Мировой туристический рынок, его сегменты и тенденции развития
КОММЕРЧЕСКИЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТНЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кафедра международного туризма.
Курсовая работа
по теме:
Мировой туристический рынок, его сегменты и тенденции развития.
Выполнил: Шпилевой П.А.
Руководитель: Патаева Г.Р.
Минск 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр.3
1. Развитие туризма в некоторых регионах мира стр.5
1.1 Европа стр.5
1.2 Америка стр.7
1.3 Восточная Азия и Тихоокеанский регион стр.8
2. Сегментация туристического рынка стр.12
2.1 Сегментация как средство выбора наиболее перспективного целевого
рынка стр.12
2.2 Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка
стр.13
2.3 Выбор целевого рынка стр.23
3. Динамика и тенденции международного туризма и его макрорегиональная
структура стр.27
Заключение стр.33
Список литературы стр.34
ВВЕДЕНИЕ.
Приступая к курсовой работе по избранной теме, я поставил для себя цель
проследить динамику развития туризма в странах обладающих в этой сфере
большим опытом и где этот бизнес развивается наиболее успешно, проследить
также периоды роста и спада туристического бизнеса и их основные причины,
градацию сфер и направлений развития туризма. Думаю, что анализ и знание
этих моментов поможет мне в моей будущей работе в этой отрасли.
Первое массовое туристское путешествие состоялось более 150 лет тому
назад в Англии, когда в 1841 году предприниматель Томас Кук осуществил
перевозку 600 человек с целью прогулки на железнодорожном составе. В 1845
году им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там
экскурсии.
Значительную роль в развитии туризма сыграли новые географические
открытия, путешествия мореплавателей, освоение Американского, Африканского
и Австралийского континентов.
Первые экскурсии проводились еще в XVII веке для учащихся школ
закрепления учебного материала. Великий просветитель древности Платон в
своей знаменитой Академии считал нормой образования беседы в пути, обучение
в режиме прогулки.
Прародителем краеведения и экскурсий в России считается сам император
Петр Великий, который любил лично водить делегации иностранных гостей по
Санкт-Петербургу.
Одним из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства международный
туризм стал во второй половине XXв. В середине 1990-х годов число
участников международного туризма превысило 550 млн. чел, а к 2005 году при
сохранении сложившихся за последние двадцать лет средних темпов роста,
число международных туристов достигнет 900 млн. человек. Международный
туристский рынок начал складываться со второй половины XIX в. в эпоху
формирования мирового хозяйства и международного рынка товаров и услуг,
развития международной торговли, появления новых средств транспорта. После
второй мировой войны, на базе устойчивого экономического роста, углубления
интеграционных процессов в мировом хозяйстве, расширения политического и
культурного общения между народами, туризм превратился в массовое явление.
Высокие темпы роста и массовый характер туристских путешествий,
обусловленный участием в международном туризме широких социальных групп,
развитием международного сотрудничества, привели к формированию динамичной
отрасли хозяйственного комплекса - туристского сектора (индустрии туризма),
объединяющего различные отрасли, связанные с предоставлением туристских
услуг (гостиничное хозяйство и рестораны, туристский транспорт, рекламные и
информационные услуги, рекреационно-туристские и экскурсионные услуги и
др.).
Экономическое значение международного туризма как источника валютных
поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального
развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху
постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих
экспортных отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь
нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В НЕКОТОРЫХ РЕГИОНАХ МИРА.
Международный туризм, являясь важной отраслью мирового хозяйства,
отличается крайне неравномерным уровнем развития в регионах мира, что
объясняется как разными уровнями социально-экономического развития,
различиями в структуре потребительского спроса и жизненными установками
различных социальных и демографических групп населения, так и
неравномерностью распределения рекреационно-туристских ресурсов,
многоаспектной туристской политикой различных государств и международных
организаций.
Проследим это на примере некоторых наиболее развитых в сфере
туристического бизнеса регионах.
Европа
Европейские страны по-прежнему принимают наибольшее число иностранных
туристов. В 1989-1996 гг. число туристов, прибывавших в Европу, увеличилось
с 274 до 347 млн. человек, а денежные поступления от международного туризма
- более чем в 2 раза. Однако в течение этого периода доля Европы в мировом
туризме устойчиво падала, несмотря на значительные колебания среднегодового
роста прибытии в Европу и поступлений от туризма. Такая нестабильность
отчасти объясняется экономической ситуацией в туристообразующих странах.
Международный туризм чувствителен к колебаниям обменного курса. В 1984
и 1985 гг. курс американского доллара резко упал по сравнению с курсами
европейских валют, а в период 1985-1990 гг. стабилизировался. В 1991 г.
валюты Италии и Испании были очень сильными, что негативно повлияло на
конкурентоспособность их туристского продукта.
Исследования национальной принадлежности гостей, приезжающих в Европу,
показывают, что 90% - это туристы из европейских стран. Так, немцы
путешествуют в основном внутри региона и составляют 19% общего числа
международных туристов. Британские путешественники составляют 10% общего
числа европейских туристов, французы - 7%, датчане - 6%. США являются
единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих
стран для Европы.
Внутрирегиональный туризм в Европе является следствием высокой
концентрации международного туризма в регионе. Здесь существуют множество
государственных границ на относительно малой площади и превосходная
наземная пространная сеть коммуникаций.
За относительной потерей доминирующего положения Европы стоят следующие
факторы:
• некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы,
такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят
падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;
• некоторые восточноевропейские страны испытывают трудности в
приспособлении своих туристских секторов к рыночной экономике, и, кроме
того, конфликт в бывшей Югославии повлиял на туризм в Европе;
• некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания,
Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их
конкурентоспособность;
• растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего
времени успешно развивают свою туристскую индустрию.
Америка.
Вторым регионом по числу иностранных туристов является Америка, куда,
по определению ВТО, входят Северная Америка, Центральная Америка, Южная
Америка и острова Карибского бассейна. В 1996 г. этот регион посетили 115,5
млн. человек, что составило 19,5% общемировых прибытий. Доля поступлений от
международного туризма достигла 25% общемировых поступлений, что
свидетельствует о больших расходах гостей США.
Однако доля американского региона в мировом туризме по числу прибытий
имела неустойчивую динамику. Так, с 1970 по 1985 г. она постоянно снижалась
и достигла 20,17%, т.е. самого низкого значения за прошедший период, затем
в течение длительного времени колебалась и в 1996 г. упала до 19,5%.
Как и число международных туристских прибытий, поступления от
международного туризма постоянно увеличивались в 1989-1996 гг., несмотря на
незначительное замедление темпов роста в последние годы.
В отличие от Европы туристский спрос на американские страны более или
менее диверсифицирован по странам мира, но, несмотря на это, половину
международных прибытий в регион обеспечивают США и Канада. Поэтому
изменения обменного курса американского доллара играют здесь важную роль.
Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика,
которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо
международного туризма, развит внутренний туризм. В 1992 г. доли прибытии
туристов в этот регион и поступлений от них составляли соответственно 76 и
78% общеамериканских.
Первой страной в регионе по туристским прибытиям и поступлениям
являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой
инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и
транспортной индустрией.
Второе место по развитию туризма в регионе занимают Карибские острова,
принимающие 12 млн. туристов в год. Туристские потоки в страны Южной
Америки относительно слабы. Так, доля прибытий составляет 10%, а
поступлений - 9%. Это результат политической нестабильности и слабого
экономического положения в регионе.
В 1993 г. доходы от международного туризма составили 11,5% общих
доходов от экспорта - это самый высокий уровень в мире. Сравнительно
активное участие туристского сектора в экспорте является следствием
конкурентоспособности каждого элемента американского туристского продукта
на мировом рынке и прочной специализации некоторых районов региона,
например Карибских островов.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион.
После Европейского и Американского регионов по развитию туризма следуют
Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Некоторые страны этого региона
совсем недавно начали развивать индустрию туризма. В основном это новые
индустриальные страны региона - экспортеры товаров: Гонконг, Малайзия,
Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Тайвань. В этих странах экспорт
товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих
секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций,
международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской
сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти
страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса
и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний
увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.
В 1996 г. ВАТ посетило более 90 млн. туристов и доля прибытий составила
15,2% общемирового уровня.
Туризм, генерируемый резидентами стран региона, является очень мощным и
обеспечивает 78% общих туристских потоков. Япония представляет самый
большой туристообразующий рынок в регионе и составляет 14,8% общего спроса
благодаря программе японского правительства, по которой стимулируется
проведение каникул японцами за рубежом.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов,
прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например,
новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий.
Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване,
причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после
США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных
туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал
Страницы: 1, 2, 3
|