В пределах закона учредитель имеет возможность либо предоставить
предпринимателю полную самостоятельность в решении вопросов продажи и
передачи имущества или списание его с баланса, либо установить иные
правила распоряжения этим имуществом, предусмотрев их в уставе предприятия.
Поскольку устав предприятия утверждает собственник имущества
предприятия, а устав малого предприятия может быть установлен его
учредителем, так устанавливают пределы предприятия по определению
направлений использования чистой прибыли закрепленных в уставе предприятия.
Из основных вопросов, возникающих при учреждении малого предприятия,
вопросы о правовом статусе и источников формирования имущества
предприятия, а также распределении прибыли являются, пожалуй, главнейшими.
Таким образом, при создании и организации деятельности малого
предприятия устав является важнейшим документом, определяющим правовой
статус предприятия.
Согласно Гражданскому Кодексу РФ предприятия обязательно должно пройти
государственную регистрацию.
Более того, в отличие от порядка создания предприятий, установленного
Законом РФ о предприятиях в РФ, постановлением Совета Министров РФ от 8
августа 1990 года № 790 для малых предприятий установлены иные сроки
регистрации. Вместо 30-ти дневного срока, отведенного этим законом на
государственную регистрацию предприятием, для регистрации малого
предприятия указанным постановлением установлен 2-х недельный срок с
момента подачи заявления с приложением необходимых документов:
1. Заявление учредителя;
2. Устава предприятия;
3. Договора учредителей;
4. Свидетельства об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации малого предприятия возможен
только в двух случаях:
- нарушение установленного законопорядка образования юридического
лица;
- при несоответствии его учредительных документов закону;
Данные государственной регистрации в десятидневный срок
сообщаются в Министерство финансов РФ для включения в единый
государственный реестр.
Итак, создание малого предприятия – это последовательность юридически
значимых действий, в результате которых появляется в хозяйственной и
экономических сферах новый самостоятельный хозяйствующий субъект с
правами юридического лица, т.е. со всем обособленным имуществом, имеющий
право от своего имени приобретать имущественные и личные не имущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитраже или
третейском суде.
Малое предприятие с момента обретения статуса юридического лица имеет
право принимать и увольнять работников, осуществлять производственную,
коммерческую и иную деятельность в соответствии со своим Уставом, несет
обязанность уплачивать государству соответствующие налоги.
Т.о., при создании малого предприятия выделяют следующие этапы:
1. Разработка технико-экономического обоснования деятельности малого
предприятия для определения целесообразности его создания.
Правильно рассчитанное технико-экономическое обоснование дает
возможность организаторам малого предприятия четко определиться в
технической и финансовой политике деятельности малого предприятия.
2. Принятие решения о создании малого предприятия и определение
состава его учредителей.
3. Разработка Устава малого предприятия, его правовая экспертиза и
утверждение Устава учредителем (учредителями).
4. Разработка договора о взаимоотношениях учредителей и малого
предприятия, его правовая экспертиза и подписание сторонами.
5. Регистрация малого предприятия в исполнительных органах.
6. Открытие расчетного счета малого предприятия в банке. Для этого
необходимо подготовить пакет документов, в который кроме
учредительных документов, должны войти:
- свидетельство о регистрации
- протокол о назначении генерального директора
- приказ о назначении главного бухгалтера
- нотариально заверенная доверенность на фирменном бланке на
получение выписок с расчетного счета.
- справка из пенсионного фонда, фонда медицинского страхования, фонда
занятости и соцстраха.
- справка о дне выдачи заработной платы сотрудникам.
- образец печати предприятия.
7. Постановка на учет в финансовое управление.
Каждый из этих этапов требует времени, терпения, составления
определенных документом и навыков взаимодействия со структурами власти и
должностными лицами.
Лицензирование различных видов деятельности предприятия
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» № 1418 от 24 декабря 1994 года, ряд видов
предпринимательской деятельности подлежит лицензированию.
В РФ отдельные виды предпринимательской деятельности осуществляются
предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-
правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на
основании лицензии специального разрешения органов, уполномоченных на
ведение финансирования.
Лицензия – это официальный документ, который разрешает осуществление
указанного в нем вида деятельности в течении установленного срок, а также
определяются условия его осуществления.
Для получения лицензии заявитель представляет в органы,
уполномоченные на выдачу разрешения на право заниматься лицензионной
деятельностью.
1. Заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридических лиц
- наименование организационно правовой формы;
- юридического адреса;
- номера расчетного счета и соответствующего банка;
для физических лиц
- фамилии, имени, отчества;
- паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
- вида деятельности;
- срока действия лицензии.
2. Копии учредительных документов и, если они не заверены нотариусом, - с
предъявлением оригиналов.
3. Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия.
4. Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.
5. Справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о
государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя
со штампом налогового органа.
В зависимости от специфики деятельности в Положении о лицензировании
соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление
иных документов.
Так, например для получения лицензии на осуществление страховой
деятельности на территории РФ условиями лицензирования предусмотрено
представление в Федеральную службу России по надзору за страховой
деятельностью, кроме указанных документов дополнительно следующие:
- бизнес-план на первый год деятельности;
- расчет соотношения активов и обязательств;
- положение о порядке формирования и использования страховых резервов;
- план по перестрахованию;
- план размещения средств, страховых резервов;
- баланс на последнюю отчетную дату;
- правила по видам страхования;
- расчет страховых тарифов;
- сведения о руководителе и его заместителе;
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются
органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, в течение 30
дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами; в
случаях дополнительной экспертизы срок увеличивается до 60 дней.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
1. Наличие в документах, предъявленных заявителем, недостоверной или
искаженной информацией.
2. Отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие
условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности, и
условиями безопасности.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии предоставляется заявителю в
письменном виде в 3-х дневный срок после принятия соответствующего
решения с указанием причины отказа.
В лицензии учитываются:
- наименование органа выдавшего лицензию;
- для юридических лиц:
o наименование и юридический адрес предприятия получающего лицензию.
- для физических лиц:
o фамилия, имя, отчество;
o паспортные данные;
- вид деятельности, на осуществление которой выдаётся лицензия;
- срок действия лицензии;
- условия осуществления данного вида деятельности;
- регистрационные номер лицензии и дата выдачи.
Сроки действия лицензии осуществляются в зависимости от специфики вида
деятельности, но не менее 3-х лет; продление срока производится в том же
порядке, что и получение.
Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, передача лицензии
другому физическому или юридическому лицу запрещается.
При ликвидации предприятия лицензия теряет юридическую силу.
Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной
деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке в судебные
органы.
Организационно-экономическая характеристика
ЗАО санаторий «Голубая волна»
3.1. Организационные вопросы.
Закрытое акционерное общество санаторий «Голубая волна» создано в
результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью пансионат
санаторного типа «Голубая волна», зарегистрированного отделом регистрации
предприятий и предпринимательской деятельности Администрации города
Геленджика Краснодарского края. Закрытое акционерное общество санаторий
«Голубая волна» зарегистрировано 17 сентября 1998 года, номер предприятия в
городском реестре 2404, свидетельство серия ОРП № 71/098.
Учредителями общества являются: акционерная компания «Алмазы России –
Саха» (АК «АЛРОСА») и Ростовский областной союз потребительских обществ.
Общество является коммерческой организацией, основной целью
деятельности которого является извлечение прибыли.
Для достижения основной цели Общества осуществляет следующие виды
деятельности:
- организация лечения и отдыха граждан, оздоровительные услуги;
- транспортные услуги;
- организация торговли товарами народного потребления;
- организация спортивно-туристической деятельности.
Органами управления Общества является:
- общее собрание акционеров Общества – высший орган управления;
- Генеральный директор Общества – исполнительный орган управления.
Первоначальными задачами управления предприятия в условиях рынка
является:
1. маркетинговые исследования, изучение конъюнктуры рынка,
прогнозирование сбыта продукции, определение предполагаемого дохода.
2. подбор и расстановка кадров.
3. обеспечение производственного цикла материальными ресурсами, учет и
контроль рационального использования материальных ресурсов.
4. выбор оптимального варианта плана, обеспечивающего максимальный
доход.
5. прогнозирование объема реализации и сбыта, оперативное реагирование
на покупную способность заказчика.
В целом эффективность управления зависит от выбора организационной
структуры. Так организационная структура ЗАО «Голубая волна» представлено
на рисунке 3.1.
3.2 Экономическая характеристика ЗАО «Голубая волна» за 1998 год.
|№ |Основные |Ед.|1996г. |1997г.|1998г.|Отклонения |
|п/п|показатели |из.|факт. | | |+/- |
| | | | |факт |факт |1998г. к |
| | | | | | |1997г. |
|1. |Кол-во путевок |шт |1978 |2182 |2714 |+ 532 |
|2. |Одслуж. |к/д|41264 |40420 |64836 |+ 24416 |
| |койко-дн. | | | | | |
|3. |Выручка от реал.|т.р|4727,7 |7054,0|11889 |+ 4834,2 |
| |путевок. | | | | | |
|4. |Выручка от доп. |т.р| |112,5 |247,0 |+ 134,5 |
| |видов услуг. | | | | | |
|5. |Выручка от реал.|т.р|375,3 |144,3 |159,0 |+ 14,7 |
| |товаров. | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3
|