Менеджмент в малом бизнесе
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
Государственный Университет Управления
.
Курсовая работа по курсу «Теория управления»
на тему: «Менеджмент в малом бизнесе»
Выполнила студентка
Института Национальной и Мировой Экономики
по специальности: предпринимательство II- 2
Е.М. Старостина
Москва 1999
Содержание:
Введение
1.Уровень менеджмента и квалификации персонала
2. Состояние менеджмента в малом бизнесе
2. Квалификация кадров
3. Будут ли руководители российских предприятий учиться менеджменту?
1. Факторы, влияющие на формирование спроса в менеджмент - образовании.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины
"менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш
словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая
деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются
синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий
смысл. Вообще," управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта
управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода
управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта
управления выступает менеджер. Но прежде чем говорить о менеджере и его
функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от
американского management - управление. Менеджмент - это самостоятельный
вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой
хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей путем рационального использования
материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и
методов экономического механизма менеджмента. Это понятие более узкое и
применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на
уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его
стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций. Если
немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него
входит:
изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и
прогнозирование;
производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с
максимальной прибылью;
управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а
также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной
цели.
Основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей.
Уровень менеджмента и квалификации персонала
Отличительная черта малого предпринимательства
Уровень менеджмента и квалификации кадров - ключевые факторы определяющие
успех в бизнесе независимо от его масштабов. В малом бизнесе наличие
квалифицированного персонала имеет особое значение. В небольшой фирме
велика цена ошибок или неэффективной работы каждого, поскольку именно
интенсивный труд, высокое качество работы, мобильность кадров и фирмы в
целом являются конкурентными преимуществами малого бизнеса по сравнению
со средним, а тем более крупным.
Состояние менеджмента в малом бизнесе.
Специфическая характеристика менеджмента в малом бизнесе, выступающая в
качестве барьера для развития, - невысокий уровень специализации
управленческих функций. Он приводит к необходимости «всем заниматься
всем». Прежде всего это относится к первому лицу.
Данные опросов показывают(таблица №1) , что большинство руководителей,
совмещая функции менеджера и собственника, держат под контролем финансы
предприятия. Наряду с этим более 60% первых лиц занято управлением
производственным процессом, а зачастую при необходимости подключаются
напрямую к изготовлению продукции.
Таблица №1 Сферы профессиональной деятельности руководителей МП (в % от
числа ответивших)
|Сферы управленческой |Руководитель |Рук - ль службы|Зам. |
|деятельности |предприятия |сбыта/маркетинг|Рук - ля |
| | |а |по кадрам|
|Управление |61,8 |17,1 |15,2 |
|производственным | | | |
|процессом | | | |
|Управление финансами |64,7 |34,3 |12,1 |
|Управление коллективом |44,1 |14,3 |45,5 |
|Управление реализацией |17,6 |85,7 |18,2 |
|продукции (маркетингом)| | | |
|Оперативное управление |8,8 |25,7 |12,1 |
|Стратегическое |52,9 |14,3 |3,0 |
|управление | | | |
|Управление |5,9 |17,1 |3,0 |
|нововведениями | | | |
|Повышение эффективности|23,5 |8,6 |3,0 |
|управления | | | |
|Подготовка и повышение |- |2,9 |33,3 |
|квалификации кадров | | | |
|Делопроизводство |5,9 |11,4 |45,5 |
|Разрешение конфликтных |- |- |15,2 |
|ситуаций в коллективе | | | |
|Определение и |2,9 |5,7 |54,5 |
|оформление трудовых | | | |
|отношений с работниками| | | |
Более или менее специализированна управленческая функция по маркетингу,
особенно при сопоставлении с кадровым менеджментом. Интересно, что на тех
МП, где произошло выделение функции по управлению персоналом, в
практической деятельности этих менеджеров она вовсе не доминирует. Около
55% руководителей кадровых служб/ заместителей руководителя по кадрам
указали, что они занимаются определением и оформлением трудовых отношений
с работниками и управлением коллективом, а всего 1/3 - подготовкой и
повышением квалификации кадров, то есть своими непосредственными
функциональными обязанностями.
Какие же проблемы наиболее типичны для менеджмента в малом бизнесе? Самыми
распространенными являются трудности анализа и оценки внешней среды
предприятия и сложности с поиском ресурсов для его развития (таблица
№2). По данным производившегося опроса, на каждом втором МП на них
указывают их руководители, а также руководители служб сбыта/ маркетинга.
Таблица №2. Проблемы менеджмента в малом бизнесе (в % от числа
ответивших).
|Проблемы работы |Руководитель МП |Руководитель службы|
|руководителя | |сбыта/маркетинга |
|Трудности анализа и оценки|44,1 |48,6 |
|внешней среды предприятия | | |
|Трудности анализа и оценки|17,6 |17,1 |
|внутренних резервов | | |
|предприятия | | |
|Сложности с формированием |26,5 |17,1 |
|эффективной структуры | | |
|управления | | |
|Нерациональное |14,7 |17,1 |
|распределение функций | | |
|между подразделениями и | | |
|должностными лицами | | |
|Трудности с созданием и |5,9 |5,7 |
|поддержанием | | |
|благоприятного климата в | | |
|коллективе | | |
|Проблемы стимулирования |26,5 |20,0 |
|продуктивной работы | | |
|подчиненных | | |
|Проблема выбора стиля |17,6 |8,6 |
|руководства | | |
|Отсутствие эффективной |29,4 |25,7 |
|системы контроля за | | |
|выполнением поставленных | | |
|задач | | |
|Проблемы мотивации |8,8 |8,6 |
|работников на нововведения| | |
|Сложности с поиском |52,9 |42,9 |
|ресурсов для задач | | |
|развития предприятия | | |
|Отсутствие стратегии в |- |2,9 |
|кадровой политике | | |
|предприятия | | |
|Сложности налаживания |11,8 |8,6 |
|групповой работы по | | |
|решению проблем | | |
|Нехватка времени для |20,6 |28,6 |
|проработки стратегических | | |
|вопросов | | |
Анализ внешней среды - одна из наиболее сложных сфер управленческой
деятельности, требующая переработки больших массивов разнородной
информации и учета факторов прямого (характер и состояние рыночных
отношений, хозяйственные связи фирмы, регулирование предпринимательской
деятельности) и косвенного воздействия (общеэкономические и
общеполитические). Объективно возможности предпринимателей в проведении
такого анализа лимитированы нехваткой соответствующих опыта и
квалификации, а также необходимой информации и времени.
Различные опросы руководителей МП показывают близость основных источников
формирования управленческих кадров. Так, собственно управленческой
деятельностью занимались ранее лишь 1/3 нынешних руководителей, примерно
столько же были инженерно - техническими специалистами. Каждый десятый -
рабочий, учащийся или студент. Таким образом, управленческая деятельность
стала новой для значительного числа предпринимателей, при этом
подавляющему большинству пришлось осваивать практически с нуля методом
проб и ошибок. Отрицательно влияет на эффективность менеджмента и то, что
лишь 1/5 руководителей имели предыдущий опыт работы в частном секторе -
кооперативах, частных фирмах.
Отсутствие соответствующей подготовки и необходимого опыта в области
менеджмента приводит к тому, что 1/3 руководителей предприятий МП не в
состоянии сформировать эффективную структуру управления, контроля за
выполнением поставленных задач и стимулировать продуктивную работу
подчиненных. Неслучайно каждому пятому предпринимателю и менеджеру не
хватает времени на решение стратегических вопросов. В реальности,
конечно, руководителей, серьезно разрабатывающих стратегию бизнеса,
меньшинство.
Убедительным примером недостаточного уровня квалификации менеджеров в
малом бизнесе является то, что такие основополагающие понятия
менеджмента, как бизнес - план проекта, знакомы далеко не всем. Например,
по данным опроса по программам поддержки предпринимательства, только
каждый шестой предприниматель в Республике Коми, каждый пятый - в
Ивановской области и каждый третий - в Тульской области хорошо знали
требования, предъявляемые к разработке бизнес - проектов.
Непроработанность стратегии бизнеса приводит в лучшем случае к
интуитивному принятию решений на основе опыта руководителя вместо их
подготовки путем экономического анализа и сравнения положения фирмы в
Страницы: 1, 2
|