Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете
Вопрос 1. Предмет, объект, цели, задачи и содержание курса. Возрастание
сложности задач управления на современном этапе.
Вопрос 2. Система управления как упорядоченная совокупность взаимосвязанных
между собой элементов и подсистем.
Вопрос 3. Модели систем управления. Состав подсистем управления.
Вопрос 4. Исследования и их роль в научной и практической деятельности
человека. Основные термины и определения. Исследования – понятие
многозначное:
. научный труд;
. научное изучение;
. вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность,
особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности
использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике
управления.
Основные компоненты исследования:
. постановка целей и задач;
. предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов
решения;
. формулировка исходных гипотез, планирование и организация
экспериментов, проведение экспериментов, анализ и обобщение
полученных результатов;
. проверка исходных гипотез на основе полученных фактов и
окончательная формулировка новых фактов и законов, получение
объяснений или научных предсказаний.
В современном менеджменте исследования являются, главным фактором
успеха, главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования – это вид деятельности с более богатым содержанием, чем
анализ, проектирование или диагностика.
Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор
методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и
проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и
многое другое.
Исследования включают в себя анализ, но не сводится к нему.
Исследование представляет собой более высокий уровень творчества человека.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведёт к
пониманию исследования как закономерного и естественного элемента её
практической эффективности.
В настоящее время менеджеру целесообразно порядка 30% своего рабочего
времени посвящать исследовательской работе.
Вопрос 5. Классификация видов исследования систем управления.
Если мы в качестве классификационного признака возьмём используемый
метод исследования, то мы получим:
> по виду исследования: теоретические исследования,
экспериментальные исследования, теоретико-экспериментальные
исследования;
> стадии исследования: поисковые, научно-исследовательские
разработки, опытно-промышленные разработки;
> по месту проведения: лабораторные, промышленные;
> по виду исследуемого объекта: натурные, модельные;
> по подходу к объекту исследования: локальные, комплексные;
> по сфере использования результатов: фундаментальные, прикладные.
Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых
законов и закономерностей, при этом в ряде случаев такие исследования
проводятся безотносительно к возможности практического использования в
ближайшем будущем. Целью прикладных исследований является использование
достижений фундаментальных исследований и техники для решения определённых
практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают как
правило работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это
означает, что для существующих систем должно осуществляться их
совершенствование, а для вновь создаваемых – проектирование и внедрение.
Большинство исследований системы управления относится к задачам прикладного
характера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и
теоретическую направленность. В первом случае результаты исследования
достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором
– познание явлений, происходящих в системе управления и определение
характеристик её элементов основывается на использовании неких абстрактных
объектов.
Практически исследования системы управления имеют теоретико-
эмпирическую направленность, способствуют выявлению фактического состояния
систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-
следственных связей, определённых направлений разработки и реализации
мероприятий по усовершенствованию.
Комплексное исследование предусматривает изучение совокупности свойств
управленческих элементов, их взаимосвязи и взаимодействия.
Комплексное исследование практически всеми исследователями признаётся
более прогрессивным.
По использованию ресурсов:
o ресурсоёмкие;
o незначительные по ресурсоёмкости.
По времени:
o продолжительные;
o непродолжительные.
По информационному обеспечению:
o исследование основывается на внутренней информации;
o исследование с привлечением обширной внешней информации.
По степени организованности и участия персонала:
o индивидуальные;
o коллективные;
o спонтанные;
o организованные.
В практике исследования систем управления встречаются все типы
исследований.
Вопрос 6. Основные понятия в исследовании систем управления.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо
учитывать при его проведении и организации:
Методология исследования.
| |Науковедение |Изучает вопросы организации и |
| | |планирования научных исследований, |
| | |социологию науки, логику науки. |
|Она часть |гносеология |Изучает закономерности и возможности, |
|науковедения и | |исследует ступени, формы, методы и |
|философии. | |средства процесса познания, условия и |
| | |критерии истинности научного знания. |
|Выделяется в |методология |Учение о принципах построения, формах |
|гносеологии как| |и способах познавательной |
|её составная | |деятельности; учение о научных методах|
|часть. | |познания; совокупность методов, |
| | |применяемых в отдельных науках; учение|
| | |о структуре логической организации, |
| | |методах и средствах деятельности. |
| |Как |Как | |
| |учение о |совокупность | |
| |методах |методов | |
| |познания |какой-либо | |
| |в целом |конкретной | |
| | |области | |
| | |научного | |
| | |познания. | |
Научное познание – это общественно-исторический процесс, не существует
вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако они могут
познавать, исследовать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно
выработанной, объектизированной системой знаний, передаваемых от одного
поколения к другому.
Научное исследование – это субъективный процесс получения новых научных
знаний отдельным индивидом: учёным, исследователем, группой, коллективом.
Методологические положения исследования: это научные, обоснованно
сформулированные утверждения о принципах, методах, способах и формах
исследовательской работы.
Метод – система правил и приёмов изучения явления, способ
теоретического исследования и практического осуществления чего-либо; путь
исследования; теория, учения, совокупность приёмов, операций теоретического
или практического исследования действительности; способ достижения цели.
Методы исследования –это совокупность целенаправленных действий и
способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе
управления.
Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования
путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо;
составная часть любого исследования.
Функция управления – анализ представляет собой относительно
обособленный вид управленческой деятельности, включает творческое изучение,
систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и
специфический свойствах рассматриваемого объекта. Как правило это
осуществляется с целью определения трудностей и противоречий движущих сил и
возможностей, целесообразных путей развития и совершенствования.
Цель исследования – желаемый новый исследовательский результат-
состояние объекта исследования, выраженный качественно или количественно.
Часто с указанием сроков его достижения, испытателей и ресурсов.
Стратегия исследования – общий план правил и направлений ведения
исследовательской работы для достижения определённых целей познавательной
деятельности.
Вопрос 7. Характеристика исследования.
1) Методология исследования (см. выше). Совокупность целей,
подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов
исследования.
2) Организация исследования – порядок проведения исследования,
основанный на распределении функций и ответственности,
закреплённых в документах, нормативах, инструкциях.
3) Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей, например
информационных, экономических и т.д., обеспечивающих успешное
проведение исследования и достижение его результатов.
4) Объект и предмет исследования. Объект – система управления.
Предмет – конкретная проблема, решение которой требует
проведение исследования.
5) Тип исследования – принадлежность исследования к определённому
типу, характеризуется определённым набором характеристик и
показателей.
6) Потребность исследования – степень остроты проблемы, требующей
разрешения.
7) Результат исследования – модель (модели), методика (и),
рекомендации, разработанные положения и инструкции,
способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию её
содержания, причин и истоков, и последствий.
8) Эффективность исследования – оценка использованных ресурсов на
проведение исследования и его результатов.
Вопрос 8. Сущность основных методологических подходов к исследованию систем
управления (системного, комплексного, интеграционного и др.).
Системный подход. При этом подходе любая система, объект
рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную
связь.
При проведении исследования системы управления системный подход
предусматривает рассмотрение организаций как открытой многоцелевой системы,
имеющей определённые рамки, взаимодействующие между собой, внутреннюю и
внешнюю среды, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем,
стратегии достижения целей и т.д.
При этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает
изменение в других элементах и подсистемах, что основывается на
диалектическом подходе и взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в
природе и обществе.
Системный подход предусматривает изучение всей совокупности параметров
и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования
внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования,
самоактуализации, прогнозирования, планирования, координации, принятия
решений и т.д.
Т.е. системный подход рассматривает исследование того или иного объекта
как систему целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов в единстве со средой, в которой он находится. Одним из важнейших
направлений, составляющих методологическую базу исследования для
относительно сложных систем управления является системный анализ. Его
применение актуально для таких задач, как анализ и совершенствование
системы управления при реструктуризации организаций, диверсификации
производства, технического перевооружения и других задач, которые постоянно
Страницы: 1, 2, 3
|