переговоры, и за своевременностью расчетов с органами связи. Контроль за
ведением переговоров, если они ведутся по телефонам подразделений,
возлагается на руководителей данных подразделений. Секретарь в соответствии
со своей должностной инструкцией может вести общий контроль и координацию
проводящихся переговоров и докладывать полученную информацию руководству
организации.
При необходимости срочной передачи документированной информации она
пересылается в виде телеграмм. Если телефонные переговоры могут вестись и с
аппаратов, установленных в подразделениях, то подача служебных телеграмм
осуществляется только через секретаря или при его непосредственном участии.
Контроль за соблюдением лимитов средств на телеграммы осуществляется в том
же порядке, что и по междугородным телефонным переговорам.
При наличии в организации абонентского телеграфа (телетайпа) телеграммы,
направляемые в адреса организаций, имеющих телетайпы, передаются в виде
телетайпограммы. Их текст оформляется в одном экземпляре на чистом листе
бумаги, печатается прописными буквами без знаков препинания. Текст
подписывается руководителем или уполномоченным на то должностным лицом и
после передачи текста адресату помещается секретарем в соответствующее дело
при наличии виз ответственных за его составление должностных лиц. Если
телетайпограмма с одинаковым текстом направляется нескольким абонентам, то
к ней прикладывается список этих абонентов. Допускается использование
телетайпов для прямых переговоров с организациями, имеющими абонентский
телеграф. Прямые переговоры допускаются только с ведома руководителя
организации, и их продолжительность по возможности должна быть ограничена
(не более 10 мин). Разрешение на ведение таких переговоров оформляется, на
специальном бланке, в котором указывается, с кем разрешено вести переговоры
и по какому вопросу.
По окончании переговоров лицо, их проводившее, записывает сведения о
переговорах в специальный журнал.
После заполнения журнала лицу, проводившему переговоры, выдается их
текст, записанный телетайпом. В дальнейшем запись текста переговоров
включается в соответствующее дело.
В ходе осуществления документационных операций секретарь изготовляет
копии документов и выдает их заинтересованным лицам. Делается это с
разрешения (по указанию) руководителя организации. При оформлении
документов, касающихся приема граждан на работу, учебу, при формировании
личных дел организация может изготавливать копии документов, выданных
другими организациями и необходимых для решения соответствующих вопросов
(копии свидетельств о рождении, дипломов об окончании учебных заведений и
т.п.).
При оформлении копий документов, касающихся прав и интересов граждан, на
документе, с которого снята копия, делается отметка, кому и когда эта копия
выдана, а на самой копии делается отметка о том, что подлинник хранится в
данной организации.
Копия документа изготавливается машинописным способам или при помощи
средств копировально-множительной техники. При изготовлении копии
машинописным способом не на бланке организации, а на чистом листе бумаги
текст документа перепечатывается полностью, включая реквизиты бланка. На
первом листе копии в правом верхнем углу ставится отметка «Копия».
Машинописные копии и копии, полученные при помощи средств копировально-
множительной техники, но не воспроизводящие факсимильной подписи
подлинника, заверяются должностным лицом, удостоверяющим их полное
соответствие подлиннику.
Для заверения копии ниже реквизита «подпись» от левого поля документа
проставляются заверительная надпись «Верно»; наименование должности
заверившего копию, его
личная подпись и ее расшифровка; дата заверения и печать.
На секретаря возлагается хранение и проставление гербовой и простой
печатей организации. В инструкции по делопроизводству данной организации
оговариваются случаи проставления гербовой или простои печати. Так,
гербовая печать проставляется на личных подписях руководителей организации
в документах, удостоверяющих юридические или физические права лиц,
устанавливающих факты расходования денежных средств и материальных
ценностей, на уставах и т.п.
Печати хранятся в специальных сейфах, ключи от которых могут иметься
только у секретаря и должностных лиц, особо назначенных приказом
руководителя.
Секретарь хранит также бланки организации, используемые как документы
строгой отчетности. Бланки централизованно заказываются и изготовляются
подразделениями организации, имеющими необходимое для этого техническое
оснащение, или сторонними специализированными организациями. Бланки для
оформления служебных документов могут выдаваться и подразделениям, в
которых выделяются для этого ответственные лица. Секретарь должен вести
учет использования служебных бланков как по организации в целом, так и по
структурным подразделениям.
Бланки служебные следует хранить в несгораемых шкафах, ключи от которых
находятся у секретаря и передаются работникам организации, список которых
утверждает руководитель.
Важным участком работы секретаря является обеспечение сохранности
документов, возникающих в процессе деятельности организации. В этих целях
осуществляется составление номенклатур дел и последующее их формирование в
текущем делопроизводстве. Номенклатура дел — это систематизированный
перечень типовых вопросов, участков и направлений работ, которые ведутся
организацией и требуют обязательного документированного решения и
оформления. В этих работах могут дополнительно возникнуть, и новые
документируемые участки работы и связанные с этим дела, для которых следует
оставлять в номенклатурах резервные позиции.
Составление номенклатуры может вестись секретарем, который получает
предложения от структурных подразделений, или группой сотрудников,
образовываемой в соответствии с указаниями руководства. К составлению
номенклатуры могут привлекаться и сторонние специализированные организации.
При составлении номенклатуры рекомендуется использовать ранее имевшиеся
номенклатуры, положения об организации и ее структурных подразделениях,
общесоюзные и ведомственные перечни документов с указанием сроков хранения
документов, действующие нормативно-методические документы общесоюзных и
местных архивных учреждений. В номенклатуру следует включать все дела и
документы, образующиеся в деятельности организации, а также все справочные
картотеки к документам.
При составлении заголовков к делам следует избегать общих названий
(например «общая переписка», «справочный материал» и т.п.), у дел с
перепиской в заголовке обязательно указывается, с кем и о чем она ведется.
При определении срока хранения дед учитываются требования действующих
нормативно-методических документов (перечней) . В необходимых случаях
делается отметка о том, что по истечении срока хранения дела для
определения целесообразности дальнейшего его хранения или уничтожения
следует проводить дополнительную экспертизу (пометка «ЭПК»).
По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры делается
итоговая запись о количестве заведенных дел (томов), причем дела
постоянного и временного сроков хранения подсчитываются раздельно.
Номенклатура после составления согласовывается с местным архивным
учреждением и утверждается руководством организации. Утвержденная
номенклатура может действовать в течение ряда лет и подлежит
пересоставлению и переутверждению только в случае коренного изменения
функций и структуры организации. Если таких изменений не происходит, в
конце года номенклатура уточняется, дополняется и вводится в действие с 1
января следующего года.
Экземпляры номенклатур находятся у руководства, секретаря и (в
извлечениях) в структурных подразделениях организации.
Дела в организации следует формировать в строгом соответствии с
имеющейся номенклатурой. Секретарь контролирует формирование дел в
структурных подразделениях, при обнаружении недостатков информирует об этом
ответственных лиц в подразделении, а в случае непринятия ими мер по
исправлению выявленных недочетов докладывает об этом руководству
организации.
При формировании дел запрещается: объединять в них документы
постоянного и временного сроков хранения; включать документы, относящиеся к
разным вопросам, и с пометками «подлежит возврату «; включать несколько
экземпляров одного и того же документа, а также черновики и конверты. Из
дел изымаются металлические и пластмассовые булавки и скрепки. Дела с
документами постоянного срока хранения формируются отдельно от дел
временного хранения.
В дела группируются документы одного года (за исключением переходящих).
Годовые планы, сметы, отчеты группируются отдельно от проектов этих же
документов и остаются в делах того года, к которому относятся (так, отчеты
за 1990 г. составляются в 1991 г., но помещаются в дела за 1990 г.).
Материалы к протоколам заседаний коллегий (доклады, справки и т.д.)
формируются в дела отдельно от протоколов этих заседаний. Приказы по
основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу.
Включение документов в дела должно проводиться в день окончания их
исполнения, после проставления на них отметки «В дело №___».
Документы внутри дел располагаются следующим образом:
в хронологическом порядке, начиная с ранних по датам документов и кончая
более поздними (приказы, протоколы, постановления и т.д.); переписка
формируется в последовательности дат, причем документ-запрос помещается
перед документом-ответом;
в логической последовательности (личные дела). Такие комплексы начинаются
с инициативного документа, затем в хронологической последовательности
размещаются документы, поступающие по ходу ведения данного дела;
в алфавитном порядке. Так формируются дела с предложениями, заявлениями и
жалобами трудящихся.
При включении документов в дело необходимо проверить правильность их
оформления (наличие дат, номера, отметки «В дело» и t.п.) и соответствие
содержания документа содержанию дела, в которое он направляется.
Объем каждого дела не должен превышать 250 листов (3 — 4 см толщиной).
Если дела включают большее количество листов, то они делятся на тома
(части) под одним и тем же заголовком, о чем делается запись в номенклатуре
дел. Приложения в зависимости от объемов оформляются в отдельные тома
(части) или присоединяются к тем документам, к которым они относятся.
Документы постоянного, срока хранения подшиваются и хранятся в твердых
папках (обложках). На обложке каждого дела проставляются полное и
сокращенное наименование организации; название структурного подразделения;
номер дела по номенклатуре; заголовок дела (в соответствии с
номенклатурой); даты заведения и окончания дела. После окончания дела на
обложке проставляются количество листов данного дела и срок его хранения с
указанием соответствующей статьи перечня. Номер дела проставляется и на его
корешке.
Дела постоянного срока хранения нумеруются простым графитным карандашом в
правом верхнем углу; если дело состоит из нескольких томов, каждый том
нумеруется отдельно. В конце дела помещается заверительная надпись, в
которой указывается количество пронумерованных листов, оговаривается
наличие пропущенных и литерных номеров, а также внутренней описи,
фотографий и других изобразительных материалов. В заверительной надписи
указываются дата ее составления, наименование должности составлявшего, его
личная подпись и ее расшифровка.
Формирование дел с документами временных сроков хранения может вестись
упрощенно. Разрешается оставлять документы в скоросшивателях, не нумеровать
листы и не делать в связи с этим заверительной надписи. На дела с временным
сроком хранения не составляется опись, их учет ведется по номенклатуре дел.
Хранение дел может осуществляться централизованно у секретаря или
децентрализовано — у секретаря и в структурных подразделениях в
Страницы: 1, 2, 3, 4
|