ни сил, ни времени, чтобы сформулировать миссию;
. высшее руководство вообще не знает, что такое миссия фирмы.
С точки зрения конкурентной борьбы это только плюс для ВАЗа, поскольку,
не имея миссии, невозможно эффективно вести дела фирмы.
По данным официального сайта, сейчас ОАО "ИЖМАШ" - крупное
многопрофильное машиностроительное предприятие, выпускающее:
- малолитражные автомобили;
- мотоциклы;
боевое стрелковое и спортивно-охотничье оружие,
- авиационные пушки, высокоточные управляемые артиллерийские снаряды;
контрольно-проверочные машины комплексов управляемого вооружения;
станки;
- высококачественный инструмент и точные заготовки.
Также ИЖМАШ имеет собственный металлургический завод.
Финансовое положение ИЖМАШа неустойчивое и характеризуется долгами в
огромных размерах; выручка – почти в 1000 (!) раз меньше, чем у ВАЗа; штат
сотрудников также несоизмеримо мал. Однако и этого достаточно, чтобы
автомобили ИЖ могли занять сегмент рынка, принадлежащий ВАЗу (то есть
сегмент недорогих заднеприводных автомобилей).
Посмотрим более подробно, каково положение ВАЗа и дадим рекомендации
относительно дальнейшего развития. [4]
4. Сопоставление профилей (по методике Х. Маккея)
1. Родословная
- Название фирмы
[pic] ОАО «АВТОВАЗ»
[pic] Концерн «ИЖМАШ»
- Местонахождение главного правления
[pic] 445633, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 36
[pic] 426006, Удмуртская Республика, г. Ижевск, проезд Дерябина, д. 3.
- Находится в государственном или в частном владении?
[pic] Находится полностью в частном владении.
[pic] Все предприятия находятся в частном владении, кроме оружейного
завода – 25% его акций находятся в государственном владении.
2. Физические характеристики
- Количество предприятий
[pic] 3: АВТОВАЗ, совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» [по выпуску
автомобилей «Шевроле-Нива»], дочернее предприятие «ВАЗинтерсервис»
[по выпуску пикапов марки «VIS»].
[pic] 5: «ИЖМАШ-Авто», ОАО «Ижевские мотоциклы» (ранее – ДОАО «ИЖМАШ-
Мото»), «ИЖМАШ-Станко», Ижевский оружейный завод (ИОЗ),
металлургический завод.
- Местонахождение предприятий
[pic] г. Тольятти
[pic] г. Ижевск
- Количество сотрудников
[pic] 118 131 человек.
[pic] 22 900 человек.
- Какие географические районы данная фирма может обслуживать лучше всего?
[pic], [pic]
Все районы внутри России, за исключением Дальнего Востока, а также
страны ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина).
- Какие географические районы данная фирма может обслуживать
удовлетворительно?
[pic], [pic]
Европейские страны. (Известно, что АВТОВАЗ поставляет некоторые модели
своей продукции в Англию и Францию. ИЖМАШ в настоящее время не
осуществляет такую деятельность).
3. Финансовые результаты деятельности
- Доходы за прошлый год
[pic] 64,2 млрд. руб.
[pic] 65,2 млн. руб., то есть почти в 1000 раз меньше.
– Прибыли за прошлый год
[pic] 9,8 млрд. руб.
[pic] 410 млн. 525 тыс. руб. (Конечно, валовая прибыль концерна
гораздо больше, но с учётом огромных долгов размер чистой прибыли
невелик).
- Тенденции в финансовой деятельности за последние два-три года
[pic] Прирост по выручке по сравнению с прошлым годом - 10,1 процента.
Произошло это за счет увеличения объема выпуска наиболее рентабельных
моделей семейства ВАЗ-2110.
[pic] Рост объёма производства – 115%, рост объёма реализации – 228%,
рост объёма экспортных поставок- 163%. Кредиторская задолженность
увеличилась на 36,8%.
- Что-либо необычное в финансовых делах (слишком большие товарно-
материальные запасы и т.п.)
[pic] ———
[pic] большие запасы нереализованной продукции и комплектующих прошлых
лет
- Рейтинг, выставленный данной фирме экспертами корпорации
[pic] По оценкам агентства «Credit Rating» в 2003 году ОАО «АВТОВАЗ»
вошло в первую десятку компаний года.
[pic] Пресса умалчивает о рейтинге конкурента. Это может
означать, что он занимает далеко не блестящие позиции и в первую
десятку, наверняка, не входит.
- Общее финансовое положение (подчеркнуть нужное): прочное /
удовлетворительное / неустойчивое
[pic] Прочное.
[pic] Нечто среднее между неустойчивым и удовлетворительным.
4. Ценообразование
- Политика цен фирмы (подчеркнуть нужное): цены высокие и устанавливаются
произвольно / цены низкие и устанавливаются для нечестной борьбы с
конкурентами
[pic] Цены высокие, но устанавливаются на основе технологических
изменений
[pic] Цены низкие, иногда ниже себестоимости, и устанавливаются на
основе покупательной ценности товара.
- Как фирма реагирует на ценовую конкуренцию?
[pic] ВАЗ занимает ведущее место в отрасли и продолжает держать цены
ниже, чем у импортных аналогов. Таким образом, ценовая конкуренция
данной фирме грозит очень и очень слабо.
[pic] ИЖ вынужден мириться с конкуренцией ВАЗа, поскольку
единственный способ – устанавливать низкую норму прибыльности –
используется постоянно.
5. Кадры
– Состоят ли сотрудники в профсоюзе (если да, то в каком)?
[pic] Сотрудники состоят в профсоюзе «Единство», основными целями
которого являются контроль за расчётами по оплате труда с работниками
и за пенсионными отчислениями. [5]
[pic] Сотрудники состоят в профсоюзе, деятельность которого
направлена в основном на борьбу с ростом цен на услуги ЖКХ в
Удмуртской Республике и на требование достойной зарплаты от
предприятий республики.
- Укажите двух-трех сотрудников, которые являются наиболее важными фигурами
в фирме, и должности, которые они занимают
[pic] Председатель совета директоров Владимир Каданников;
генеральный директор Вильчик Виталий Андреевич.
[pic] Генеральный директор Владимир Гродецкий.
Заместитель генерального директора Безбородов Николай
Александрович.
- Какой репутацией пользуется фирма как работодатель?
[pic] Репутация фирмы противоречива: с одной стороны (по данным
руководства), завод как градообразующее предприятие обеспечивает
полную занятость рабочих, вовремя индексирует зарплату, а с другой (по
данным профсоюза) - репутация фирмы не на высоте из-за снижения
социальных гарантий работникам и, в первую очередь, пенсионерам; а
также из-за длительной процедуры выпуска работников на пенсию.
[pic] Репутация фирмы также невысока; в первую очередь, из-за
приостановления перечисления платежей в пенсионный фонд, а также из-за
необеспеченности работников жильём.
6. Положение на рынке
- На какой рынок рассчитана продукция фирмы?
[pic] Отечественный и импортный рынок недорогих автомобилей.
[pic] Отечественный рынок недорогих автомобилей.
- Какую уникальную продукцию (с какими характерными особенностями)
предлагает фирма?
[pic] Легковые автомобили улучшенной комплектации («люкс»),
полноприводные автомобили различных модификаций на базе «старой»
«Нивы».
[pic] Полноприводные автомобили ОДА 4*4, а также мотоциклы,
оружие, станки и оборудование.[6]
- В чем заключается краткосрочная стратегия фирмы?
[pic]
Краткосрочная стратегия ВАЗа на сегодняшний день посвящена, в
основном, усовершенствованию системы логистики, так как это является
наименее совершенной стороной производственного процесса.
Весь проект по логистике, как и в случае стратегии корпорации,
включает этап диагностики системы логистики, проведение исследований,
ряд других подпрограмм:
. реформирование организационной структуры управления логистикой;
. снижение нормативов запасов;
. внедрение оптимальных методов управления запасами;
. комплекс работ по таре, включающий разработку новых типов тары;
. оптимизацию тарооборота, стандартизацию тары;
. внедрение прослеживаемости поставок;
. внедрение информационной логистической системы.
[pic]
. подготовка к серийному выпуску полноприводного автомобиля «Ода» 4*4
. модернизация семейства легковых автомобилей
. продвижение на рынок новой модели мотоцикла «ИЖ-Корнет»;
. получение гос. заказа на выпуск военного оружия последнего
поколения.
- В чем заключается долгосрочная стратегия фирмы?
[pic]
. Создание внутри ОАО АВТОВАЗ корпоративного центра, формирующего
единую стратегию и осуществляющего стратегическое управление;
. Создание эффективно работающей системы управления собственностью
ОАО АВТОВАЗ через формирование бизнес-единиц;
. Своевременное отражение изменяющихся потребительских приоритетов в
разработке новых моделей, уменьшение времени сменности и
модернизации модельного ряда.
. Активный поиск возможностей формирования стратегических альянсов с
крупным инвесторами в различных направлениях деятельности фирмы.
[pic]
. устойчивое увеличение сбыта автомобилей семейства «Ода»;
. погашение задолженностей перед кредиторами;
7. Планы
- Стремится ли фирма сохранить свои позиции или активно развиваться?
[pic] ОАО «АВТОВАЗ» стремится активно развиваться. Это прослеживается
в краткосрочных и долгосрочных стратегиях фирмы, производственных
программах.
[pic] Несмотря на заявленное в краткосрочных и долгосрочных стратегиях
развитие, а также вложение дивидендов в производство, ОАО «ИЖМАШ»
имеет тенденцию лишь упрочить своё финансовое положение.
- Не собирается ли данная фирма приобрести какое-либо предприятие или же,
по слухам, она сама может быть кем-либо приобретена или поглощена?
[pic] Фирма не собирается приобретать предприятия и не может быть
поглощена.
[pic] Фирма не собирается приобретать предприятия и не может быть
поглощена.
- Ходят ли слухи относительно подготовки какой-либо новой продукции или
нового вида обслуживания?
[pic] ВАЗ готовит к серийному производству новое семейство
малолитражных автомобилей «Калина», а также модернизированную версию
«десятки». Об этом знают практически все слои населения России (как
потенциальные покупатели, так и инвесторы, партнёры).
[pic] ИЖ собирается наладить мелкосерийное производство мотоциклов «ИЖ-
Корнет», не требующих водительского удостоверения. Это известно весьма
ограниченному кругу потребителей, к тому же сама перспектива
производства находится под сомнением.
8. Фирма как поставщик
- Потеря каких именно клиентов оказалась бы для фирмы наиболее
болезненной?
[pic] Потеря массового покупателя заднеприводной «Оды» и пикапов.
[pic] Потеря покупателей десятого семейства и новой «Нивы».
9. Престиж фирмы в деловом мире
- Как отзываются о методах, применяемых фирмой в деловых отношениях
(подчеркнуть нужное): исключительно честные / далеко не безупречные
[pic] Фирма использует исключительно честные методы, обо всех
изменениях информирует партнёров заранее.
[pic] Фирма использует далеко не безупречные методы ведения дел. (В их
числе неожиданное изменение организационно-правовых форм дочерних
предприятий с целью аннулирования долговых обязательств.)
- Охарактеризовать в общем репутацию фирмы
[pic] У юридических лиц фирма пользуется репутацией надёжного,
стабильного партнёра, а у покупателей – производителем, поддерживающим
качество своей продукции на высоком уровне. Для населения города
Тольятти АВТОВАЗ – основной работодатель, так как это градообразующее
предприятие. Для налоговых органов фирма является исправным
Страницы: 1, 2, 3, 4
|