обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен
происходить беспристрастно и с учетом индивидуальных предпочтений, но на
основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.
Модель ограниченной рациональности в принятии решений
предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от
познавательных ограничений, привычек и предубеждений в восприятии и в
зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь
две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно
ограниченная рациональность. Определение проблемы при этих подходах
происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по
крайней мере, в начале процесса, в известных для менеджера областях.
Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на
краткосрочные. Обмен информацией не очень точен и отражает во многом
индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений.
Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из
альтернатив, превысившая этот уровень кладется в основу убеждения,
кладется в основу выбора. Следовательно, можно сделать вывод,
что люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации.
Удовлетворенность при этом может трактоваться как курс действий,
который достаточно хорош для организации в целом и требует минимум
усилий со стороны членов организации. Например, очень часто инвестиции
в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную
прибыль, без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.
Политическая модель организационных решений обычно
отражает желание членов организации удовлетворить в первую очередь свои
индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе
процесса исходя из групповых целей. Обмен информацией носит
спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы,
сбор данных и оценочные критерии выступают чаще как средства,
используемые для того, что бы склонять решение в чью-либо пользу.
Решение в данном случае становится функцией распределения власти в
организации и эффективности политики, используемой различными участниками
процесса.
2.3. Процесс принятия управленческих решений
Существует много подходов к выделению различных этапов
и стадий процессов принятия решения. Большинство различий возникает
по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением
решения. На мой взгляд, выполнение решения является частью процесса
принятия решения.
Во многих иностранных источниках весь процесс принятия
решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и
выполнения решения (рис.2).
Рис. 2. Процесс принятия решения
Власть и влияние
3.1. Общее понятие
Властью в управленческой литературе называется способность оказывать
влияние на поведение людей. Власть может относится к индивиду, группе и
организации в целом. Определение власти как организационного процесса
подразумевает, что:
. власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она
существует не только тогда, когда применяется;
. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется,
существует взаимосвязь;
. тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник
работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять имеющуюся
у него власть.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем
больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у
другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение
потребностей.
3.2. Источники власти в организации
Основой власти называется то, откуда она происходит, источником власти
– то, через что данная основа используется.
Рис.3. Источники власти в организации
В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие
источники власти: экспертная власть, власть примера, право на власть,
власть информации, потребность во власти.
Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на
поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и
таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний.
Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень
экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонтирует
свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных.
Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение
подчинённых благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы.
Харизма = это власть, основанная на силе личных качеств и стиля
руководителя.
Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные
права. Однако каждый из них использует данное ему право в пределах своих
способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы
обладает разным правом на власть.
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной информации
и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация
позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем
самым власть.
Мотивационная теория Д. МакКлелланда акцентирует внимание к потребности
во власти как к желанию иметь влияние на других. Данный источник власти
проявляется в следующем: дача настойчивых советов и стремление оказать
помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.
В группу, составляющую организационную основу власти, входят в качестве
источников власти: принятие решения, вознаграждение и принуждение, власть
над ресурсами в власть связей.
Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в
которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на
протяжении всего процесса его принятия.
Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник
власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от
руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного
отпуска и т.п., подчинённый прилагает те или иные усилия для выполнения
указания или распоряжения.
Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем
своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания,
выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. Подчиненные
следуют указаниям, так как боятся быть наказанными.
Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах,
таких, как сырьё и материалы, рабочая сила, финансовые средства,
оборудование и инструменты и т.п. Очевидна важность получения требуемого
количества того или иного ресурса. Регулирование доступности ресурсов
образует источник власти. В организации обычно поток распределения ресурсов
имеет направленность сверху вниз. Этим достигается соответствие между
поставленными задачами и требуемыми для их реализации ресурсами. Обычно
существующая в напряженность с ресурсами связана с их объективной
ограниченностью. Разделение организации по уровням иерархии дает
возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и
тем самым еще больше укреплять свое право на власть.
Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других
людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми
как в организации, так и вне её. При этом речь идет не о существовании
реальных связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования
теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой,
данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими
людьми.
Управление конфликтом
4.1. Общее понятие и типы конфликтов
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно,
они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в
восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом.
Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит
конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение
одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в
противоречие с интересами другой стороны. Менеджер согласно своей роли
находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван
разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом
является одной из важнейших функций руководителя. Чтобы эффективно
управлять конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они
возникают и протекают, как эти конфликты можно устранить.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа
конфликтов. Первый – это конфликт целей. В этом случае ситуация
характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят
делаемое состояние объекта в будущем. Второй – это конфликт, вызванный тем,
что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой
проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем
разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И наконец, третий –
это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников
различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как
личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего
поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего
поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с
психикой личности.
4.2. Уровни конфликта в организации
Внутриличностный конфликт
Заключение
Процессы, протекающие в организации, отражают динамику организационной
системы. В то же время эти процессы сами должны быть управляемыми.
Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом.
Построение коммуникационных сетей позволяет организовать коммуникации
наиболее эффективным образом в соответствии со сложившейся ситуацией.
Существуют различные стили управления, использование которых также носит
ситуационный характер. Порой ключевую роль в коммуникации играют ее
невербальные формы.
Принятие решения играет центральную роль в совокупности всех
организационных процессов. Все остальные процессы как бы разворачиваются
вокруг него. Сам этот процесс может протекать по-разному. Однако при этом
он обязательно проходит все стадии и этапы, которые ему присущи как
организационному процессу.
1Список используемой литературы :
1. Drucker P. The Effective Decision. - Harvard
Business Review (Janury-Februry 1967).
2. Ладанов И.Д. Практический Менеджмент - (Москва
1995)
-----------------------
Решения на уровне
индивида
. Наличие индивидуального умения
. Важен процесс принятия решения как такового
. Классификация решений
. Имеет дело с ошибками в решении
. Решение определяется используемым индивидуальным стилем
. Создание и выбор альтернатив
. Взятие риска на себя
Решения на уровне
организации
. Создание соответствующей среды
. Важно принятие решения к определенному моменту
. Вовлечение всех уровней управления
. Имеет дело с неопределенностью
. Решение носит групповой характер. Управление групповым процессом.
. Управление творчеством и новаторством.
. Выполнение решений
ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
Стадия 1. Признание необходимости решения.
Восприятие и признание проблемы;
Интерпретация и формулирование проблемы;
Определение критериев успешного развития.
Стадия 2. Выработка решения.
Разработка альтернатив;
Оценка альтернатив;
Выбор альтернативы.
Стадия 3. Выполнение решения.
Организация выполнения решения;
Анализ и контроль выполнения решения;
Обратная связь и корректировка.
Организационная
основа
ВЛАСТЬ
Влияние на других
Выбор стратегии влияния
Взаимоотношения
между источниками
власти
. Принятие решения
. Вознаграждение
. Принуждение
. Власть над ресурсами
. Власть связей
. Экспертная власть
. Власть примера
. Право на власть
. Власть информации
. Потребность во власти
Личностная
основа
Страницы: 1, 2
|