реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Разработка управленческих решений в условиях психической напряженности

реферат

удовлетворения которых необходимо что-нибудь субстанциональное, нечто, при

получении чего потребность оказывается удовлетворенной. Так, например,

состояние голода представляет собой пример определенной субстанциональной

потребности: для того, чтобы утолить голод, необходимо иметь, например,

хлеб. Но эта категория еще не исчерпывает всех имеющихся у нас

потребностей... В зависимости от условий, в которых приходится жить

организму в каждый данный момент, у него проявляется потребность к

деятельности и функционированию в том или ином направлении. Этого рода

потребности мы и называем функциональными потребностями» .

Потребность в деятельности как таковой, в функциональной нагрузке,

обладает большой побудительной силой: она выражается в активном отношении

человека к самой задаче, его стремлении испытать и выявить свои силы,

способности. В психологической литературе содержатся многочисленные

указания о привлекательности для личности самого процесса деятельности в

различных ее видах: игровой, познавательной, трудовой и т. п. (С. Л.

Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В.Н.Мя-сищев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,

Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, В. Г. Асеев и др.).

Отмечается также, что в этом случае человек испытывает своеобразное

удовлетворение от усилия как такового, от преодоления трудностей, поэтому

он может заниматься какой-либо трудной деятельностью ради нее самой, а не

просто ради того, чтобы «приблизиться к объекту или избежать его

(Andreani, 1968). Сам процесс деятельности при этом как бы изнутри

обеспечивает ее непрерывное побуждение. Это происходит за счет поддержания

ориентировочно-исследовательской деятельности по отношению к задаче: само

выполнение последней выступает как сложный, по существу неисчерпаемый

комплекс свойств и отношений, раскрытие которых все больше и больше

стимулирует человека к продолжению процесса деятельности (Гальперин, Голу,

1965). Таким образом, осуществление деятельности становится потребностью,

которая выражается в глубоком интересе человека к ее: результату, в

непосредственной увлеченности ее процессом.

Наряду с процессуальным мотивом в экспериментах вводился мотив,

связанный с самоутверждением личности. Соответствующие ему потребности,

стремления и побуждения человека в литературе описываются различными

понятиями: самоактуализации (Маслоу), самореализации (Фромм), роста и

самоусовершенствования (Роджерс) и т. п. Если эти понятия освободить от

неприемлемых теоретических спекуляций, в рамках которых они разрабатывались

(игнорирование общественно-исторической природы человеческих потребностей,

элементы антропологизма и т.д.), то следует признать, что обозначаемые

этими понятиями феномены образуют в человеческом поведении реальность и

являются, таким образом, его активными детерминантами. Действительно, сюда

относятся такие характеристики человеческой мотивации, как «стремление

актуализировать свои потенциальные возможности», «потребность в хорошей

репутации или в престиже, положении, признании другими», «потребность в

устойчивой, твердо обоснованной, как правило высокой оценке самого себя,

самоуважении и уважении других» (Maslow, 1954). Некоторые из этих

потребностей, устремлений, желаний человека были актуализированы у

испытуемых в экспериментальных условиях.

Полученные результаты позволили довольно четко выделить два вида

психической напряженности, один из которых был назван операционным

(Овчинникова, 1968; Овчинникова, Наенко, 1968), а другой — эмоциональным.

Состояние операционной напряженности (ОН) возникало как результат

относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и

характеризовалось доминированием процессуального мотива. В отличие от него

состояние эмоциональной напряженности (ЭН) характеризовалось интенсивными

эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным

отношением человека к условиям ее протекания. Оговоркой «относительно

нейтральный подход» в состоянии ОН мы не хотим сказать, что при этом у

испытуемого не было эмоциональных переживаний вовсе. Конечно, были. В связи

с тем что психическая напряженность возникает в условиях отражения сложной

и поэтому значимой ситуации, отношение человека к выполняемой задаче не

является индифферентным, оно всегда эмоционально насыщено. Важно, однако,

иметь в виду гораздо большую выраженность эмоциональных переживаний в

состояниях ЭН по сравнению с ОН. Таким образом, удельный вес эмоционального

компонента в обоих видах напряженности неодинаков, что надо учитывать при

психологическом анализе.

Одним из существенных моментов этого анализа является характер

отношений, существующих между целями и мотивами деятельности. «Эти

отношения,—подчеркивает А.Н. Леонтьев, — и являются психологически

решающими» (19726). Как уже говорилось, оба вида напряженности возникали

при актуализации разных мотивов — процессуального в случае ОН и

самоутверждения в случае ЭН. Каждый из них специфическим образом связан с

целью деятельности, что и обусловило психологическую специфику состояний.

Так, при ОН содержание цели и мотива деятельности либо совпадало, либо было

включено в близкие друг другу отношения (например, цель — выполнить

задание, мотив — установить истинный ответ на задачу). Другими словами, в

этом случае происходит наибольшее сближение объективного содержания

деятельности с ее субъективным содержанием, с тем, что она есть для самого

субъекта.

Этот феномен поглощенности делом, непосредственного интереса человека

к самому результату описывается в психологической литературе как одно из

важных условий успешного выполнения деятельности. Так, авторы одной из

американских работ, изучавшие поведение солдат в условиях боевой

обстановки, приходят к выводу, что «эффективность поведения может, отчасти,

являться функцией способности индивида с головой уходить в работу, что тем

самым снимает дезорганизующее влияние воспринимаемой опасности и...

болезненную игру воображения в условиях опасной ситуации» (Berkunetal.,

1962).

Можно привести также многочисленные примеры из повседневной жизни и из

художественной литературы, свидетельствующие о том, что нацеленность

человека на решение той или иной конкретной задачи позволяет ему в трудной

ситуации «успокоиться», «отключиться от посторонних мыслей», кроме тех, что

имеют непосредственное отношение к решению этой задачи. Так, А. Сент-

Экзюпери описал в «Военном летчике» состояние пилота при выполнении

сложного полета: «Словом, я занимаюсь своим ремеслом. Я не испытываю

ничего, кроме физического удовольствия от насыщенных смыслом, самодовлеющих

действий. У меня нет ни ощущения великой опасности (снаряжаясь в полет, я

волновался куда сильнее), ни такого чувства, будто я исполняю великий

долг». (1964)

Как будет показано ниже, ОН также оказывает 'мобилизующее влияние на

деятельность и способствует сохранению работоспособности человека на

устойчивом уровне.

Итак, отличительной психологической особенностью ОН является слитность

мотива и цели деятельности, сдвинутость мотива на цель. Этой

непосредственной связи нет при ЭН, которая характеризуется несовпадением,

резким разведением цели и мотива деятельности (например, цель — выполнить

задание, мотив — проявить себя с наилучшей стороны), что порождает

расхождение между объективным значением деятельности и ее личностным

смыслом для испытуемого.

Характеризуя состояния ОН и ЭН состороны мотивов, мы имели виду

доминирующие мотивы деятельности. Однако в реальной жизни при выполнении

задачи субъект вступает в сложные и неоднозначные отношения с различными

факторами и условиями, в которых дана эта задача, поэтому его деятельность,

как правило, одновременно побуждается не одним, а несколькими, в том числе

противоречащими друг другу, мотивами, т. е. носит полимотивированный

характер.

Учитывая динамический характер трудной ситуации, любое из этих

отношений может выдвинуться в ведущее и, придавая деятельности личностный

смысл, тем самым определять в тот или иной момент времени особенности

состояния. Поэтому, строго говоря, речь может идти лишь о преобладании того

или иного мотива или, тем самым, о господствующем виде напряженности —

преимущественно операционном или преимущественно эмоциональном. Поэтому в

дальнейшем изложении, исходя из того, что в реальных условиях имеется

множество переходов от одного вида напряженности к другому и их смешанных

форм, мы будем иметь в виду преимущественную выраженность того или другого

состояния.

Резюмируя, можно сказать: выделение состояний ОН и ЭН произведено по

психологическому основанию—различному характеру связей мотивов с целями

деятельности, Другими словами, психологическая природа этих состояний лежит

в особенностях внутреннего строения самой деятельности, в ходе которой они

возникают.

Глава III

СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Изменения деятельности и поведения человека в состояниях психической

напряженности уже давно отмечались в психологической литературе. Так, еще в

период русско-японской войны Г. Е. Шумков (1913) описал «душевное состояние

воинов в ожидании боя». Оно проявлялось у людей в несвойственной им

суетливости, повышенной чувствительности к обычным раздражениям. Сапог жал

больше, чем всегда. Движения становились менее координированными, пальцы

рук непослушными, спички ломались, табак рассыпался, менялся почерк.

Учащался пульс, дыхание становилось частым и неравномерным, появлялась

жажда, сухость во рту и горле. Отмечалась повышенная внушаемость и т. п.

Обобщенное описание наблюдаемых в состояниях напряженности

поведенческих проявлений можно найти в ряде литературных обзоров (Роговин,

1962а,б; Марищук и др.,. 1969; Душков II др., 1970; Овчинникова, 1970; и

др.).. «М. С. Роговин (1962а) отмечает, что под влиянием этих состояний

происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы

«торможение — возбуждение». Тормозный тип реагирования характеризуется

общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в мимике,

скованностью позы и движений, разного рода фиксациями, пассивностью,

замедленным течением психических процессов, своеобразной «эмоциональной

инертностью», проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия.

Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости,

многословности, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене

принимаемых решений, повышенной легкости перехода от одного вида

деятельности к другому, несдержанности в общении и т.д.

В состояниях напряженности поведение в значительной мере

характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуаций.

В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, ее

планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных

уровнях. Прежде всего, как показали многочисленные исследования В. Л.

Марищука и его сотрудников, наолюдается общая тенденция к понижению

устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое

понижение может выражаться в «блокаде» восприятия и мышления, памяти и

практических действий субъекта (Гуревич, Матвеев, 1966). Согласно К. М.

Гуревичу (1970) другой уровень изменений психической деятельности образуют

такие проявления личности, как растерянность, утрата самообладания и т. п.

Наконец, крайние степени психических изменений приводят к фактическому

распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы.

Наряду с этим имеются данные о том, что под влиянием напряженности у

некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться либо оставаться

неизменными по сравнению с обычными условиями.

Таким образом, состояния психической напряженности оказывают

неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо

улучшения, либо ее неизменности.

Чем объясняется такая разнонаправленность эффектов? Для анализа

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.