реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методика разработки бизнес-плана предприятия

реферат

Методика разработки бизнес-плана предприятия

Челябинский институт (филиал)

Московского университета коммерции

кафедра Менеджмента

Курсовая работа

Методика

разработки бизнес-плана

предприятия

Челябинск

2003

Содержание:

Введение. 3

1.Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана. 6

2. Разделы бизнес-плана. 8

2.1. Резюме. 8

2.2. Анализ состояния отрасли. 9

2.3. Виды товаров (услуг). 9

2.4. Анализ рынка. 12

2.5. План маркетинга. 14

2.6. Производственный план. 21

2.7. Организационный план. 22

2.8. Правовое обеспечение деятельности фирмы. 23

2.9. Оценка риска и страхование. 23

2.10. Финансовый план. 24

2.11. Предложения, выдвигаемые фирмой. 26

Заключение. 26

Литература. 29

Приложение 1. Пример бизнес-плана «Создание и развитие парикмахерской

«Шарм» 30

Приложение 2. Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению

57

ВВЕДЕНИЕ.

« ..Люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Даже если им

никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год,

все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы

и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий

предприниматель имеет склонность», - писал знаменитый американский

экономист Пол Самуэльсон.

Но, к сожалению, одного желания мало. Каждый предприниматель,

начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на

перспективу в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных

ресурсах, источники их возможного получения, а также уметь четко

определить эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Все эти задачи помогает решить бизнес-план, который является основой

предпринимательской деятельности и представляет собой всестороннее

исследование различных сторон работы любой фирмы.

Бизнес-план является рабочим инструментом, описывает процесс

функционирования фирмы (под фирмой в дальнейшем будет подразумеваться и

любая организация, и любое предприятие), каким образом ее руководители

собираются решить задачи: повышение прибыльности работы; определение

конкретных направлений и области деятельности фирмы, целевых рынков и место

фирмы на этих рынках; выбор состава и определение качественных показателей

товаров и услуг; оценка производственных и торговых издержек по созданию и

реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и условий мотивации их

труда требованиям по достижению намеченных целей; определение состава

маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию,

стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка финансового и

материального положения фирмы и соответствия материальных и финансовых

ресурсов достижению намеченных целей.

В нашей стране, бизнес-план пережил своеобразную эволюцию. Вначале и

практически до конца 90-х годов он рассматривался лишь как документ, при

наличии которого можно получить денежные средства из какого-либо

государственного источника или от иностранного инвестора. По словам

специалистов консалтинговых фирм «Агентство развития бизнеса», «Стратум

консалтинг» говорят, что обычно клиенты приходили к ним со словами: «Нам

нужны деньги, а не бизнес-план». Таково отношение отечественного

предпринимателя к бизнес-плану. Отношение, взращенное на почве, с одной

стороны, отрицания старого, директивного планирования, а с другой – прочной

убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так

иностранный инвестор. Понятно, что инвестор думает совсем наоборот: во-

первых, он никому ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает, что

если предприниматель не может сделать нормальный бизнес план, то решить

поставленные в бизнес-плане задачи он тем более он не сможет.

Сейчас же все чаще и чаще, а так и должно быть, бизнес-план считается

продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для

решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением

внешних инвестиций. Это вопросы открытия нового дела и определение профиля

фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

перепрофилирования существующей фирмы, а также выбора новых видов и

способов осуществления коммерческих операций.

Даже, когда бизнес несложный и все, кажется, заранее известно и

посчитано, вполне может быть, что на фирму сваливается какая-нибудь

неприятность, надо принять решение, а на основании чего его принимать?

Именно бизнес-план позволяет без проведения конкретных реальных шагов

просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать

оптимальный. Таким образом, бизнес-план не командует, а на базе его анализа

принимаются решения, в то время как обычна текучка, работа без плана на

самом деле такого выбора лишает.

К тому же, достаточно отгораживаться от международных стандартов

ведения бизнеса, т.к. нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое

существование некоей особой российской системы менеджмента, т.к. фирмам

приходится иметь дело с иностранными инвесторами, которые имеют совершенно

другую методологию организации учета, планирования и т.д. Для успешного

развития дальнейших отношений необходимо иметь «общий язык», который должен

основываться на международных стандартах.[11, с. 60]

Состав и структура бизнес-плана могут значительно варьироваться в

зависимости от назначения, требований инвестора. К примеру, методические

рекомендации [13], в соответствии требованиями которых принимает проекты

для инвестирование Государственное учреждение «Соцуголь», более напоминает

технико-экономическое обоснование с добавлением элементов присущих бизнес-

плану. Напротив, «Требования к бизнес-плану и рекомендации по его

составлению» - методические рекомендации Федерального фонда поддержки

малого предпринимательства подготовлены в соответствии с требованиями

UNIDO. В качестве примера эти требования, в которых представлены

математические основы расчёта экономической эффективности проектов,

приведены в приложении 2. Следует отметить, что представленный в приложении

1 бизнес-план создания и развития парикмахерской подготовлен в соответствии

с этими требованиями.

Однако, зачастую для успешной реализации проекта требуется ясное

понимание как, в какой последовательности будет реализовываться проект, в

какой нормативной среде действует предприятие или будет осуществляться

проект. Для этого некоторые инвесторы требуют выделить отдельными разделами

«Организационный план», «Правовое обеспечение деятельности предприятия» и

некоторые другие.

О разделах бизнес-плана, принятых в мировой практике, об особенностях

его составления в российских условиях и пойдет речь в настоящей работе.

1. Общие замечания: назначение, типология бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления,

широко применяемый практически во всех областях современной рыночной

экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы

собственности.

Задача бизнес-плана дать целостную, системную оценку перспектив

инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает, как форма

предварительного технико-экономического обоснования крупных и средних

проектов в деловом планировании, реализация которых обеспечивает

поддержание высокой деловой активности компании. Применительно к малым

предприятиям, промышленным и бизнес-проектам он может являться документом,

представляющим результаты полного проекта.

Бизнес план используется:

Персоналом управление фирмой:

- для определения круга проблем, с которыми встретится

предприятие, при реализации своих намеченных целей;

- оценке финансового положения и конкурентоспособности

предприятия на существующем и новом рынке товаров и услуг;

- формулировки и обеспечения решения этих проблем.

Потенциальным инвесторам и партнёрам:

- для оценки экономической эффективности намечаемых фирмой

бизнес-проектов, реальности получаемой прибыли;

- возврата кредиторам вложенных в проект средств

Существует несколько целей составления бизнес-плана. В соответствии

с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов:

1. Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного

проекта – изложение для потенциального партнера или

инвестора результатов маркетингового исследования,

обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых

финансовых результатов.

2. Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного

проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером

для выяснения степени его заинтересованности или возможного вовлечения в

проект.

3. Бизнес-план компании (группы) – изложение перспектив развития

компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или

собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных

показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

4. Бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим

руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной)

деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности

централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в

распоряжении подразделения прибыли.

5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой

основе заемных средств от организации-кредитора.

6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из

государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых

социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для

региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный

проект.

6. Бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально-

экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих

программ для органов с бюджетными полномочиями.

Понятно, что при составлении бизнес-планов каждого вида должно быть

больше уделено внимания определенным вопросам, связанным с целью его

составления. Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы,

ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли получить

полное представление о предлагаемом проекте и его целях. Состав бизнес-

плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и

сферы, к которой он относится. Например, одно дело – открыть небольшую

парикмахерскую или мастерскую по ремонту швейных машин, совсем другое –

организовать производство ткацких станков. В одном случае бизнес-план не

требует большой объемной проработки, и поэтому часть его разделов может

отсутствовать. Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более

полном объеме, для чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные

маркетинговые исследования.

Здесь уже идет речь о структуре бизнес-плана. Специалисты при этом

обращают внимание на два предубеждения. Первое – это то, что существует

якобы одна «правильная» структура. Это утверждение верно только в том

смысле, что когда речь идет о привлечении внешних инвестиций, то приходится

подстраиваться под требования инвестора. Второе – это то, что структура

бизнес-плана и последовательность его разработки – одно и тоже. Иными

словами, предполагается, что существует некая линейная схема, а в ней –

позиция номер один, с которой всегда надо начинать. Кстати, это заблуждение

подтверждается существованием программных продуктов, которые своей жесткой

структурой задают определённую последовательность работы. Здравый смысл

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.