Подготовка менеджеров в США, в странах Западной Европы, в России
Министерство образования Российской Федерации
САМАРСКАя ГОСУДАРСТВЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя АКАДЕМИя
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАя РАБОТА
ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ»
ТЕМА: «ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В США,
В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, В РОССИИ»
СТУДЕНТКИ ХХХХХХХХХ
4 КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИКР,
ФАКУЛЬТЕТА ВВДО
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ХХХХХХХ.
ОЦЕНКА _____________
САМАРА 2002
СОДЕРЖАНИЕ
|1. |ВВЕДЕНИЕ |4 |
|2. |ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В РАЗЛИчНЫХ СТРАНАХ |5 |
| |2.1. |ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В США |5 |
| |2.2. |БИЗНЕС-ШКОЛЫ В ЕВРОПЕ |6 |
| |2.3. |ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ В РОССИИ |10 |
|3. |ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ НА МОЕМ ПРЕДПРИяТИИ |15 |
|4. |ЗАКЛЮчЕНИЕ |16 |
|5. |СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |17 |
ВВЕДЕНИЕ
Широкий общественный интерес к менеджменту на протяжении последних
лет тесно связан с появлением и развитием школ бизнеса или школ
менеджмента. Разнообразие в содержании программ бизнес-школ создает большое
количество проблем выбора у потенциальных студентов. Обычно усугубляет эти
проблемы недостаток достоверной информации о качестве той или иной
программы подготовки. Наиболее остро этот вопрос стоит перед желающими
получить высший и общепризнанный в мире уровень менеджерской квалификации
МВА (Master of Business Administration). Сегодня существует возможность
получить степень МВА в любой стране мира. Но лидером науки управления,
исследований в области бизнеса и менеджмента является США. Только
зарегистрированных, имеющих официальный сертификат Американской ассамблеи
университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в
Америке свыше 1300, в том числе 600 – это школы бизнеса, самостоятельно
действующие в рамках многопрофильных университетов. Более 70 периодических
изданий, свыше 10 издательств специализируются на литературе по управлению
и бизнесу.
2. ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
2.1. Подготовка менеджеров в США.
Первыми степень МВА получили выпускники бизнес школы Дортлеутского
колледжа штата Нью-Хэмпшир в 1901 г. Квалификация МВА быстро получила
признание среди студентов и работодателей. Это связано с тем, что
преподававшиеся дисциплины были тесно связаны с потребностями производства
и рынка.
Система образования по бизнесу и менеджменту, как и большинство
других специальностей, является в США трехступенчатой. После окончания
средней школы, проучившись 4 года в университете или колледже, можно
получить степень бакалавра. Далее следует двухгодичное образование по
магистерским программам: «магистра делового администрирования» (МВА),
«магистра науки управления» (MMS), «магистра международного менеджмента»
(MIM) и т.д.
Обычно на магистерские программы поступают люди в возрасте 25-30 лет,
имеющие кроме степени бакалавра не менее 2-х лет практической работы.
Степень магистра, присваиваемая в результате обучения, не является ученой.
Эта степень скорее «профессиональная», говорящая о том, что получивший ее
выпускник имеет не только теоретические, но и практические знания и навыки
в области бизнеса и менеджмента на основе разбора большого количества
управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в
крупных фирмах, за границей и т.п. Программы МВА – основные для школ
бизнеса, особенно ведущих. Они отличаются высокой интенсивностью учебы и
гарантируют высокое качество специалистов. За выпускниками первой десятки
наиболее котирующихся школ бизнеса идет настоящая охота. Гарвардская школа
бизнеса уже много лет занимает первое место. Ее постоянный соперник –
Стэнфордская школа бизнеса. Ведущие места занимают Уортонская школа в
Пенсильвании, Слоуновская школа в Массачусетском технологическом институте,
школа бизнеса Мичиганского университета и др. В последнее время широко
распространяются вечерние программы обучения по магистерским программам для
руководителей-практиков высшего звена (Executive МВА).
Третьей ступеней обучения бизнесу и управлению являются программы,
ведущие к получению степени доктора философии (Ph.D.). Они предусматривают
3-4 годичное обучение с обязательной защитой диссертации и присвоением
ученой степени доктора философии. Это ученая степень. Те, кто ее получают,
не намереваются становиться менеджерами – практиками, а будут заниматься
исследованиями и преподаванием в этой области, либо профессиональной
работой плановика, аналитика на фирмах. Высокое качество доктора философии
в университетах США определяется освоением огромного массива научной
литературы и многочисленными специальными курсами по предмету. На программу
доктора философии поступают аспиранты, имеющие степень бакалавра, а иногда
– степень магистра. В этом случае срок обучения уменьшается. Эта
американская система является весьма разветвленной, гибкой и дорогостоящей.
Если какие-то магистерские программы перестают пользоваться спросом, их
заменяют другими. Чтобы усилить связь науки и практики, многие школы
бизнеса предпочитают брать в преподаватель людей, проработавших в фирмах на
руководящих должностях, и в то же время имеющих степень доктора философии,
опытных в обучении и научных исследованиях. Профессора, прошедшие такого
рода «ротацию» - это особая, очень ценная для школ бизнеса категория
преподавателей.
2.2. Бизнес-школы в Европе
Следует однако подчеркнуть, что американский путь подготовки
менеджеров – не единственный в мировой практике. Первые бизнес-школы в
Европе были открыты в Великобритании в Лондоне и Манчестере. Это произошло
только в 1967 году. Несколько позже бизнес-школы появились в
континентальной Европе. В настоящее время в ведущей европейской ассоциации
EFMD (Европейский фонд развития менеджмента). Зарегистрировано около 300
полноценных центров обучения менеджеров. Многие из них отличаются высоким
уровнем подготовки, хотя магистерские степени в области бизнеса не так
распространены и не столь высоко котируются, как в США. Несколько большее
значение в европейских школах имеют приближенные к производству дисциплины,
изучение социальных, а также страновых и международных аспектов бизнеса и
управления.
Оле Роллаг предпочел учиться в Европе, во французской школе HEC,
отказавшись от высокооплачиваемой работы, не говоря уже о пицце и бейсболе.
Роллаг решился на такие жертвы, потому что абсолютно точно знал, что даст
ему учеба за океаном: «В Европе я стремился научиться тому, чему не смог бы
научиться в США. Я имею в виду европейский стиль ведения переговоров,
европейскую торговлю и трудовое законодательство, и особенно европейский
подход к решению экономических проблем. Обучаясь за рубежом, вы на всю
жизнь приобретете другой взгляд на вещи».Как все-таки отличаются термины
international и diverse в понятии американских и европейских бизнес-школ?
По мнению Джоша Кобба, менеджера по развитию бизнеса в школе HEC, для
американцев internationalization означает интеграцию, т.е. экономические
отношения США с другими странами. В Европе же придают большое значение
межкультурным различиям. Именно по этой причине получение степени МВА в
Европе отличается от бизнес-образования в американских школах.
«Учеба в других странах привлекательна для студентов, которые видят
свое будущее в многонациональных корпорациях. Если не считать студентов,
занимающихся международными проектами для своих компаний, учеба за рубежом
необходима только тем, кто хочет сделать себе карьеру в иностранной
компании», - считает американец Алан Фоллмар, недавний выпускник одной из
европейских бизнес-школ. Перед тем, как поступить в бизнес-школу, Фоллмар
работал в компании General Electric, занимаясь тестированием новых
двигателей. Теперь же он является сотрудником финансового отдела парижской
компании Barclays Capital. Для него получение степени МВА в Европе явилось
«важным фактором, который позволил сменить сферу деятельности и переехать в
другую страну».Уроженец Вашингтона Эндрю Хауэлл поступил в бизнес-школу
INSEAD по простой причине: «Меня всегда интересовала Европа, и учеба в
INSEAD была возможностью начать делать карьеру за рубежом.
Транснациональные корпорации понимают, что они должны принимать на работу
сотрудников из разных стран. И внимание, которое школа INSEAD уделяет
международному аспекту в образовании, имеет большое значение для таких
компаний».Одним из существенных отличий европейских бизнес-школ является
разнообразный контингент студентов. Даже в тех американских бизнес-школах,
где классы преимущественно многонациональные, студенты-иностранцы
составляют максимум 30-40%. В школе Tuck процент иностранных студентов
равен 33, и даже в славящейся своей многонациональностью школе Kellogg
студенты-иностранцы едва ли составят 50%. Для сравнения: в лондонской LBS
или французской HEC студенты из других стран составляют 80% и 70%
соответственно. Над своим первым проектом Роллаг работал вместе со
студентами из Коста-Рики, Румынии, Италии и Франции: «Я даже представить
себе не мог, что со мной будут учиться студенты из стольких стран, и какой
важной окажется наша совместная работа. Люди из разных стран по-разному
подходят к решению проблем, поэтому возникало много вопросов как
культурного, так и личного характера. Но мне удалось многому научиться».
При выборе бизнес-школы следует обратить внимание на ее
направленность и специализацию. В некоторых бизнес-школах, например в
INSEAD, IMD или в Оксфорде можно получить степень МВА по программе «full
time» всего за год. Лондонская бизнес-школа (LBS) специализируется на
финансах и консалтинге, школа IMD – на предпринимательстве, сильная сторона
школы Rotterdam – электронная коммерция, а испанской IESE – деловая этика.
При выборе школы следует учитывать знание иностранных языков, так как в
школе НЕС в Париже и в ESADE в Барселоне преподавание ведется на
английском, французском и испанском языках. Важно где находится школа.
Любителям итальянской культуры, памятников и музеев подойдет бизнес-школа
Bocconi, расположенная в историческом центре Милана. Тем, кто предпочитает
более прохладный климат, может понравиться школа Rotterdam. Любителям жить
в большом городе – Лондонская школа.
Одним из показателей надежности школы является ее участие в AACSB –
международной организации, занимающейся вопросами бизнес-образования. В
Северной Америке, в Великобритании и континентальной Европе аккредитацией
программ МВА занимается АМВА (The Association of MBAs - Ассоциация учебных
заведений, присваивающих степень МВА). В этой организации прошли
аккредитацию программы МВА 60 учебных заведений. Аккредитацию бизнес-школ,
осуществляет EQUIS (European Quality Improvement System - Европейская
система улучшения качества). В настоящее время только 47 бизнес-школ
обладают Маркой Европейского Качества EQUIS. Еще меньше бизнес школ,
прошедших аккредитацию в EQUIS и, одновременно, имеющих программы МВА,
прошедшие аккредитацию в АМВА. Таких, всего 22 бизнес-школы.
OUBS - Школа Бизнеса Открытого Университета - получила аккредитацию
престижной европейской системы аккредитации EQUIS. Это первая среди
аккредитованных EQUIS школ, имеющая только дистанционные программы. OUBS
стала восьмой британской школой бизнеса, преодолевшей сложный процесс
оценки, проводимый представителями европейских и североамериканских бизнес-
школ и общественных организаций. OUBS - Школа Бизнеса Открытого
Университета) одна из ведущих европейских бизнес-школ и крупнейшая бизнес-
школа с обучением по активной дистанционной технологии. Со времени своего
Страницы: 1, 2
|