Особенности организации менеджмента в Японии
Санкт-Петербургский Государственный Технический Университет
Факультет Экономики и Менеджмента
Кафедра «Мировая экономика»
Особенности организации менеджмента в Японии
Выполнил: Ярошовец Константин
Группа 2078/3
Санкт-Петербург
1999
Содержание
Введение 3
Introduction 3
Die Einleitung 4
L'introduction 4
Стратегия управления в японских корпорациях 5
Японское управление без стратегии 5
Осознание проблем и управленческая стратегия 6
Стратегия управления и основное производство 7
Направленное изменение управленческой стратегии 7
Японская система управленческого контроля 8
Система планирования в филиалах (отделениях) 9
Бухгалтерский персонал в системе управления 12
Японская система управления трудовыми ресурсами 12
Характерные черты 12
Преданность служащих и их отождествление себя с корпорацией 13
Пожизненный найм и система трудового стажа 14
Заключение ………...……………………………………………14
Список литературы 15
Введение
Японский опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира. Причем
наиболее активно изучают его в промышленно развитых странах. И это
естественно. Именно много умеющие руководители хотят понять: как удалось
достичь того, что называется сегодня японским «чудом»; с помощью каких
методов, благодаря каким подходам японские управляющие обеспечивают
производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им
делать это быстро, дешево; что и как делают японцы для того чтобы
захватывать все новые и новые рынки сбыта? Причем интересно то, что все те
особенности управления, которые являются сегодня предметом пристального
изучения, представляют собой результат деятельности японских управляющих за
достаточно короткий период – после 1945 года. За эти годы японцы не только
сумели в корне изменить свою традиционную организацию системы управления,
но и включить в нее целесообразные элементы американского менеджмента в
той мере, в какой они соответствовали системе их культурных ценностей, а
также получить соответствующую «отдачу»: рост валового национального
продукта, крепкую йену, захват рынков и т. п.
Поэтому в данном реферате будут рассматриваться особенности организации
менеджмента в Японии.
Introduction
Japanese experience already actively study a lot of years worldwide. And
actively study it in the industrial developed countries. And it is natural.
Just the much knowing how chiefs want to understand: how it was possible to
reach that is named today as Japanese “wonder”; with what help of methods,
due to what approaches the Japanese managers provide production of
qualitative production and services; what methods allow them do it fast,
cheap; what and how the Japanese do to grasp all new and new seller's
markets? And it is interesting that all those features of management, which
are today subject of steadfast learning, represent result of activity of
the Japanese managers for rather short period - after the 1945. For these
years the Japanese not only have managed in the radical to change the
traditional organization of a control system, but also to include in it
expedient elements of the American management in that measure, in what they
corresponded to the system of their cultural values, and also to receive
appropriate “feedback”: growth of a gross national product, strong yen,
grab of the markets and etc.
Therefore in the given abstract the features of organization of management
in Japan will be considered.
Die Einleitung
Die japanische Erfahrung ist viel die Jahre aktiv schon studieren
weltweit. Wobei studieren am aktivsten ihn in industriell die entwickelten
Lдnder. Und es ist natьrlich. Zwar wollen die viel verstehenden Leiter
verstehen: wie es gelang, zu erreichen, was heute japanisch “ Das Wunder ”
HeiЯt; mit Hilfe von welchem Methoden, dankend welchen Einstellungen
japanisch verwaltend versorgen die Produktion der qualitativen Produktion
und der Dienstleistungen; welche Methoden lassen ihnen zu, es schnell zu
machen, ist billig; was wie die Japaner, um machen, alle neuen und neuen
Absatzmдrkte zu nehmen? Wobei ist interessant, daЯ alle jenen
Besonderheiten der Verwaltung, die heute ein Gegenstand des unverwandten
Studiums sind, das Ergebnis der Tдtigkeit japanisch verwaltend fьr die
genug kurze Periode – Der Botschafter 1945 vorstellen. Fьr diese Jahre
haben die Japaner nicht nur in der Wurzel gekonnt, die eigene traditionelle
Organisation des Steuersystemes zu дndern, sonder auch in sie die
zweckmдssigen Elemente des amerikanischen Managements in jener Massnahme
einzuschlieЯen, in welchen sie dem System ihrer kulturellen Werte
entsprachen, sowie entsprechend “ Den Nutzeffekt ” Zu bekommen: die GrцЯe
des Brutto- nationalen Produktes, festes Yen.
Deshalb werden im gegebenen Bericht die Besonderheiten der Organisation
des Managements in Japan betrachtet werden.
L'introduction
L'expйrience japonaise est dйjа beaucoup de aux ans йtudient activement
dans tous les pays du monde. Et l'йtudient plus activement dans les pays
industriellement dйveloppйs. Et c'est naturel. Les chefs beaucoup sachant
veulent comprendre: comme on rйussit а atteindre ce que s'appelle
aujourd'hui japonais “Le miracle”; avec l'aide de quelles mйthodes, grвce а
quelles approches les directeurs japonais assurent la production de la
production qualitative et les services; quelles mйthodes permettent de
faire cela vite, bon marchй; qu'et comment font japon pour s'emparer tous
les nouveaux et nouveaux dйbouchйs? Et c'est intйressant que toutes ces
particularitйs de la gestion, qui sont aujourd'hui l'objet de l'йtude fixe,
reprйsentent le rйsultat de l'activitй des directeurs japonais pour la
pйriode assez courte – aprиs 1945.En ces annйes non japon seulement ont
rйussi dans la racine а changer l'organisation traditionnelle du systиme de
gestion, mais encore y insйrer les йlйments rationnels du management
amйricain dans cette mesure, а quel ils correspondaient au systиme de leurs
valeurs culturelles, ainsi que recevoir correspondant “ le retour ”: la
croissance du produit global national, solide yen, la mainmise des marchйs
etc.
C'est Pourquoi dans le compte rendu donnй on examinera les particularitйs
de l'organisation du management а Japon.
Стратегия управления в японских корпорациях
Стратегия корпорации понимается как правила долговременного распределения
ресурсов, дающие представление о будущем положении компании. Здесь
раскрываются характеристики японской корпорационной стратегии в 50-е годы и
указаны направления этой стратегии, используемые в 80-е годы для выживания
в конкурентной борьбе на международных рынках.
Японское управление без стратегии
В 50-е годы Япония показывала высокие темпы экономического роста — более 10
% в год. В этой благоприятной экономической ситуации японские компании
впервые начали рационализировать управление. Значение управления
возрастало. Вызывали широкий интерес методы планирования прибыли. В системе
планирования прибыли уровни внутренней активности специально связываются с
целью достижения определенного объема прибыли. В то же самое время контроль
издержек на предприятии сводится к простому сравнению планируемых и
фактических издержек. Получает широкое распространение метод калькуляции по
прямым издержкам, который непосредственно связан с планированием прибыли. В
этих условиях особых усилий по формированию корпорационной стратегии
практически не предпринималось.
Планирование прибыли являлось эффективным методом внутреннего контроля,
который устанавливает краткосрочные цели и позволяет следить за их
выполнением. Каждое подразделение компании должно преследовать свою
собственную цель, которая непосредственно соотносится с общим планом
компании по прибыли. На основании этого выполнение плана может быть
оценено, а управляющие призваны к отчету. Таким образом, планирование было
ориентировано на конечные результаты, а их достижение оценивалось по
количественным и финансовым показателям. Типичной формой организации
производства в Японии в эти годы была функциональная организация, а
конкретно разработанный план корпорации был обязателен для каждого
подразделения, которое для его выполнения должно было функционировать
предельно эффективно. Обычно отмечается, что принципы группового управления
являются особенностью Японии, как и процесс группового принятия решений.
Однако в число таких решений не включается установление плана по прибыли.
Это решение принадлежит высшему руководству. При управлении подразделениями
ставится задача, чтобы персонал подразделения усиливал солидарность и
сплоченность с целью повышения своей производительности. Это приводит к
тому, что отдельные подразделения стремятся отгородиться от других, чтобы
воспрепятствовать распространению информации. Планирование прибыли помогает
избежать вредных последствий эгоизма отдельных подразделений и создать
систему достижения общекорпорационной цели. Когда бюджет сформирован,
каждое подразделение имеет возможность направлять предложения в бюджетную
комиссию, которая вносит необходимые корректировки. Но поскольку
определенный предел прибыли устанавливается как предпосылка формирования
бюджета, то остается немного возможностей для принятия предложений
подразделений. Если бы представители каждого подразделения обсуждали
предложения с плановой комиссией, неизбежны были бы конфликты между
подразделениями. Но чтобы избежать господства над бюджетом отдельных
интересов, бюджетное планирование проводится рационально, принимая во
внимание план компании по прибыли.
Осознание проблем и управленческая стратегия
Инвестиции в производственные мощности и оборудование в течение 60-х годов
ежегодно возрастали, и 4 вопросы расширения производства стали центральным
пунктом управленческой стратегии в компаниях. В химической промышленности,
машиностроении, в производстве волокон и электробытовой техники было
установлено новейшее оборудование, и японские производственные мощности
достигли, а в некоторых отраслях даже превзошли американские. Инвестиции в
расширение производства с целью модернизации оборудования и экономии
энергии росли чрезвычайно высокими темпами, все более настоятельно требуя
долговременного планирования.
Долгосрочные планы в тот период были двух типов. Одним из них был план с
растущим горизонтом времени. Краткосрочные планы (бюджеты) разрабатывались
в рамках годового периода. Когда же разрабатывался пятилетний план, то
содержание плана на первый год совпадало с краткосрочным планом. По
прошествии года два годовых плана (отчетный и предстоящий) сравнивались, и
пятилетний план пересматривался. Такая процедура повторялась из года в год.
Другой тип долгосрочного плана разрабатывался проектным методом. Принимая
во внимание возрастающее значение таких специфических направлений, как
планирование инвестиций в оборудование или планирование исследований и
развития, разрабатывались долгосрочный план управления и связанный с ним
долгосрочный план производства. После того как определялся план по
инвестициям, разрабатывались долгосрочные планы по производству, продажам и
капиталу.
Этот тип долгосрочного управленческого планирования развивался исходя из
задач улучшения экономических условий и быстрого экономического роста. К
тому же управляющие были больше заинтересованы в эффективном обращении и
использовании капитала, для того чтобы находиться в числе компаний, искусно
приспосабливающихся к сдвигам в экономической конъюнктуре, чем в решении
проблем приспособления к окружающей среде.
Стратегия управления и основное производство
Японское управление до середины 70-х годов стремилось к диверсификации
Страницы: 1, 2
|