| |
|4.Туризм как отрасль экономики. |
|Туризм — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и |
|организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и |
|нематериальных услугах. Продукция туризма— это комплексная услуга (так |
|называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги |
|транспорта, гостиничного хозяйства, торговли, экскурсионных, |
|культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, |
|лечебно-оздоровительных и др. учреждений и предприятий. Удельный вес |
|элементов, составляющих тур, колеблется в широких пределах и находится в|
|зависимости от множества факторов, среди которых определяющее влияние |
|оказывают вид туризма, способ передвижения, продолжительность и способ |
|организации путешествия. В России, например, структура познавательного |
|тура (1995, по усреднённым данным личных расходов туристов): транспорт —|
|30%, жильё — 15%, питание — 30%, покупки (промышленные товары, продукты |
|питания) — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и |
|прочее— 2%; среднемировые данные по конгрессному туру (поездки на |
|конгрессы): транспорт (без учёта международного) — 5%, жильё — 34%, |
|питание — 25%, покупки — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, |
|бытовые услуги и др.— 13%. |
|Различия в целях путешествий и способах их организации привели к |
|появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, |
|мотели, пансионаты, дома отдыха и др.) и к специализации туристских |
|учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов |
|туризма, способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и|
|др. особенности клиентуры. |
|Материально-техническая база туризма с экономической точки зрения |
|представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые |
|подразделяют на так называемые первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты|
|и иные средства туристского размещения, внутримаршрутный транспорт, |
|специальные отделения связи, бюро обмена валюты и др., обслуживающие |
|только туристов) и так называемые вторичные (городской и международный |
|транспорт, предприятия торговли, общественного питания, |
|культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и прочее, обслуживающие местное|
|население и туристов, ставших временными жителями данной местности). |
|Существуют также предприятия и учреждения, которые обеспечивают |
|функционирование первичных и вторичных туристских предприятий — |
|производственные, ремонтные, снабженческие и др.; учебные заведения, |
|готовящие квалифицированный обслуживающий персонал, экскурсоводов, |
|гидов, переводчиков; научно-исследовательские, проектно-конструкторские |
|и т.п. организации. Туристские предприятия 1-го и 3-го типа, как |
|правило, принадлежат (либо арендуются) туристским организациям, 2-го — |
|преимущественно др. отраслям сферы обслуживания и материального |
|производства, соучаствующим в предоставлении туристских услуг. Через |
|вторичные предприятия туризм активно влияет на местную экономику: |
|средства туристов, поступая в местный бюджет, увеличивают его чистый |
|доход, так как никакого материального вознаграждения туристы не |
|получают. |
|Доля участия первичных и вторичных предприятии в оказании туристам услуг|
|меняется в зависимости от развитости материально-технической базы |
|туризма, продолжительности путешествия, вида туризма, времени года и |
|ряда др. причин. Например, в познавательном туризме обычно велика доля |
|экскурсионных услуг и внутримаршрутного транспорта, в |
|лечебно-оздоровительном — междугородного транспорта и здравоохранения; |
|зимой — предприятий культурно-зрелищных и общественного питания, и т.д. |
|В целом же доля услуг первичных предприятий обычно не превышает 20—30%, |
|в некоторых случаях это соотношение может быть обратным (круизные |
|путешествия). |
|В силу экономико-технологической особенности туристской услуги туризм |
|практически не может иметь формальной организации, объединяющей всю или |
|хотя бы большую часть его материально-технической базы. На этом основана|
|другая точка зрения; туризм лишь рынок сбыта услуг и товаров др. |
|отраслей. |
|Туризм— сфера приложения труда значительной части экономически активного|
|населения во всех развитых странах. В США, например, количество прямо и |
|косвенно занятых обслуживанием туристов составляет 5,6% всех лиц |
|наёмного труда, во Франции — 4,3% самодеятельного населения, в |
|Великобритании — свыше 4%, в России — около 4% (1995, оценка). В |
|экономике многих стран отрасль туризма занимает одно из ведущих мест. Во|
|Франции, например, туризм опередил по доходам автомобильную |
|промышленность и вышел на 1-е место среди отраслей материального |
|производства и сферы обслуживания (1995). В некоторых районах туризм |
|является единственной отраслью, способной ощутимо влиять на развитие |
|производительных сил, вовлекая в хозяйственный оборот такие природные |
|тела или их свойства, которые не могут быть основой деятельности ни для |
|какой другой отрасли экономики,— горный воздух, снежный покров, теплое |
|море, солнечная радиация, эстетические особенности ландшафта. Вместе с |
|тем некоторые ресурсы, находящиеся в хозяйственной эксплуатации (леса, |
|луга, реки и др.), также могут быть использованы для целей туризма. |
|Концентрация производства и урбанизация вызывают естественную |
|потребность проводить отдых в малоизменённой природной среде. Поэтому |
|туристские потоки в значительной степени (часто стихийно) устремляются |
|именно в такие районы, в которых производительные силы развиты |
|относительно слабо и природная среда подверглась относительно меньшим |
|воздействиям. При этом туризм по сравнению с другими отраслями народного|
|хозяйства в наименьшей степени отрицательно влияет на окружающую среду. |
|Конкурентно выступая по отношению к другим отраслям народного хозяйства |
|в экономическом освоении территорий, туризм способствует охране природы |
|и выступает как одна из экологически эффективных отраслей народного |
|хозяйства. Отрицательное влияние туризма на природу фиксируется в тех |
|случаях, когда он является пионером освоения территорий, а также при |
|перегрузке их отдыхающими, которая ведёт к подрыву восстановительных сил|
|природы. Для предотвращения подобного оскудения природы изучаются нормы |
|туристских нагрузок на различные типы ландшафта, выявляются резервы |
|территорий, подлежащих охране как объекты туризма в будущем, |
|организуются природные (национальные) парки с природоохранным режимом. |
|Развитие исследований в области комплексного использования рекреационных|
|ресурсов обусловило возникновение новой отрасли географии — |
|рекреационной географии. |
|Некоторые виды туризма — познавательный, деловой (путешествующие с этими|
|целями составляют значительную часть от общего потока туристов), имея |
|тяготение к культурным, промышленным и научным центрам, способствуют |
|развитию отраслей сферы обслуживания и некоторых отраслей материального |
|производства в этих центрах. В некоторых городах и регионах туризм может|
|оказаться даже ведущей отраслью экономики. |
|Туризм характеризуется системой показателей которые в различных странах |
|варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной |
|деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей: |
|а) характеризующие развитость материально-технической базы туризма — |
|количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на|
|душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности); |
|6) объём обслуживания — количествотуристов, посетивших конкретную |
|местность, город, страну; |
|в) продолжительность пребывания туристов в определенной местности, |
|стране; |
|г) объём туристских услуг — суммарные денежные поступления от туристов, |
|поступленияв расчёте на душу населения; |
|д) данные, показывающие место туризма в системе отраслей экономики, — |
|количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых|
|от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере |
|обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех |
|поступлений от населения (суммы продаж). |
|Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностранных |
|туристов — актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки — |
|пассив (приезд зарубежных туристов называемый экономически активным |
|туризмом, выезд собственных граждан за рубеж — экономически пассивным |
|туризмом), доля поступлений от иностранного туризма в платёжном балансе |
|страны и др. |
|В странах, находящихся на низкой ступени развития (например, некоторые |
|страны Азии, Африки), туризм практически отсутствует. Попытки некоторых |
|развивающихся стран создать собственную материальную базу для |
|иностранного туризма вынудили привлекать иностранный капитал. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|5.Заключение |
|Экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию |
|государственных и правительственных учреждений — министерства, |
|комиссариаты, комиссии и прочее, которые проводят в жизнь |
|государственную политику в области туризма, содействуют его развитию, |
|ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных |
|земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, |
|природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, |
|подготовку кадров. Политика государств в области туризма сводится в |
|основном к развитию национального туризма с целью сокращения пассивного |
|туризма и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами|
|в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими |
|масштабами пассивного туризма. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|6.Литература |
| |
|1.Азар В. И., Экономика и организация туризма, М., 1972; |
|2. Роланов Н.Е.. Организация отдыха и методы оздоровления трудящихся на |
|курортах. - Ростов: Издательство ростовского университета, 1986 г. |
|3.Яковенко Г.В., Винокуров Б.Л., Быков А.Т. Технологии управления |
|предприятиями курортных и туристских услуг. - Сочи: 1997. |
|4.Ананьев М. А., Экономика и география международного туризма |
|5.География и туризм в сборнике; |
|6.Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сб., в. 1—2, М.,|
|1975; |
|7.Рекреационная география. Сб., М., 1976 |
Страницы: 1, 2, 3, 4
|