кооперативы, как правило, использующие наемный труд); коллективное
(собственность трудового коллектива на имущество, продукцию и доходы);
акционерное (собственность владельцев акций, включая сторонние предприятия
и организации); инновационное (на базе интеллектуальной собственности); по
контракту (на базе договора менеджера или администрации в целом с
собственником предприятия); финансовое (операции с ценными бумагами, в том
числе поручаемые финансовым и страховым компаниям, без обязательного
личного участия в труде и управлении) и др.
Одним из наиболее перспективных направлений предпринимательских
структур становятся так называемые инкубаторы. Они, предоставляя всем
участникам предпринимательской деятельности равные права на риск и ошибки,
позволяют подготавливать специалистов к работе в рыночных условиях и к
руководству людьми. Получив свободу действий, организаторы и участники
предпринимательских (интрапренерских) подразделений легко осваивают
предпринимательский стиль управления, овладевают принципами и методами
инновационного менеджмента и учатся работать в условиях повышенного
хозяйственного риска. К самостоятельности добавляется не только
административная, но и личная ответственность за себя и свой коллектив.
Однако этим преимущества инкубаторов не ограничиваются. В
интрапренерских организациях, особенно там, где используется венчурный
капитал, можно проверять, не особенно беспокоясь за последствия,
принципиально новые технологии, новые методы оргпроектирования
децентрализованных производственных структур, новые способы
стратегического планирования и инновационного менеджмента. При этом нет
опасности сорвать основную производственную программу головного
предприятия.
По степени стратегической значимости разработок и их технологичности с
точки зрения существующей производственной структуры применяется следующая
классификация интрапренерских структур в виде инкубаторов:
1) непосредственная интеграция (нововведение имеет большую
стратегическую значимость и тесно связано с основным производством);
2) отдел разработки нового продукта или развития нового направления
хозяйственной деятельности (нововведение имеет большую
стратегическую значимость и частично связано с основным
производством);
3) новые специализированные хозяйственные единицы (нововведение имеет
большую стратегическую значимость, однако слабо связано с основным
производством);
4) микроотделы новых рискованных инициатив (нововведение имеет
неопределенную стратегическую значимость, но при этом сильно связано
с основным производством);
5) независимые хозяйственные единицы (нововведение имеет неопределенную
стратегическую значимость и совершенно не связано с основным
производством).
На государственном уровне, устанавливаются образцы, нормы социального
действия и поведения, осуществляется контроль за их выполнением, а также
координация и взаимодействие различных секторов экономики.
Почему необходимы государственное управление, прогнозирование и
регулирование? В системе вертикального взаимодействия функционируют
различные формы собственности. Разнообразие форм собственности
предопределяет различие целей функционирования, единство и различие
интересов субъектов и объектов, как государственного управления, так и
менеджмента в коммерческих, негосударственных структурах.
Формирующаяся система организационно-управленческих, социально-
экономических и межличностных отношений в различных формах собственности
характеризуется существенным различием как по сути, так и по содержанию.
Поэтому при выборе модели мотивационного механизма и государственного
управления и менеджмента горизонтальных структур необходимо выявить
структуру организационно-управленческих отношений, определяя потребности,
стимулы и мотивы субъектов и объектов.
В результате изменений на западном рынке, появились новые типы
технологий, и ускорилась их обновляемость. Уже сейчас более быстрое
обновление некоторых видов товаров становится характерным и для
российского потребительского рынка.
Стихийная сила рынка не в состоянии обеспечить эффективное
функционирование экономики, а тем более развитие современного
конкурентоспособного производства. Сама жизнь требует соответствующего
централизованного и прогнозируемого развития экономики.
Современное производство глубоко дифференцировано и диверсифицировано в
различных отраслях, специализирующихся на выпуске определенной продукции.
Но по мере дифференциации, возникновения все новых и новых отраслей
возрастает роль межотраслевой координации, кооперирования связей, причем
не только отраслей, но и экономических районов и территорий. Естественно,
что ни отдельный собственник, ни даже крупная корпорация не в состоянии
эффективно реализовать объективную тенденцию централизации. Эта тенденция
и находит свое выражение в государственном управлении и регулировании.
В условиях современной научно-технической революции уже существуют и
возникают вновь такие отрасли производства, техники и науки (атомная
энергетика, электроника, космическая техника и др.), организовать и
усиленно развивать которые в рамках собственности отдельной корпорации, не
говоря уже об отдельном собственнике, невозможно. Здесь нужно объединение,
концентрация огромных средств и материалов, усилий больших коллективов
ученых, инженеров, рабочих. Система государственного управления является
тем органом, который вынужден брать на себя эти сложные, динамически
развивающиеся, подчас противоречивые функции.
Теория и практика современного менеджмента в России еще не освоены, а
отечественные менеджеры пока не овладели должным образом передовым опытом.
Капиталовложения сами по себе не дают оптимального эффекта. Качество
продукции и производительность труда рабочих зависят от качества
современного менеджмента. Профессиональные менеджеры определяют, изучают и
анализируют проблемы. Они с головой уходят в специализацию,
стандартизацию, эффективность, производительность и оперирование цифрами.
Однако они идут на всякие увертки, когда надо принимать сложные решения.
Иногда они жалко выглядят, когда им поручают добиться прибыльности,
обеспечить нормальную работу и продвинуть организацию на новые рубежи.
Менеджеры слишком мало занимаются своими рабочими, они их побаиваются.
Стандартное образование больше не обеспечивает будущих высших
руководителей (президентов) глубоким практическим знанием производственно-
технологической базы их компаний. Им нужны финансовые, юридические,
социально-психологические и другие знания. Остроту проблемы усугубляют
утрата перспективы и отсутствие чувства целостности системы. Менеджерам не
хватает гуманитарного образования, широты взглядов, чувства истории.
По мере того как менеджеры продвигаются по служебной лестнице, их
собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а в характере
переплетаются очень разные, порой противоположные черты: стремление к
сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и
нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т.д.
Однако все это касается в основном интеллектуально-волевых, а не
эмоционально-душевных качеств, т.е. тех черт личности, которые необходимы
руководителю для правильного общения с людьми.
Решающее значение для выявления сущности менеджмента имеет
собственность, которая в настоящее время тесно связана с ходом
приватизации. Приватизация означает приобретение юридическими или
физическими лицами у государства и местных органов управления в частную
собственность: предприятий и их подразделений; материальных и
нематериальных активов предприятий; долей, паев, акций государства и
местных органов управления в капитале акционерных обществ и товариществ;
долей паев, акций приватизируемых предприятий в капитале иных АО и
товариществ, предприятий с участием иностранного капитала, коммерческих
банков, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Приватизация осуществляется несколькими способами: продажей акций
акционерного общества открытого типа; продажей предприятий на аукционе;
продажей предприятий по коммерческому конкурсу; инвестиционными торгами;
продажей активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкупом
арендованного имущества.
Целями приватизации являются: создание слоя частных собственников;
повышение эффективности работы предприятий; социальная защита работников;
содействие финансовой стабилизации; создание конкурентной среды;
демонополизация и привлечение иностранных инвестиций.
Важная роль в решении этих задач принадлежит менеджменту и
профессионалам-менеджерам. Для наглядности взаимодействие собственника
(правления, директората), исполнительного директора (главного менеджера),
производственного менеджера и финансового менеджера покажем на схеме (рис.
1.2). Их отношения регулируются контрактами, тем не менее большую роль
играют личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и
процветанию корпорации.
Действия предпринимателя определяются главным образом поведением
поставщиков, потребителей и конкурентов, а действия финансового менеджера
— поведением инвесторов, акционеров, кредиторов (включая коммерческие
банки, финансовые органы, в том числе налоговые инспекции, страховые
компании).
Собственник или лица, уполномоченные собственником управлять его
имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают
вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности,
реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью
использования и сохранностью имущества, распоряжаются финансовыми
ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.
Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим
собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве
полного хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения
собственником имущества. Отношения субъекта, управляющего предприятием, и
собственника имущества регламентируются контрактом.
Контракт на ведение предпринимательской деятельности, заключаемый
предпринимателем и собственником имущества, определяет взаимные
обязательства сторон, устанавливает ограничения прав использования
имущества и осуществления отдельных видов деятельности.
В том случае, когда предприниматель и собственник — одно лицо, ему
принадлежит право ведения предпринимательской деятельности путем
учреждения и приобретения предприятия, найма и увольнения работников,
полного распоряжения прибылью после выполнения обязательств перед
бюджетами и банками.
Менеджеры в своей деятельности руководствуются следующими
организационно-экономическими принципами.
1. Равенством производителей (продавцов) и потребителей (покупателей)
перед внешними факторами.
2. Равновесием цен (курсов, процентных ставок) на основе
сбалансированности спроса и предложения.
3. Экономическим регулированием самостоятельных действий субъектов
рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей,
покупателей).
4. Использованием юридических законов для экономического регулирования.
5. Наличием конкуренции как условия экономического прогресса и
экономического регулирования.
2. Отношения государственного управления и менеджмента.
Управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда;
во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-
либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в
установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании
развития различных сфер деятельности и т.д.
Существует ли взаимосвязь государственного управления и менеджмента?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|