Признаки организации в менеджменте
1.1.Признаки организации
Организация—понятие многогранное. В теории управления под организацией
понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью
материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих
перед ними проблем и достижения общей цели.
Но к организации, в данном понимании, предъявляются следующие
требования. Во-первых, это наличие, по крайней мере, двух людей, которые
считают себя частью этой группы. Во-вторых, необходимо наличие, по крайней
мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата),
которую принимают как общую все члены этой группы. И, в-третьих, чтобы
достичь значимой для всех цели, необходима определенная взаимосвязь членов
группы.
По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента
середины XX века Честера Бернарда-людей побуждают объединяться в
организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические
ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации
люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более
сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой
примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не
смог бы выжить и создать цивилизацию.
Однако, возникнув, организации начинают жить самостоятельной жизнью,
в значительной мере, а иногда и полностью не зависящей от создавших её
людей, вступая с ними в определенные отношения. В их рамках люди используют
организацию для достижения тех целей, ради которых она была создана. В
частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность
заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной
информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть,
гарантии безопасности и социальной защищенности.
Организация использует возможности объединяемых ею людей для
собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов
наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в
делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения
установившимся правилам и нормам поведения, разделения своих целей и
ценностей.
В идеале, взаимоотношения между человеком и организацией должны быть
сбалансированны, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с
той и с другой стороны, когда либо организация низводит людей до положения
винтиков, либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося
ущерб её потенциалу и репутации. В том и другом случае результат
оказывается одинаковым—организация ослабевает и перестает нормально
выполнять свои функции.[1]
Единство людей и условий их деятельности, находящихся в определенных
соотношениях и взаимосвязях, образует организациоонную структуру. Действия,
направленные на создание такой структуры, необходимых предпосылок её
функционирования и обновления, получили название организационного
процесса.[2]
Главным признаком организации считается наличие цели, к достижению
которой стремятся её члены. Общая цель организации образует фундамент для
разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким
важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг,
производство, НИР (научно-исследовательские разработки), персонал, финансы,
менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически
вытекающие из миссии, как общей цели организации.
Маркетинг направлен на создание спроса, и поэтому его целями
являются: определение потребности населения и производства в продукции и
услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции,
освоение рынков и т.д.
Производство охватывает тикие виды деятельности организации, как
получение, хранение и распределение средств производства, превращение
входных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также
послепродажное обслуживание.
Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реализует цели
нововведений на предприятии.
Подсистема «Персонал» направлена на работу с трудовым коллективом и
формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате
труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является
высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и
создание для этого благоприятного климата.
Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию
финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов.
Подсистема «Менеджмент» имеет в качестве своей ключевой задачи
эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные
затраты времени, ресурсов, талантов. В соответствии с этим она
устанавливает цели по активизации работников всех подразделений,
организации по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и
т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и
областях деятельности организации и выделяются те, которые требуют
наибольшего внимания и усилий, т.к. являются главными факторами достижения
желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации. На
рис.1 приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены
перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть
конкретизированы и количественно измерены с помощью соответсвующих
показателей.
Примеры ключевых целей организации
(промышленные предприятия)
|Функциональная |Ключевая цель |
|подсистема | |
|Маркетинг |Выйти на первое место по продаже продукции |
| |на рынке. |
|Производство |Достичь наивысшей производительности труда |
| |при производстве всех видов продукции. |
|НИР |Завоевать лидерские позиции по вводу новых |
| |видов продукции, используя на исследования и|
| |разработки определенный процент доходов от |
| |объема реализации. |
|Финансы |Сохранить и поддерживать на необходимом |
| |уровне все виды финансовых ресурсов. |
|Персонал |Обеспечить условия, необходимые для развития|
| |творческого потенциала работников и |
| |повышение уровня удовлетворенности и |
| |заинтересованности в работе. |
|Менеджмент |Определить критические области |
| |управленческого воздействия и приоритетные |
| |задачи, обеспечивающие получение |
| |запланированных результатов. |
Рис.1 [3]
Другим признаком организации является её обособленность, выражающаяся
в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ,
отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть
«прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или
«идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в
отношении тех или иных действий.
Третьим признаком организации можно считать осуществление её
деятельности на основе принципа саморегулирования, который предполагает
возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы
организациооной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств
реализовывать внешние команды.
Такое саморегулирование осуществляется с помощью
внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов
организации и обеспечивающего их единство. Наличие этого центра является
четвертым признаком организации. Также следует отметить, что в крупной
организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет
выполнять функции главного, а остальные—перифирийных. Полицентризм делает
организацию более гибкой, а следовательно и устойчивой.
В качестве еще одного признака организации следует назвать
организациооную культуру, представляющую собой совокупность установившихся
традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют
характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная
культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым
относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей
организации и жизнью её замечательных членов, принятые нормы общения.
Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности
организации. Это её символика, цвета, удобство и оформление интерьеров,
внешкий вид зданий и т.п.
Сплав субъективных и объективных элементов формирует основу культуры
управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения
проблем, характер поведения менеджеров.
Организационная культура является одним из важнейших элементов,
создающих внутреннюю среду организации (рис.2)—совокупность форм и
процессов, придающих последнее конкретное, присущее только ей лица к другим
её элементам можно отнести разделение труда, используемые технологии,
организационную структуру, систему коммуникаций и обмена информацией,
поведение сотрудников и пр.
Рис.2 Внутренняя среда организации. [4]
Разделение труда представляет собой качественное разграничение и
обособление различных видов трудовой деятельности и закрепление их за
отдельными людьми и подразделениями, что служит основой их дальнейшей
специализации.
Технология, или связь между отдельными видами работ, может быть
складывающейся, последовательной, связанной, групповой. Складывающаяся
технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и
направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо
связаны друг с другом, например, когда все участники процесса по
отдельности работают на какого-то одного, который создает конечный продукт.
в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного
результата, но обычно слабо связаны друг с другом, например, когда все
участники процесса по отдельности работают на какого-то
одного,которыйсоздает конечныйпродукт.
Последовательная технология предполагает, что работы в организации
вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится
предыдущая. Примером здесь служит знако- мый всем конвейер.
Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг
друга, но при этом не обязательно в строгой последова- тельности. Так,
съемка эпизодов фильма происходит совсем не обязательно в той
последовательности, в которой они будут смонтиро- ваны в окончательном
виде.
Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются
на одном стационарном объекте (например, строящийся дом) последовательно
или параллельно в зависимости от ситуации.
Внутренняя среда организации характеризуется также степенью
дифференциации и интеграции производственных и трудовых процессов.
Дифференциация означает такое распределение работ между отдельными
субъектами организации, чтобы каждая из них получила в нем определенную
степень завершенности в конкретном результате, имеющем самостоятельную
ценность. Но поскольку эти результаты сами по себе не являются с точки
зрения организации законченным целым, на которое направлена ее
деятельность, для его получения дифференциация должна дополняться
интеграцией субъектов, то есть их сотрудничеством, необходимость которого
обусловлена реальной взаимосвязадностью отдельных работ, сформировавшейся в
процессе разделения труда.
Внешняя среда организации образуется ее окружением, которое бывает
деловым и фоновым. Деловое окружение образуют те явле- ния, процессы и
институты среды, на которые организация путем целенаправленных действий или
договоренностей может оказывать непосредственное влияние, например,
поставщики, потребители, посредники. Таким образом, с элементами делового
окружения организация находится в состоянии двустороннего взаимодействия. .
К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но
целенаправленно влиять на него она не, в состоянии. Политика государства,
конъюктура рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству
организаций неподвластны - их приходится принимать к сведению и либо
подчиняться, либо "уходить" от их воздействия, либо пытаться теми или иными
способами нейтрализовывать его последствия.
Внешнее окружение организации обычно характеризуется динамизмом, то есть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|