Менеджмент в российском бизнесе
ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 36
НАУЧНАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Основа экономической теории".
На тему:
Менеджмент в Российском бизнесе.
Выполнила:
Ученица 11 "б" класса
Мурзагалиева Э.
С.
Научный руководитель:
Кондратьева Н.
В.
Оценка:
Норильск 2000 год
Содержание
Введение.............................................................………………
……... 3
Глава 1
Основные характеристики и функции менеджмента.
1.1 Понятие, сущность, цели и основные функции
менеджмента........................................................………………….
… 4
1.2 Муниципальный менеджмент...............................……………... 7
Глава 2
Управленческая деятельность менеджмента.
2.1 Корпоративное управление в России.....................……………. 9
2.2 Управление финансами предприятия....................………...….. 11
Глава 3
Женщина и карьера.
3.1 Женщина и бизнес.........................................…………………...
13
3.2 Женская занятость в условиях кризиса..................…………… 15
3.3 Женский менеджмент в российском бизнесе..........………….. 18
Заключение........................................................…………………….
.. 21
Список литературы..............................................…………………… 22
Введение
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на
рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы
реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на
уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным
образом меняется. Именно поэтому данная исследовательская работа
представляет собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной
деятельности, направленного на достижения предприятием, действующим в
рыночных условиях хозяйственных оптимальных результатов на основе
применения многообразных принципов, функций и методов социально-
экономического механизма менеджмента.
Данная работа представляет собой обзор развития менеджмента в России в
период с 1993 по 1999 год. В работе рассмотрены основные понятия,
сущность, функции и цели управления в различных отраслях экономики.
Целью написания работы являлся подробный анализ общих характеристик
менеджмента, а также оценка корпоративного управления предприятиями в
России.
Работа состоит из нескольких частей. Впервой части приводится
необходимый теоретический материал, включающий в себя описание основных
характеристик и функций менеджмента в макроэкономике. Во второй части
дается оценка тенденций развития корпоративного управления и менеджмента
в Российской Федерации. Особое внимание уделяется, так называемому,
женскому менеджменту в России. Третья часть включает в себя исследование
представлений женщин о карьере, а также затрагивает проблемы развития
данной области экономического управления в сравнение с некоторыми
западными странами.
В процессе написания данной работы мною был исследован обширный
теоретический материал: различные учебники по экономической теории, в том
числе Уткин «Курс менеджмента», а также такие периодические издания как
"ЭКО", "Вопросы экономики", "Социально - политический журнал", "Российский
экономический журнал".
Глава 1: Основные характеристики и функции менеджмента.
Понятие, сущность, цели и основные функции менеджмента.
Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию
компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных
потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые
пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль. Для современного
менеджмента характерны:
- стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса
в целом;
- широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу
принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты
функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;
- постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния
рынка, изменений внешней среды;
- ориентация на достижение запланированного конечного результата
деятельности фирмы;
- использование современной информационной базы для многовариантных
расчетов при принятии управленческих решений;
- изменение функции планирования - от текущего к перспективному;
- упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
- оценка управления работы в целом только на фундаменте реально
достигнутых конечных результатов;
- максимальное применение математических методов и достижений информатики
на базе ЭВМ;
- привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;
- осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких
решений;
- опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные
решения;
- проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого
решения;
- способность разумно рисковать и управлять риском;
- возрастание роли маркетинга до ключевой.
Менеджмент не является лекарством от хозяйственных бед или совокупностью
готовых, устоявшихся рецептов на все случаи жизни, как, скажем, поваренная
книга. Менеджмент - явление творческое, достаточно быстро преобразующееся
в совершенно новые формы и направления. Как только он отстает от реальных
потребностей обстановки, он перестает отвечать предъявляемым требованиям и
изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и в
конкретной ситуации, могут оказаться очень опасными для других отраслей и
ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и
неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой
ситуации составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельности
менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и
правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный
возможный в данном положении подход, который является в конкретных
условиях оптимальным.
Менеджмент, как известно, регулируется законами развития рыночной системы
хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-
сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к
управлению как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой
работа, направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не
как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных деловых
непрерывных акций, материализующих функции управления.
Налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке в текущее время и в
перспективе - главное в менеджменте. Управление путем постановки и
реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей
фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной
борьбы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов
предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме
эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники
сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе
мотивации[1] их труда.
Менеджмент функционирует на основе собственного экономического механизма,
который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия коллективов
подразделений фирмы, ее сотрудников в реализации поставленных перед фирмой
задач. Этот механизм объективно обусловлен работой фирмы в рыночных
условиях, когда результаты всей ее деятельности получают оценку на рынке.
В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективный
процесс обобществления и укрепления производства, который дает фирмам
возможность влиять на состояние рынка, характер и механизм экономических
отношений на нем, осуществлять его раздел и передел.
В специальной литературе по управлению этот термин трактуется в еще
более многостороннем плане. Но между разными вариантами нет противоречий.
Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это
позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать
правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.
Наиболее часто в характеристике менеджмента используются подходы, которые
трактуют его как науку управления, процесс управления, искусство
управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей,
управляющих организацией.
При определении сущности и содержания менеджмента подчеркивается, прежде
всего, его процессный характер. Менеджмент характеризуется, прежде всего,
как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально
подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими
посредством постановки целей и разработки способов и методов их
достижения.
В отличие от теории управления, развиваемой до недавнего прошлого в нашей
стране, современный менеджмент не может быть представлен в виде четко
сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем находит отражение
понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в
котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот
мир существует и развивается. И попытки изложить наши знания, о таких
сложных системах, как современные организации, в рамках жестких схем и
правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной
картины, а значит к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам.
Муниципальный менеджмент
Понятие "муниципальный менеджмент" - новое для отечественного
управления, хотя вопросы территориального управления, развития местного
хозяйства имеют давнюю историю.
Термины "муниципалитет", "муниципальное хозяйство" отражали политико-
правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской
общины. Появление термина "муниципалитет" (от лат. "municipium": "mums" -
тяжесть, тягота, бремя, а "capio", "recipio" - беру, принимаю) относится к
республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города,
пользовавшиеся правами самоуправления.
В настоящее время "муниципалитеты" - это избираемое городское и сельское
самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например,
в США) муниципальным именуется лишь городское управление.
Таким образом, имеются все основания называть деятельность в области
местного самоуправления муниципальной деятельностью или муниципальным
управлением.
Термин "менеджмент" по сути, является аналогом термина "управление", его
синонимом, однако не в полной мере Термин "менеджмент" применяется лишь к
управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы,
действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали
применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Термин "менеджмент" (management) американского происхождения и не
переводится на другой язык дословно.
Следует выделить сформировавшиеся аспекты этого понятия:
- менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых
разнообразных организациях;
- менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего
осуществить эту функцию;
- менеджмент - как собирательное от менеджеров - определенная категория
людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджеры работают в организациях, наличие которых в современном мире и
является причиной существования менеджеров и менеджмента.
муниципальная собственность является главным элементом экономической
основы местного самоуправления, основанием для выделения специфического
уровня управления - муниципального управления
Страницы: 1, 2, 3
|