удовлетворения которых необходимо что-нибудь субстанциональное, нечто, при
получении чего потребность оказывается удовлетворенной. Так, например,
состояние голода представляет собой пример определенной субстанциональной
потребности: для того, чтобы утолить голод, необходимо иметь, например,
хлеб. Но эта категория еще не исчерпывает всех имеющихся у нас
потребностей... В зависимости от условий, в которых приходится жить
организму в каждый данный момент, у него проявляется потребность к
деятельности и функционированию в том или ином направлении. Этого рода
потребности мы и называем функциональными потребностями» .
Потребность в деятельности как таковой, в функциональной нагрузке,
обладает большой побудительной силой: она выражается в активном отношении
человека к самой задаче, его стремлении испытать и выявить свои силы,
способности. В психологической литературе содержатся многочисленные
указания о привлекательности для личности самого процесса деятельности в
различных ее видах: игровой, познавательной, трудовой и т. п. (С. Л.
Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В.Н.Мя-сищев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,
Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, В. Г. Асеев и др.).
Отмечается также, что в этом случае человек испытывает своеобразное
удовлетворение от усилия как такового, от преодоления трудностей, поэтому
он может заниматься какой-либо трудной деятельностью ради нее самой, а не
просто ради того, чтобы «приблизиться к объекту или избежать его
(Andreani, 1968). Сам процесс деятельности при этом как бы изнутри
обеспечивает ее непрерывное побуждение. Это происходит за счет поддержания
ориентировочно-исследовательской деятельности по отношению к задаче: само
выполнение последней выступает как сложный, по существу неисчерпаемый
комплекс свойств и отношений, раскрытие которых все больше и больше
стимулирует человека к продолжению процесса деятельности (Гальперин, Голу,
1965). Таким образом, осуществление деятельности становится потребностью,
которая выражается в глубоком интересе человека к ее: результату, в
непосредственной увлеченности ее процессом.
Наряду с процессуальным мотивом в экспериментах вводился мотив,
связанный с самоутверждением личности. Соответствующие ему потребности,
стремления и побуждения человека в литературе описываются различными
понятиями: самоактуализации (Маслоу), самореализации (Фромм), роста и
самоусовершенствования (Роджерс) и т. п. Если эти понятия освободить от
неприемлемых теоретических спекуляций, в рамках которых они разрабатывались
(игнорирование общественно-исторической природы человеческих потребностей,
элементы антропологизма и т.д.), то следует признать, что обозначаемые
этими понятиями феномены образуют в человеческом поведении реальность и
являются, таким образом, его активными детерминантами. Действительно, сюда
относятся такие характеристики человеческой мотивации, как «стремление
актуализировать свои потенциальные возможности», «потребность в хорошей
репутации или в престиже, положении, признании другими», «потребность в
устойчивой, твердо обоснованной, как правило высокой оценке самого себя,
самоуважении и уважении других» (Maslow, 1954). Некоторые из этих
потребностей, устремлений, желаний человека были актуализированы у
испытуемых в экспериментальных условиях.
Полученные результаты позволили довольно четко выделить два вида
психической напряженности, один из которых был назван операционным
(Овчинникова, 1968; Овчинникова, Наенко, 1968), а другой — эмоциональным.
Состояние операционной напряженности (ОН) возникало как результат
относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и
характеризовалось доминированием процессуального мотива. В отличие от него
состояние эмоциональной напряженности (ЭН) характеризовалось интенсивными
эмоциональными переживаниями в ходе деятельности, оценочным, эмоциональным
отношением человека к условиям ее протекания. Оговоркой «относительно
нейтральный подход» в состоянии ОН мы не хотим сказать, что при этом у
испытуемого не было эмоциональных переживаний вовсе. Конечно, были. В связи
с тем что психическая напряженность возникает в условиях отражения сложной
и поэтому значимой ситуации, отношение человека к выполняемой задаче не
является индифферентным, оно всегда эмоционально насыщено. Важно, однако,
иметь в виду гораздо большую выраженность эмоциональных переживаний в
состояниях ЭН по сравнению с ОН. Таким образом, удельный вес эмоционального
компонента в обоих видах напряженности неодинаков, что надо учитывать при
психологическом анализе.
Одним из существенных моментов этого анализа является характер
отношений, существующих между целями и мотивами деятельности. «Эти
отношения,—подчеркивает А.Н. Леонтьев, — и являются психологически
решающими» (19726). Как уже говорилось, оба вида напряженности возникали
при актуализации разных мотивов — процессуального в случае ОН и
самоутверждения в случае ЭН. Каждый из них специфическим образом связан с
целью деятельности, что и обусловило психологическую специфику состояний.
Так, при ОН содержание цели и мотива деятельности либо совпадало, либо было
включено в близкие друг другу отношения (например, цель — выполнить
задание, мотив — установить истинный ответ на задачу). Другими словами, в
этом случае происходит наибольшее сближение объективного содержания
деятельности с ее субъективным содержанием, с тем, что она есть для самого
субъекта.
Этот феномен поглощенности делом, непосредственного интереса человека
к самому результату описывается в психологической литературе как одно из
важных условий успешного выполнения деятельности. Так, авторы одной из
американских работ, изучавшие поведение солдат в условиях боевой
обстановки, приходят к выводу, что «эффективность поведения может, отчасти,
являться функцией способности индивида с головой уходить в работу, что тем
самым снимает дезорганизующее влияние воспринимаемой опасности и...
болезненную игру воображения в условиях опасной ситуации» (Berkunetal.,
1962).
Можно привести также многочисленные примеры из повседневной жизни и из
художественной литературы, свидетельствующие о том, что нацеленность
человека на решение той или иной конкретной задачи позволяет ему в трудной
ситуации «успокоиться», «отключиться от посторонних мыслей», кроме тех, что
имеют непосредственное отношение к решению этой задачи. Так, А. Сент-
Экзюпери описал в «Военном летчике» состояние пилота при выполнении
сложного полета: «Словом, я занимаюсь своим ремеслом. Я не испытываю
ничего, кроме физического удовольствия от насыщенных смыслом, самодовлеющих
действий. У меня нет ни ощущения великой опасности (снаряжаясь в полет, я
волновался куда сильнее), ни такого чувства, будто я исполняю великий
долг». (1964)
Как будет показано ниже, ОН также оказывает 'мобилизующее влияние на
деятельность и способствует сохранению работоспособности человека на
устойчивом уровне.
Итак, отличительной психологической особенностью ОН является слитность
мотива и цели деятельности, сдвинутость мотива на цель. Этой
непосредственной связи нет при ЭН, которая характеризуется несовпадением,
резким разведением цели и мотива деятельности (например, цель — выполнить
задание, мотив — проявить себя с наилучшей стороны), что порождает
расхождение между объективным значением деятельности и ее личностным
смыслом для испытуемого.
Характеризуя состояния ОН и ЭН состороны мотивов, мы имели виду
доминирующие мотивы деятельности. Однако в реальной жизни при выполнении
задачи субъект вступает в сложные и неоднозначные отношения с различными
факторами и условиями, в которых дана эта задача, поэтому его деятельность,
как правило, одновременно побуждается не одним, а несколькими, в том числе
противоречащими друг другу, мотивами, т. е. носит полимотивированный
характер.
Учитывая динамический характер трудной ситуации, любое из этих
отношений может выдвинуться в ведущее и, придавая деятельности личностный
смысл, тем самым определять в тот или иной момент времени особенности
состояния. Поэтому, строго говоря, речь может идти лишь о преобладании того
или иного мотива или, тем самым, о господствующем виде напряженности —
преимущественно операционном или преимущественно эмоциональном. Поэтому в
дальнейшем изложении, исходя из того, что в реальных условиях имеется
множество переходов от одного вида напряженности к другому и их смешанных
форм, мы будем иметь в виду преимущественную выраженность того или другого
состояния.
Резюмируя, можно сказать: выделение состояний ОН и ЭН произведено по
психологическому основанию—различному характеру связей мотивов с целями
деятельности, Другими словами, психологическая природа этих состояний лежит
в особенностях внутреннего строения самой деятельности, в ходе которой они
возникают.
Глава III
СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
Изменения деятельности и поведения человека в состояниях психической
напряженности уже давно отмечались в психологической литературе. Так, еще в
период русско-японской войны Г. Е. Шумков (1913) описал «душевное состояние
воинов в ожидании боя». Оно проявлялось у людей в несвойственной им
суетливости, повышенной чувствительности к обычным раздражениям. Сапог жал
больше, чем всегда. Движения становились менее координированными, пальцы
рук непослушными, спички ломались, табак рассыпался, менялся почерк.
Учащался пульс, дыхание становилось частым и неравномерным, появлялась
жажда, сухость во рту и горле. Отмечалась повышенная внушаемость и т. п.
Обобщенное описание наблюдаемых в состояниях напряженности
поведенческих проявлений можно найти в ряде литературных обзоров (Роговин,
1962а,б; Марищук и др.,. 1969; Душков II др., 1970; Овчинникова, 1970; и
др.).. «М. С. Роговин (1962а) отмечает, что под влиянием этих состояний
происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайним точкам шкалы
«торможение — возбуждение». Тормозный тип реагирования характеризуется
общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в мимике,
скованностью позы и движений, разного рода фиксациями, пассивностью,
замедленным течением психических процессов, своеобразной «эмоциональной
инертностью», проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия.
Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости,
многословности, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене
принимаемых решений, повышенной легкости перехода от одного вида
деятельности к другому, несдержанности в общении и т.д.
В состояниях напряженности поведение в значительной мере
характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуаций.
В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, ее
планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных
уровнях. Прежде всего, как показали многочисленные исследования В. Л.
Марищука и его сотрудников, наолюдается общая тенденция к понижению
устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое
понижение может выражаться в «блокаде» восприятия и мышления, памяти и
практических действий субъекта (Гуревич, Матвеев, 1966). Согласно К. М.
Гуревичу (1970) другой уровень изменений психической деятельности образуют
такие проявления личности, как растерянность, утрата самообладания и т. п.
Наконец, крайние степени психических изменений приводят к фактическому
распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы.
Наряду с этим имеются данные о том, что под влиянием напряженности у
некоторых лиц показатели деятельности могут улучшаться либо оставаться
неизменными по сравнению с обычными условиями.
Таким образом, состояния психической напряженности оказывают
неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо
улучшения, либо ее неизменности.
Чем объясняется такая разнонаправленность эффектов? Для анализа
Страницы: 1, 2, 3, 4
|