реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Перераспределение полномочий и ответственности в системе менеджмента

реферат

Перераспределение полномочий и ответственности в системе менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

|По курсу: |Менеджмент |

|На тему: |Перераспределение полномочий и ответственности в |

| |системе менеджмента |

МОСКВА

1998

Перераспределение полномочий и ответственности в системе менеджмента

План

1. Введение

2. Понятие полномочий, ответственности, их перераспределения.

3. Теория эволюции менеджмента как первоисточник исторического перехода к

делегированию полномочий и принятию ответственности. Объективные и

субъективные факторы, обусловливающие появление и развитие практики

перераспределения полномочий и ответственности.

4. Техника распределения ответственности, мониторинга и контроля.

“Механические системы” распределения. Их преимущества и недостатки.

5. Теория схематизирования и функционального управления как одна из техник

делегирования. Место дисциплины перераспределения полномочий и

ответственности в этой системе.

6. Сложности соотнесения линейных схем ответственности с управленческими

схемами 3-го и высших поколений.

7. Перспективы развития дисциплины перераспределения полномочий и

ответственности. Место этой дисциплины в условиях развития систем

менеджмента.

Введение

Тема данной разработки сформулирована исходя из реальной практической

потребности и выполнена в условиях реально работающей организации. Вопросы

распределения полномочий и ответственности вызваны внутренними

противоречиями, когда с одной стороны, руководство осуществляется

традиционными методами, с другой, в практику управления привносится нечто

новое, вызванное активным становлением экономических взаимоотношений нового

уровня. Однако большее внимание уделено все-таки проблеме ответственности,

причем с точки зрения ее распределения, а не контроля, что является

предшествующим этапом.

При выполнении данной курсовой разработки примерно в равных долях были

использованы источники, включающие в себя классическую литературу по

менеджменту, опыт работы, современные направления в практике менеджмента и

собственные измышления.

Понятие полномочий, ответственности, их перераспределения.

Прежде чем говорить об истории, факторах и техниках перераспределения

полномочий и ответственности, необходимо определить сами эти понятия и

очертить пространство их применения.

Вообще, логично отталкиваться от утверждения, что для реализации планов

определенного масштаба и степени сложности необходима работа некоторого

количества людей. По окончании периода планирования должен быть осуществлен

переход к непосредственному выполнению разработанных планов, работе по

достижению установленных целей. Для эффективного выполнения плана

необходимо проведение предварительных работ, определяемых в дисциплине

менеджмента как “организация”. И чем выше степень сложности плана и крупнее

его размер, тем сложнее и тщательнее должна выстраиваться организация.

Согласно определению, приводимому в “Основах менеджмента” М. Месокна,

“организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает

возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей”[1].

Таким образом мы определим одну из составляющих пространства существования

перераспределения полномочий и ответственности. Однако, следует понимать,

что границы определения предмета управления весьма обширны, и под процесс

управления могут попасть и сами функции управления. Так, определены и

существуют методические разработки например, по организации планирования,

организации контроля и так далее, где делегирование также активно

применяется. (Следует отметить, что поскольку перераспределение полномочий

инициируется в подавляющем большинстве случаев более высоким руководством

по отношению к низшему, и поскольку решения о перераспределении принимаются

только “сверху - вниз”, синонимом понятия “перераспределение” мы можем

считать понятие “делегирование” и употреблять их на взаимозаменяемой

основе.) В общем случае делегирование ставит своей целью закрепление

различных участков (под участком имеется в виду и участок работ,

объединенный по функциональному признаку; и обособленное оргструктурное

подразделение, и подразделения, обособленные по территориальному признаку)

за различными людьми (должностями), которые управляют их работой и

организуют ее на достижение результатов, поставленных перед участком.

В свою очередь, “ответственность представляет собой обязательство

выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное

разрешение.”[2] Кроме того, “это обязательство правомочно использовать

полномочия для правильного выполнения обязанностей”[3]. В общем случае,

после делегирования какой-либо должности определенного участка

деятельности, эта должность автоматически становится ответственной за

результаты работы данного участка. Вполне логично предположить, что человек

— человеческое наполнение должности — должен соответствовать некоторым,

определенным для каждого конкретного случая, требованиям. К ним относятся и

квалификационные, профессиональные требования, и личностные характеристики,

и соответствие персональной истории установленным на предприятии принципам,

и многое другое. Методики установления требований и определение

соответствия конкретного человека должности является предметом

управленческой дисциплины “управление персоналом” (Human Resource

Management), обладающей достаточно хорошо проработанной теорией и

находящейся в периоде расцвета в развитых капиталистических странах. В

дополнение следует отметить, что особенность ответственности заключается в

ограниченности ее вертикального движения. Другими словами, она не может

делегироваться вниз по структуре компании до конечных исполнителей; каждый

уровень управления ответственен за результаты работы вверенного ему

подразделения. Таким образом, руководитель становится ответственным за

работу своих подчиненных; и если результаты работы окажутся

неудовлетворительными, то ответственность перед вышестоящим руководством

несет именно руководитель подразделения. Именно он является организующей и

руководящей силой, и результаты работы его подразделения — это результаты

его работы как управленца.

Бесспорно, для обеспечения выполнения участком поставленных перед ним

задач, руководитель этого участка должен иметь возможность влияния на его

работу. В формальных организациях такая возможность предоставляется путем

передачи полномочий руководителю. “Полномочия — ограниченное право

использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее

сотрудников на выполнение определенных задач.”[4] Также понятие

“полномочия” могут быть определены как “Право распределять обязанности

среди подчиненных и удостоверяться в их надлежащем исполнении”[5]. На мой

взгляд, данное определение должно быть дополнено словами “и предпринимать

меры к исполнению подчиненными их обязанностей с надлежащим качеством и в

необходимые сроки”. Таким образом, предоставляя полномочия, руководитель

предоставляет человеку, занимающему должность право руководства и контроля

вверенного ему подразделения “в обмен” на принятие ответственности за

результаты такого руководства. В некоторых случаях руководитель также

получает право и на изменение технологии деятельности его участка, также

неся при этом ответственность за достижение установленных результатов. В

любом случае, пределы распространения полномочий должны быть строго

определены; какая-либо должность не должна получать слишком много или

слишком мало полномочий. В первом случае объем полномочий и, следовательно,

возможности управлять работой, не соответствует налагаемой на должность

ответственности, вынуждая руководителя нести наказание за недостатки,

которые он бессилен изменить; во втором случае возможное пересечение

полномочий руководителя одного подразделения с полномочиями другого могут

вызвать несостыковку технологий деятельности различных участков и, в

конечном итоге, двоеначалие.

Таким образом, если преследуется цель построения четкой и эффективной

организации работы предприятия, полномочия должны предоставляться только в

объеме, не большем и не меньшем которого они необходимы для ведения участка

к выполнению им его функций и достижения установленных в рамках всей

организации целей.

Теория эволюции менеджмента как первоисточник исторического перехода к

делегированию полномочий и принятию ответственности в экономической сфере.

Объективные и субъективные факторы, обусловливающие появление и развитие

практики перераспределения полномочий и ответственности.

Менеджмент — социальный процесс, включающий в себя ответственность за

эффективное и экономически рациональное планирование и регулирование

деятельности организации, направленной на достижение поставленных

целей[6].

Бесспорно, исторически управление предприятием (под предприятием здесь

подразумевается любая организация: промышленная, торговая, общественная и

т.д.) осуществлялось хозяином (владельцем) этого предприятия. Им

выполнялись все основные функции управления: планирование, организация,

мотивация и контроль; он осуществлял исследования, нанимал и обучал

персонал; более того, владелец бизнеса зачастую сам непосредственно

участвовал в операционной деятельности предприятия, выполняя и функции

управленца, и функции линейного специалиста. Другими словами, первоначально

составляющими деятельности предприятия являлись капитал и труд. Владелец,

который предоставлял физические и материальные ресурсы для промышленной и

коммерческой деятельности предприятия также являлся и управленцем,

определяющим политику предприятия, управляющим физическими и трудовыми

ресурсами, осуществляющим контроль и ведущим предприятие к достижению

устанавливаемых им самим целей. Процветание или неудача его предприятия

зависели от его управленческих способностей и опыта.

Позднее, впервой половине XIX века, произошел новый виток развития

промышленности, торговли, что в целом являлось переходом от буржуазного

общественно-экономического строя к капиталистическому с его рыночной

экономикой. Именно этот переход послужил причиной появления объективных

факторов, повлекших революционные изменения на микроэкономическом уровне:

возникновение института привлеченного управления, основанного на дисциплине

перераспределения полномочий и ответственности. В общем виде это привело к

образованию третьей составляющей деятельности — управления и изменением

структуры на трехуровневую: капитал — управление — труд.

В этой структуре владелец не вовлечен в непосредственный процесс управления

предприятием; его функции постепенно ограничиваются только предоставлением

ресурсов, необходимых для работы предприятия, и осуществлением

периодического контроля результатов. Практическая реализация данной

структуры невозможна без образования принципиально нового участника

деятельности — управленца. Следует понимать, что в данном случае речь идет

не об отдельном человеке, обладающем набором качеств и способностей, а о

функциональном месте управленца в деятельности предприятия. Наполнение

этого места имеет множество вариантов и представляет собой, как уже

говорилось, отдельную дисциплину. Итак, предоставление ресурсов “в

управление” привлеченному менеджеру и есть принципиальное исторически

обособленное появление делегирования. В этом процессе отражено

принципиальное понятие, впоследствии ставшее мировой практикой.

С другой стороны, фактором образования такой дисциплины явился

повсеместный, и в том числе на уровне микроэкономики, экономические рост.

Увеличивалось количество контрагентов, номенклатура товаров; развитие

технологий вызывали зарождение новых отраслей. Все эти изменения

обусловливали рост количества необходимых для работы предприятия функций,

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.