реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Практика кадрового менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике

реферат

групп

фирмы

Под профессиональной компетентностью понимают те специфические

«технические» способности, которые необходимы в конкретном трудовом

процессе, т.е. специальные знания, навыки и умение применять конкретные

методы и приемы для решения соответствующих конкретных задач (например, для

расчета капиталовложений и затрат, для контроля за качеством и т.п.).

Причем, чем выше положение руководителя, тем меньше значение подобных

умений и навыков по сравнению с методической и социальной квалификацией.

Топ-менеджер—это с точки зрения профессий уже не узкий, а всесторонний

специалист. Он проводник изменений, руководитель, координатор.

К методической компетентности относятся способности к восприятию и

интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению.

Речь идет об экстрафункциональных способностях, связанных не с конкретным

«техническим» трудовым процессом, а с его организационными и социальными

взаимосвязями.

Особое значение для выполнения стоящих перед руководящими сотрудниками

фирм задач имеет социальная компетентность, под которой понимается

способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, в общем,

способность к руководству сотрудниками. В соответствии с этим к понятию

социальной квалификации можно отнести и такие способности и качества, как

контактность, умение вести переговоры, достигать поставленных целей,

способность к адаптации, обучению, личная инициатива, готовность принять на

себя ответственность и т.д.

70% деятельности руководящего сотрудника фирмы приходится на общение

(коммуникацию), а это значит, что успех фирмы в значительной степени

зависит от способностей ее руководителя договариваться с различными фирмами

и вне ее, мотивировать сотрудников, создавать основу для кооперации.

В этой связи встает вопрос об отличительных чертах той особой ситуации,

которая возникает в процессе перехода к рынку, равно как о новых

требованиях и ролях, справиться с которыми призваны в этот период

руководящие сотрудники фирм.

IV.

Роль руководящих сотрудников фирм в процессе перехода к рыночной

экономике.

Как уже отмечалось, процесс трансформации плановой экономической системы

в рыночную носит революционный характер. Это значит, что обращение к опыту

прошлого не является достаточной основой для решения принципиально новых

задач и что стратегические соображения отягощаются многочисленными

сомнениями и конфликтной атмосферой.

Поэтому базисный тезис гласит, что руководство процессами, происходящими

на отдельных фирмах в период преобразования экономической системы, требует

квалификаций, отличающихся не только от тех, что были нужны при плановой

экономике, но и от тех, которые характерны для относительно стабильной

системы рыночной экономики.

Крупномасштабные преобразования характеризуются рисками и

неопределенностью, сложными и динамическими изменениями окружающей среды.

Поэтому в этот период особенно велик спрос на новые, нестандартные решения.

От руководящих сотрудников фирм требуется такой стиль мышления, при котором

они не сосредотачиваются лишь на применении отдельных изученных методов и

концепций, а свободно обращаются с разнообразием противоречивых изменений,

означающих и шанс, и риск. Это значит также, что задачи периода

преобразований явно не решить путем простого заимствования концепций и

практики западного менеджмента.

Сложно ответить на вопрос, как решит задачи руководства каждой фирмой в

процессе трансформации экономической системы, какой должна быть степень и

конкретная форма участия сотрудников фирмы в принятии решений и т.д., т.к.

это отличается от фирмы к фирме, от отрасли к отрасли и всегда зависит от

квалификации сотрудников, их готовности к действиям. Поэтому от руководящих

сотрудников фирм требуются: умение оценить ситуацию, тонкое чутье, смелость

в эксперименте.

Рассмотрим значение предложенных Минтцбергом ролей менеджера для

плановой, рыночной экономики, а также в ходе процесса преобразования

экономической системы (см. табл. 1)[2].

Таблица № 1.

Роли менеджера в зависимости от фазы развития экономической системы.

| |Плановая |Переход от |Рыночная |

|Роли менеджера |экономика |плановой к |экономика|

| | |рыночной | |

| | |экономике | |

|Построение межличностных | | | |

|взаимоотношений: | | | |

|? образец для подражания |+ |++ |+ |

|? интегратор |- |++ |+ |

|? лидер (руководитель) |- |++ |++ |

|Построение информационных связей:| | | |

|? собиратель информации |+ |++ |++ |

|? распределитель информации |+ |+ |+ |

|? информатор |- |+ |++ |

|Принятие управленческих решений: | | | |

|? предприниматель |- |++ |++ |

|? менеджер кризисов |- |++ |+ |

|? распределитель ресурсов |++ |+ |+ |

|? ведущий переговоры |- |++ |+ |

Примечание: «-» -отсутствие данной роли или ее крайняя «неразвитость»;

«+» - присутствие определенной роли менеджера;

«++»- доминирование присутствующей роли менеджера

в ряду других ролей.

В переходной фазе, очевидно, доминирующими оказываются роли в

межличностном общении («образец», «лидер» и «интегратор»), а также роли

«принимающего управленческое решение», как «предприниматель», «менеджер

кризисов» и «ведущий переговоры».

Значение межличностных ролей, а вместе с ними и социальной квалификации

руководящих сотрудников фирм очевидно. Процесс преобразования

сопровождается наступлением переломной ситуации для всех сотрудников: их в

той или иной степени травмируют изменения содержания и условий труда,

социальной среды, вызванные необходимостью приспособиться к довлеющей

конкуренции.

Угроза безработицы, естественно, порождает неуверенность и затормаживает

готовность испытать на себе возможности и риск, которые несет с собой

период изменений. Необходимо по-новому организовать и лучше скоординировать

работу, сократить излишнее потребление ресурсов. На смену практике

выполнения планов «любой ценой», должна прийти готовность к проявлению

индивидуальной активности, направленной на качественное улучшение продукции

и производственного процесса. В этом заключаются первостепенные цели

руководителя, выполнить которые, следуя авторитарному стилю руководства,

невозможно. С другой стороны, именно потерявшие уверенность сотрудники

нуждаются в более строгом руководстве со стороны своих руководителей—людей,

уверенных в себе и в «правоте своего дела».

В условиях рыночной экономики задачи, стоящие перед руководством, как

правило, не являются такими сложными, пожалуй, за исключением кризисных

ситуаций, когда под угрозой находится само существование фирмы.

Роль «лидера» в этот период включает при этом и роль «образца», и роль

«интегратора». Это значит, что руководители фирмы должны стать для

остальных сотрудников образцом лояльности к целям фирмы, надежности,

готовности к действию, работе с повышенной нагрузкой и т.д. Кроме того, на

основе своего умения объединять людей для достижения стоящих перед фирмой

целей они должны уметь справляться с конфликтами, порожденными

неуверенностью, разницей в трудовой нагрузке работников, отсутствием

единого мнения о новом пути развития и т.д.

Среди ролей «принимающего решение» особенно важны «предприниматель»,

«менеджер кризисов» и «ведущий переговоры». В роли «предпринимателя»

руководитель должен намечать цели и доводить их до сотрудников. Он должен

оценивать краткосрочные и долгосрочные прибыль и расходы; как проводник

избранной им стратегии он должен добиваться от своих сотрудников ее

поддержки и выполнения и, кроме того, должен уметь в случае необходимости

отстаивать свою стратегию перед своими руководителями.

Вероятность того, что та или иная роль руководителя окажется наиболее

успешной, в ходе процесса трансформации экономической системы может

изменяться, во-первых, в зависимости от конкурентоспособности фирмы на

национальном и международном уровне и, во-вторых, от хода самого процесса

преобразований. Об изменении соответствующих ролей и их значения в

зависимости от вышеназванных факторов дает наглядное представление

следующая схема появления различных типов менеджеров в процессе

экономических преобразований (см. табл. 2)[3].

Таблица № 2.

Типы менеджеров в процессе перехода от плановой экономики к рыночной.

|Ситуация в |Фаза переходного процесса |

|конкурентной борьбе | |

| |Ранняя |поздняя |

|Благоприятная |Предприниматель |Оптимизатор \ |

| | |защитник |

|Неблагоприятная | Первопроходец |Ликвидатор |

| |(пионер) \ миссионер | |

Из вышесказанное можно сделать вывод о том, что стремление к новшествам

и переменам должно стать неотъемлемой чертой психологии современных

менеджеров. Один из руководителей «Телефонных лабораторий системы Белла» М.

Спарс говорит: «мы всегда приветствуем изменения—эта концепция лежит в

основе нашей жизни». А вот слова председателя правления американской фирмы

«Ксерокс корпорейшн» П. Макколога: «Перемена—это основа нашего дела. Мы

должны уметь меняться и менять быстро, чтобы на лету схватывать

представляющиеся нам возможности».

Именно приспособление к новшествам и переменам занимает центральное

место среди новых требований к современным специалистам. В этой связи

возникает задача формирования нового контингента управляющих, экспертов,

исследователей, способных активно вмешиваться в эволюцию рынка, создавать

новые изделия, своевременно заменять морально устаревшую продукцию, с тем,

чтобы найти наилучшее сочетание производства и сбыта продукции—основную

гарантию получения максимальной прибыли.

Подчеркивая мысль о том, что постоянно меняющиеся рынок и продукт

способны разрушить любую организацию, если она не готова к переменам, почти

все авторы указывают на единственно возможный выход—совершенствование

управления людьми. Они настойчиво предлагают разрабатывать систему

перераспределения и использования людских ресурсов как на производстве, так

и в других сферах человеческой деятельности.

Делая вывод о роли руководящего персонала в новых создавшихся условиях,

следует учесть следующее.

Очень многое зависит от уровня управления. Как мы видим, современный

менеджмент, в своем основном значении, выступает не столько в качестве

науки и практики управления, организации управления компанией, процесса

принятия и реализации управленческих решений, сколько искусством управления

людьми. Каждый человек индивидуален, поэтому к каждому необходим особый,

свой собственный подход, если менеджер хочет, чтобы данный работник раскрыл

весь свой потенциал. Практика убеждает, что результаты работы подчиненных

во многом предопределяются характером отношений с руководителем.

Каждый менеджер должен выработать свой собственный стиль руководства.

Демократизм в управлении существенно повышает заинтересованность коллектива

в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создает

благоприятную психологическую атмосферу. Достижения менеджера в реальной

жизни определяются тем, в какой степени он учитывает традиции коллектива,

способность и готовность подчиненных к выполнению заданий, а также свой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.