реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Лидерство

реферат

проблем развития организации (рисунок 2 б).

Руководитель с либеральным стилем руководства практически не

вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная

самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества.

Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им

ранее решение, особенно если это угрожает его популярности (таблица 1).

Таблица 1

|Стиль |Авторитарный |Демократический |Либеральный |

|управления | | | |

|Природа |Сосредоточение всей |Делегирование |Снятие лидером с |

|стиля |власти и |полномочий с |себя |

| |ответственности в |удержанием ключевых |ответственности и |

| |руках лидера |позиций у лидера |отречение в пользу |

| | | |группы или |

| |Личное установление |Принятие решений |организации |

| |целей и выбор |разделено по уровням|Предоставление |

| |средств их |на основе участия |группе возможности |

| |достижения | |самоуправления в |

| | |Коммуникации |желаемом для группы|

| |Коммуникационные |осуществляются |режиме |

| |потоки идут |активно в двух |Коммуникации |

| |преимущественно с |направлениях |строятся в основном|

| |верху | |по горизонтали |

|Сильные |Внимание срочности и|Усиление личных |Позволяет начать |

|стороны |порядку, |обязательств по |дело так, как это |

| |предсказуемость |выполнению работы |видится без |

| |результата |через участие в |вмешательства |

| | |управлении |лидера |

|Слабые |Сдерживается |Требует много |Группа может |

|стороны |индивидуальная |времени на принятие |потерять |

| |инициатива |решений |направление |

| | | |движения и |

| | | |уменьшить скорость |

| | | |без вмешательства |

| | | |лидера |

Влияние стилей управления на эффективность работы групп в течение

продолжительного времени исследовали и немецкие ученые. Было установлено,

что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где

преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у

коллектива с либеральным и авторитарным стилем (Рисунок 4).

Группа научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с

Ренсисом Лайкертом ни сравнивая группы с высокой и с низкой

производительностью труда в различных организациях, пришла к выводу что

разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Оказалось,

что стиль управления

, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не

способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся

оптимальным поведением руководителя.

Сравнение эффективности различных стилей управления

[pic]

Рисунок 3

Стили руководства (по Лайкерту)

Рисунок 4.

Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства (Таблица 2).

Стили руководства Лайкерта

Таблица 2

|N |Стиль руководства |Характеристика стиля |

|1 |Эксплуататорско-ав|Руководители мотивируют людей угрозой наказания, |

| |торитарный |использованием поощрения, сами принимают решения. |

|2 |Благосклонно-автор|Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным,|

| |траный |применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи|

| | |подчиненных. |

|3 |Консультативно-дем|Руководители оказывают определенное доверие |

| |ократический |подчиненным, используют их идеи и точки зрения и |

| | |консультируются с подчиненными в процессе принятия |

| | |управленческих решений. |

|4 |Основанный на |Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, |

| |участии |выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам |

| | |деятельности, относятся к подчиненным как к равным. |

Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом

виде” встречается редко.

2. «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕТКА ГРИД»

Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать

преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей

ситуации. На этом положении основана система ГРИД, в которой представлены

различные способы реализации полномочий руководителем (рисунок 5[4]).

Взаимосвязь измерений для определения типов управления схематически может

быть изображена в виде таблицы с 9-бальной оценкой. В таблице ГРИД 1 балл –

низкая степень измерения, а 9 баллов – высокая. Другие показатели

обозначают промежуточные степени того или другого измерения.

По таблице ГРИД действия руководителя осуществляются в двух основных

направлениях:

забота о производстве (ось Х) – стремление к получению положительных

производственных результатов; Определение типов управления [pic]

забота о людях (ось Y) – стремление руководителя к достижению конечных

результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу,

понимания и поддержки. Это создание благоприятных условий труда,

ходатайство о повышении зарплаты, премирование и т.п

Исходя из подхода «управленческой решетки ГРИД», из всей совокупности

типов руководства можно выбрать пять, которые характеризуются

индивидуальными свойствами поведения руководителей (Таблица 3).

Таблица 3

|Наименование|Характеристика типа руководства в решетки ГРИД |

|9.1 |Максимальная забота об эффективности производства (9 баллов) |

| |сочетается с минимальной заботой о подчиненных (1 балл). |

| |Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации |

| |производственных результатов, диктует подчиненным, что и как они|

| |должны делать. |

|1.9 |Минимальная забота о производстве (1 балл) и максимальная забота|

| |о людях (9 балов). Основное внимание уделяется сохранению |

| |дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет |

| |производственных показателей. |

|1.1 |Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. |

| |Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, |

| |которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в |

| |организации. |

|5.5 |Это теория руководителя с философией “золотой середины”. В ее |

| |основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное |

| |сосуществование руководителя и подчиненных. |

|9.9 |Высокий уровень заботы о производстве синтезирован с высоким |

| |уровнем заботы о людях. В действиях руководителя преобладают |

| |демократические приемы и способы решения производственных и |

| |личных задач. |

В дальнейшем эти типы могут быть сведены к трем обобщенным типам

управления. Эти дополнительные типы рассматривают как сочетание описанных

пяти “чистых” типов (Таблица 2).

Таблица 2

|Тип управления |Характеристика типа управления |

|Патернализм |Сочетание высокого уровня заботы о производстве и людях. Он |

| |носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет |

| |отдается исполнительности. |

|Оппортунизм |Сочетание любых или всех подходов к управлению, которые |

| |способны укрепить положение руководителя или дать ему |

| |определенные личные преимущества, из любой ситуации ищет |

| |выгоду. |

|Фасадизм |Руководитель создает себе новое фальшивое лицо («любитель |

| |показухи»), а настоящее лицо прячет. |

4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

ЛИДЕРСТВА

Все модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на

воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена

лидерства. Во всех моделях делается попытка определить различные лидерские

стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их

применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору

рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей

нахождения связи между ними. По разному в моделях определяется

эффективность лидерства. Так, у Фидлера - это уровень выполнения работы,

у Херсея и Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а

Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По

мнению специалистов, модель Врума-Яго в большей степени для выбора на

практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера,

Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения

индивидуального уровня выполнения работы.

Фидлер

Ситуационные факторы:

Отношения «лидер-последователь»

Структурированность работы

Властная позиция лидера в организации

Что лидер думает о последователях:

Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от

структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер, и

его властной позиции в организации

Лидерские стили:

Лидер с высоким НПР «ориентирован на отношения»

Лидер с низким НПР «ориентирован на работу»

Что делает эффективный лидер?:

Стремится подстроить работу или отношения, или и то, и другое, под свой

индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении

Херсей и Бланшард

Ситуационные факторы:

Степень зрелости последователей:

зрелость в работе

психологическая зрелость

Что лидер думает о последователях:

Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет

определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует

изменению им своего стиля

Лидерские стили:

Указывающий стиль

Убеждающий стиль

Участвующий стиль

Делегирующий стиль

Что делает эффективный лидер?:

По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к

другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля

Хауз и Митчелл

Ситуационные факторы:

Характеристики последователей

Организационные факторы

Что лидер думает о последователях:

У последователей имеются различные потребности, которые должны быть

удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля

Лидерские стили:

Директивный стиль

Поддерживающий стиль

Стиль, ориентированный на достижение

Участвующий стиль

Что делает эффективный лидер?:

Используя соответствующий стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает»

путь последователям к наивысшей эффективности

Врум-Йеттон-Яго

Ситуационные факторы:

Качество решения

Обязательства последователей по решению

Время

Стоимость

Развитие

Что лидер думает о последователях:

В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии

решений

Лидерские стили:

Автократический 1

Автократический 2

Консультационный 1

Консультационный 2

Групповой 2

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.