групп
фирмы
Под профессиональной компетентностью понимают те специфические
«технические» способности, которые необходимы в конкретном трудовом
процессе, т.е. специальные знания, навыки и умение применять конкретные
методы и приемы для решения соответствующих конкретных задач (например, для
расчета капиталовложений и затрат, для контроля за качеством и т.п.).
Причем, чем выше положение руководителя, тем меньше значение подобных
умений и навыков по сравнению с методической и социальной квалификацией.
Топ-менеджер—это с точки зрения профессий уже не узкий, а всесторонний
специалист. Он проводник изменений, руководитель, координатор.
К методической компетентности относятся способности к восприятию и
интерпретации информации, структурированию проблем, системному мышлению.
Речь идет об экстрафункциональных способностях, связанных не с конкретным
«техническим» трудовым процессом, а с его организационными и социальными
взаимосвязями.
Особое значение для выполнения стоящих перед руководящими сотрудниками
фирм задач имеет социальная компетентность, под которой понимается
способность к общению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, в общем,
способность к руководству сотрудниками. В соответствии с этим к понятию
социальной квалификации можно отнести и такие способности и качества, как
контактность, умение вести переговоры, достигать поставленных целей,
способность к адаптации, обучению, личная инициатива, готовность принять на
себя ответственность и т.д.
70% деятельности руководящего сотрудника фирмы приходится на общение
(коммуникацию), а это значит, что успех фирмы в значительной степени
зависит от способностей ее руководителя договариваться с различными фирмами
и вне ее, мотивировать сотрудников, создавать основу для кооперации.
В этой связи встает вопрос об отличительных чертах той особой ситуации,
которая возникает в процессе перехода к рынку, равно как о новых
требованиях и ролях, справиться с которыми призваны в этот период
руководящие сотрудники фирм.
IV.
Роль руководящих сотрудников фирм в процессе перехода к рыночной
экономике.
Как уже отмечалось, процесс трансформации плановой экономической системы
в рыночную носит революционный характер. Это значит, что обращение к опыту
прошлого не является достаточной основой для решения принципиально новых
задач и что стратегические соображения отягощаются многочисленными
сомнениями и конфликтной атмосферой.
Поэтому базисный тезис гласит, что руководство процессами, происходящими
на отдельных фирмах в период преобразования экономической системы, требует
квалификаций, отличающихся не только от тех, что были нужны при плановой
экономике, но и от тех, которые характерны для относительно стабильной
системы рыночной экономики.
Крупномасштабные преобразования характеризуются рисками и
неопределенностью, сложными и динамическими изменениями окружающей среды.
Поэтому в этот период особенно велик спрос на новые, нестандартные решения.
От руководящих сотрудников фирм требуется такой стиль мышления, при котором
они не сосредотачиваются лишь на применении отдельных изученных методов и
концепций, а свободно обращаются с разнообразием противоречивых изменений,
означающих и шанс, и риск. Это значит также, что задачи периода
преобразований явно не решить путем простого заимствования концепций и
практики западного менеджмента.
Сложно ответить на вопрос, как решит задачи руководства каждой фирмой в
процессе трансформации экономической системы, какой должна быть степень и
конкретная форма участия сотрудников фирмы в принятии решений и т.д., т.к.
это отличается от фирмы к фирме, от отрасли к отрасли и всегда зависит от
квалификации сотрудников, их готовности к действиям. Поэтому от руководящих
сотрудников фирм требуются: умение оценить ситуацию, тонкое чутье, смелость
в эксперименте.
Рассмотрим значение предложенных Минтцбергом ролей менеджера для
плановой, рыночной экономики, а также в ходе процесса преобразования
экономической системы (см. табл. 1)[2].
Таблица № 1.
Роли менеджера в зависимости от фазы развития экономической системы.
| |Плановая |Переход от |Рыночная |
|Роли менеджера |экономика |плановой к |экономика|
| | |рыночной | |
| | |экономике | |
|Построение межличностных | | | |
|взаимоотношений: | | | |
|? образец для подражания |+ |++ |+ |
|? интегратор |- |++ |+ |
|? лидер (руководитель) |- |++ |++ |
|Построение информационных связей:| | | |
|? собиратель информации |+ |++ |++ |
|? распределитель информации |+ |+ |+ |
|? информатор |- |+ |++ |
|Принятие управленческих решений: | | | |
|? предприниматель |- |++ |++ |
|? менеджер кризисов |- |++ |+ |
|? распределитель ресурсов |++ |+ |+ |
|? ведущий переговоры |- |++ |+ |
Примечание: «-» -отсутствие данной роли или ее крайняя «неразвитость»;
«+» - присутствие определенной роли менеджера;
«++»- доминирование присутствующей роли менеджера
в ряду других ролей.
В переходной фазе, очевидно, доминирующими оказываются роли в
межличностном общении («образец», «лидер» и «интегратор»), а также роли
«принимающего управленческое решение», как «предприниматель», «менеджер
кризисов» и «ведущий переговоры».
Значение межличностных ролей, а вместе с ними и социальной квалификации
руководящих сотрудников фирм очевидно. Процесс преобразования
сопровождается наступлением переломной ситуации для всех сотрудников: их в
той или иной степени травмируют изменения содержания и условий труда,
социальной среды, вызванные необходимостью приспособиться к довлеющей
конкуренции.
Угроза безработицы, естественно, порождает неуверенность и затормаживает
готовность испытать на себе возможности и риск, которые несет с собой
период изменений. Необходимо по-новому организовать и лучше скоординировать
работу, сократить излишнее потребление ресурсов. На смену практике
выполнения планов «любой ценой», должна прийти готовность к проявлению
индивидуальной активности, направленной на качественное улучшение продукции
и производственного процесса. В этом заключаются первостепенные цели
руководителя, выполнить которые, следуя авторитарному стилю руководства,
невозможно. С другой стороны, именно потерявшие уверенность сотрудники
нуждаются в более строгом руководстве со стороны своих руководителей—людей,
уверенных в себе и в «правоте своего дела».
В условиях рыночной экономики задачи, стоящие перед руководством, как
правило, не являются такими сложными, пожалуй, за исключением кризисных
ситуаций, когда под угрозой находится само существование фирмы.
Роль «лидера» в этот период включает при этом и роль «образца», и роль
«интегратора». Это значит, что руководители фирмы должны стать для
остальных сотрудников образцом лояльности к целям фирмы, надежности,
готовности к действию, работе с повышенной нагрузкой и т.д. Кроме того, на
основе своего умения объединять людей для достижения стоящих перед фирмой
целей они должны уметь справляться с конфликтами, порожденными
неуверенностью, разницей в трудовой нагрузке работников, отсутствием
единого мнения о новом пути развития и т.д.
Среди ролей «принимающего решение» особенно важны «предприниматель»,
«менеджер кризисов» и «ведущий переговоры». В роли «предпринимателя»
руководитель должен намечать цели и доводить их до сотрудников. Он должен
оценивать краткосрочные и долгосрочные прибыль и расходы; как проводник
избранной им стратегии он должен добиваться от своих сотрудников ее
поддержки и выполнения и, кроме того, должен уметь в случае необходимости
отстаивать свою стратегию перед своими руководителями.
Вероятность того, что та или иная роль руководителя окажется наиболее
успешной, в ходе процесса трансформации экономической системы может
изменяться, во-первых, в зависимости от конкурентоспособности фирмы на
национальном и международном уровне и, во-вторых, от хода самого процесса
преобразований. Об изменении соответствующих ролей и их значения в
зависимости от вышеназванных факторов дает наглядное представление
следующая схема появления различных типов менеджеров в процессе
экономических преобразований (см. табл. 2)[3].
Таблица № 2.
Типы менеджеров в процессе перехода от плановой экономики к рыночной.
|Ситуация в |Фаза переходного процесса |
|конкурентной борьбе | |
| |Ранняя |поздняя |
|Благоприятная |Предприниматель |Оптимизатор \ |
| | |защитник |
|Неблагоприятная | Первопроходец |Ликвидатор |
| |(пионер) \ миссионер | |
Из вышесказанное можно сделать вывод о том, что стремление к новшествам
и переменам должно стать неотъемлемой чертой психологии современных
менеджеров. Один из руководителей «Телефонных лабораторий системы Белла» М.
Спарс говорит: «мы всегда приветствуем изменения—эта концепция лежит в
основе нашей жизни». А вот слова председателя правления американской фирмы
«Ксерокс корпорейшн» П. Макколога: «Перемена—это основа нашего дела. Мы
должны уметь меняться и менять быстро, чтобы на лету схватывать
представляющиеся нам возможности».
Именно приспособление к новшествам и переменам занимает центральное
место среди новых требований к современным специалистам. В этой связи
возникает задача формирования нового контингента управляющих, экспертов,
исследователей, способных активно вмешиваться в эволюцию рынка, создавать
новые изделия, своевременно заменять морально устаревшую продукцию, с тем,
чтобы найти наилучшее сочетание производства и сбыта продукции—основную
гарантию получения максимальной прибыли.
Подчеркивая мысль о том, что постоянно меняющиеся рынок и продукт
способны разрушить любую организацию, если она не готова к переменам, почти
все авторы указывают на единственно возможный выход—совершенствование
управления людьми. Они настойчиво предлагают разрабатывать систему
перераспределения и использования людских ресурсов как на производстве, так
и в других сферах человеческой деятельности.
Делая вывод о роли руководящего персонала в новых создавшихся условиях,
следует учесть следующее.
Очень многое зависит от уровня управления. Как мы видим, современный
менеджмент, в своем основном значении, выступает не столько в качестве
науки и практики управления, организации управления компанией, процесса
принятия и реализации управленческих решений, сколько искусством управления
людьми. Каждый человек индивидуален, поэтому к каждому необходим особый,
свой собственный подход, если менеджер хочет, чтобы данный работник раскрыл
весь свой потенциал. Практика убеждает, что результаты работы подчиненных
во многом предопределяются характером отношений с руководителем.
Каждый менеджер должен выработать свой собственный стиль руководства.
Демократизм в управлении существенно повышает заинтересованность коллектива
в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создает
благоприятную психологическую атмосферу. Достижения менеджера в реальной
жизни определяются тем, в какой степени он учитывает традиции коллектива,
способность и готовность подчиненных к выполнению заданий, а также свой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|