5 |65,3|-16,2 |80,1 |
|нужды | | | | | |
|4. Отпуск в сеть |1+2-3 |3030,|3198|+168 |105,5|
| | |5 |,5 | | |
|5. Потери | |438,1|458,|20,4 |104,7|
| | | |5 | | |
|6. Реализация |4 -5 |2592,|2740|147,6 |105,7|
|теплоэнергии | |4 |,0 | | |
В 1999 году увеличилась выработка теплоэнергии и её прирост составил 2% по
сравнению с 1998 годом. Следует отметить тот факт, что общее количество
пущенной теплоэнергии в сеть увеличилось на 168 Гкал на что повлияло
уменьшение расходов на собственные нужды на 19,9% и увеличение количества
покупной электроэнергии на 12,3 %. Потери теплоэнергии в целом оказались
незначительными и составили 20,4 Гкал.
Таблица 2.3.
Основные экономические показатели работы предприятия
|Показатели |Ед. |Год |Темп роста, |
| |изм. | |% |
| | |1998 |1999 | |
|Среднеотпускной тариф |Руб. |113,5 |113,0 |99,6 |
|Товарная продукция в ценах|Тыс. |294249,|310326,|105,5 |
|реализации |руб. |9 |9 | |
|Товарная продукция в ценах|Тыс. |292941,|310326,|105,9 |
|последнего года |руб. |2 |9 | |
|Фактические |Тыс. |258389,|271971,|105,3 |
|производственные затраты |руб |9 |8 | |
|Себестоимость 1 Гкал |Руб. |99,7 |99,0 |99,3 |
|Прибыль от реализации |Тыс. |35806,0|38355,1|107,0 |
| |руб | | | |
|Прибыль по балансу |Тыс. |33742,0|33758,0|100,05 |
| |руб | | | |
|Общий уровень |% |5,76 |6,0 |104,2 |
|рентабельности | | | | |
|Уровень рентабельности |% |9,84 |10,57 |107,4 |
|капитала | | | | |
|Уровень рентабельности |% |13,88 |14,10 |101,0 |
|производства | | | | |
Выручка от реализации продукции в 1999 году составила 310327 тыс. руб., в
1998 году - 292450 тыс. руб. Динамика изменения величины выручки от
реализации соответствует сезонной специфике работы предприятия - наибольшие
значения наблюдаются в первый и четвертый кварталы каждого
анализируемого года. Аналогичные изменения характерны и для переменных и
постоянных затрат.
Темп роста цен на готовую продукцию (услуги) предприятия отставал от
темпов увеличения цен на потребляемые в процессе производства материальные
ресурсы.
Одним из основных показателей, характеризующих результаты деятельности
предприятия, является чистая прибыль. В 1999 году объем чистой прибыли
составил 18009 тыс. руб., в 1998 году - 24575 тыс. руб. При анализе
динамики изменения доли чистой прибыли в общей деятельности нельзя
определить стабильные тенденции ее изменения, что также можно сопоставить с
сезонными особенностями работы предприятия. Причиной снижения прибыли
предприятия в течение анализируемого периода являлись операции, не
относящиеся к основной деятельности, а также рост постоянных и переменных
затрат.
Обращает на себя внимание высокий удельный вес постоянных (порядка 50%
) и переменных затрат в составе себестоимости продукции. Усугубляют
ситуацию резкие сезонные увеличения доли переменных затрат в зимнее время.
Таким образом, резервом для увеличения объема чистой прибыли является
снижение постоянных и переменных затрат. Более подробного рассмотрения
требует такой вариант, как увеличение цены на реализуемую продукцию.
На протяжении рассматриваемого периода в целом не наблюдалось
определенных тенденций в изменении показателей рентабельности как всего
капитала, так и отдельных его составляющих. На начало 2000 года предприятие
можно признать нерентабельным. В связи с этим повышение рентабельности
собственного капитала является для предприятия наиболее важной задачей.
Резервами для увеличения рентабельности собственного капитала являются,
прежде всего, увеличение оборачиваемости активов предприятия и повышение
прибыльности продаж.
III. Анализ организации бухгалтерской службы на предприятии и разработка
мероприятий по повышению его эффективности
За организацию бухгалтерского учета на предприятии отвечает
руководитель предприятия. В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и
предпринимательской деятельности» руководитель предприятия назначает
главного бухгалтера, который подчиняется непосредственно ему.
Руководитель контролирует выполнение требований главного бухгалтера по
предоставлению всеми службами и подразделениями, имеющими отношение к
учету, документов и сведений, оформленных надлежащим образом.
Руководитель предприятия имеет право:
. учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;
. заключить договор на ведение бухгалтерского учета со специализированной
бухгалтерией (для дочернего предприятия);
. использовать услуги внештатного специалиста-бухгалтера.
Для ведения учета (статистического, оперативно-технического
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|