проблем развития организации (рисунок 2 б).
Руководитель с либеральным стилем руководства практически не
вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная
самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества.
Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им
ранее решение, особенно если это угрожает его популярности (таблица 1).
Таблица 1
|Стиль |Авторитарный |Демократический |Либеральный |
|управления | | | |
|Природа |Сосредоточение всей |Делегирование |Снятие лидером с |
|стиля |власти и |полномочий с |себя |
| |ответственности в |удержанием ключевых |ответственности и |
| |руках лидера |позиций у лидера |отречение в пользу |
| | | |группы или |
| |Личное установление |Принятие решений |организации |
| |целей и выбор |разделено по уровням|Предоставление |
| |средств их |на основе участия |группе возможности |
| |достижения | |самоуправления в |
| | |Коммуникации |желаемом для группы|
| |Коммуникационные |осуществляются |режиме |
| |потоки идут |активно в двух |Коммуникации |
| |преимущественно с |направлениях |строятся в основном|
| |верху | |по горизонтали |
|Сильные |Внимание срочности и|Усиление личных |Позволяет начать |
|стороны |порядку, |обязательств по |дело так, как это |
| |предсказуемость |выполнению работы |видится без |
| |результата |через участие в |вмешательства |
| | |управлении |лидера |
|Слабые |Сдерживается |Требует много |Группа может |
|стороны |индивидуальная |времени на принятие |потерять |
| |инициатива |решений |направление |
| | | |движения и |
| | | |уменьшить скорость |
| | | |без вмешательства |
| | | |лидера |
Влияние стилей управления на эффективность работы групп в течение
продолжительного времени исследовали и немецкие ученые. Было установлено,
что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где
преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у
коллектива с либеральным и авторитарным стилем (Рисунок 4).
Группа научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с
Ренсисом Лайкертом ни сравнивая группы с высокой и с низкой
производительностью труда в различных организациях, пришла к выводу что
разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Оказалось,
что стиль управления
, сосредоточенный на человеке, из-за характера ситуации часто не
способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся
оптимальным поведением руководителя.
Сравнение эффективности различных стилей управления
[pic]
Рисунок 3
Стили руководства (по Лайкерту)
Рисунок 4.
Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства (Таблица 2).
Стили руководства Лайкерта
Таблица 2
|N |Стиль руководства |Характеристика стиля |
|1 |Эксплуататорско-ав|Руководители мотивируют людей угрозой наказания, |
| |торитарный |использованием поощрения, сами принимают решения. |
|2 |Благосклонно-автор|Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным,|
| |траный |применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи|
| | |подчиненных. |
|3 |Консультативно-дем|Руководители оказывают определенное доверие |
| |ократический |подчиненным, используют их идеи и точки зрения и |
| | |консультируются с подчиненными в процессе принятия |
| | |управленческих решений. |
|4 |Основанный на |Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, |
| |участии |выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам |
| | |деятельности, относятся к подчиненным как к равным. |
Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом
виде” встречается редко.
2. «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕТКА ГРИД»
Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать
преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей
ситуации. На этом положении основана система ГРИД, в которой представлены
различные способы реализации полномочий руководителем (рисунок 5[4]).
Взаимосвязь измерений для определения типов управления схематически может
быть изображена в виде таблицы с 9-бальной оценкой. В таблице ГРИД 1 балл –
низкая степень измерения, а 9 баллов – высокая. Другие показатели
обозначают промежуточные степени того или другого измерения.
По таблице ГРИД действия руководителя осуществляются в двух основных
направлениях:
забота о производстве (ось Х) – стремление к получению положительных
производственных результатов; Определение типов управления [pic]
забота о людях (ось Y) – стремление руководителя к достижению конечных
результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу,
понимания и поддержки. Это создание благоприятных условий труда,
ходатайство о повышении зарплаты, премирование и т.п
Исходя из подхода «управленческой решетки ГРИД», из всей совокупности
типов руководства можно выбрать пять, которые характеризуются
индивидуальными свойствами поведения руководителей (Таблица 3).
Таблица 3
|Наименование|Характеристика типа руководства в решетки ГРИД |
|9.1 |Максимальная забота об эффективности производства (9 баллов) |
| |сочетается с минимальной заботой о подчиненных (1 балл). |
| |Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации |
| |производственных результатов, диктует подчиненным, что и как они|
| |должны делать. |
|1.9 |Минимальная забота о производстве (1 балл) и максимальная забота|
| |о людях (9 балов). Основное внимание уделяется сохранению |
| |дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет |
| |производственных показателей. |
|1.1 |Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. |
| |Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, |
| |которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в |
| |организации. |
|5.5 |Это теория руководителя с философией “золотой середины”. В ее |
| |основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное |
| |сосуществование руководителя и подчиненных. |
|9.9 |Высокий уровень заботы о производстве синтезирован с высоким |
| |уровнем заботы о людях. В действиях руководителя преобладают |
| |демократические приемы и способы решения производственных и |
| |личных задач. |
В дальнейшем эти типы могут быть сведены к трем обобщенным типам
управления. Эти дополнительные типы рассматривают как сочетание описанных
пяти “чистых” типов (Таблица 2).
Таблица 2
|Тип управления |Характеристика типа управления |
|Патернализм |Сочетание высокого уровня заботы о производстве и людях. Он |
| |носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет |
| |отдается исполнительности. |
|Оппортунизм |Сочетание любых или всех подходов к управлению, которые |
| |способны укрепить положение руководителя или дать ему |
| |определенные личные преимущества, из любой ситуации ищет |
| |выгоду. |
|Фасадизм |Руководитель создает себе новое фальшивое лицо («любитель |
| |показухи»), а настоящее лицо прячет. |
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
ЛИДЕРСТВА
Все модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на
воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена
лидерства. Во всех моделях делается попытка определить различные лидерские
стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их
применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору
рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей
нахождения связи между ними. По разному в моделях определяется
эффективность лидерства. Так, у Фидлера - это уровень выполнения работы,
у Херсея и Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а
Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По
мнению специалистов, модель Врума-Яго в большей степени для выбора на
практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера,
Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения
индивидуального уровня выполнения работы.
Фидлер
Ситуационные факторы:
Отношения «лидер-последователь»
Структурированность работы
Властная позиция лидера в организации
Что лидер думает о последователях:
Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от
структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер, и
его властной позиции в организации
Лидерские стили:
Лидер с высоким НПР «ориентирован на отношения»
Лидер с низким НПР «ориентирован на работу»
Что делает эффективный лидер?:
Стремится подстроить работу или отношения, или и то, и другое, под свой
индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении
Херсей и Бланшард
Ситуационные факторы:
Степень зрелости последователей:
зрелость в работе
психологическая зрелость
Что лидер думает о последователях:
Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет
определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует
изменению им своего стиля
Лидерские стили:
Указывающий стиль
Убеждающий стиль
Участвующий стиль
Делегирующий стиль
Что делает эффективный лидер?:
По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к
другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля
Хауз и Митчелл
Ситуационные факторы:
Характеристики последователей
Организационные факторы
Что лидер думает о последователях:
У последователей имеются различные потребности, которые должны быть
удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля
Лидерские стили:
Директивный стиль
Поддерживающий стиль
Стиль, ориентированный на достижение
Участвующий стиль
Что делает эффективный лидер?:
Используя соответствующий стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает»
путь последователям к наивысшей эффективности
Врум-Йеттон-Яго
Ситуационные факторы:
Качество решения
Обязательства последователей по решению
Время
Стоимость
Развитие
Что лидер думает о последователях:
В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии
решений
Лидерские стили:
Автократический 1
Автократический 2
Консультационный 1
Консультационный 2
Групповой 2
Страницы: 1, 2, 3, 4
|