Специфика профессионализма – это умственный труд аналитического характера,
это создание материальных благ через других работников.
Предмет труда – информация;
Средство труда – оргтехника и вычислительная техника;
Результат труда – управляемое решение.
1. Специальные знания и способности (умение обосновывать и принимать
решения в любых ситуациях, включая ситуации неопределённости и
критичности).
2. Информированность (по вопросам развития отросли, предприятия, техники,
технологии, конкуренции, спроса и т.п.).
3. Опыт работы (знакомство с опытом).
4. Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу
предприятия; владение способами “эффективности”.
5. Умение использовать информацию в современных информационных
технологиях (знание ПК).
6. Способность работать с людьми и управлять ими и самим собой.
7. Чувство долга и преданность делу; честность и доверие к партнёрам.
8. Умение чётко выражать свои мысли и убеждать.
9. Уважительное отношение к людям вне зависимости от их полномочий.
10. Способность быстро восстанавливать физические и душевные силы и
критически оценивать свою деятельность.
Характеристика организаций:
Организация – это группа лиц, имеющих единую цель и работающих по единому
плану.
Виды организаций:
1. Формальные организации – это группы, специально созданные по средством
организационного процесса.
2. Не формальные организации – это спонтанно созданная группа людей,
которые вступают во взаимодействие для достижения определённых целей.
3. Сложные организации – отличаются от двух предыдущих видов тем, что
имеют набор взаимосвязанных целей.
Общие черты (характеристики) организаций:
1. Ресурсы: трудовые, финансовые, информационные, технологические.
2. Зависимость от внешней среды: экономические условия, потребители,
конкуренты, правительственные акты.
3. Вертикально – горизонтальное разделение труда.
4. Необходимость управления.
Внутренняя среда организации – это набор оптимизационных факторов внутри
организации.
1. Цели.
2. Структура – это логические взаимоотношения функций управления и
функционирования областей, построенных в такой форме, которая
позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей
организации.
А). Линейная. Б). Функциональная.
П П П П П П П П П
В). Линейно – функциональная.
[pic]
П П П П П П
А). Недостатки:
- вероятность разрастания => затруднение передачи информации.
- перегрузка руководителя => низкие требования к руководству.
Достоинства – простота.
Б). Недостаток:
- нарушение единоначалья.
Достоинства - процесс управления разделён по функциям.
В). Матричная – внешне напоминает матрицу.
3. Задачи – предписанная работа, серия работ или часть работ, которые
должны быть выполнены в заранее оговорённые сроки.
В организации дел:
- работа с людьми;
- работа с предметами;
- работа с информацией;
4. Технологии – это средства преобразования сырья (люди, информация или
физические материалы) в исключительные продукты и услуги.
- единичное, мелкосерийное;
- массовое или крупносерийное;
- непрерывное производство;
5. Люди – этот фактор зависит от:
- поведения отдельных людей;
- поведения в группах;
- характера поведения руководителя;
Структура
Задачи Цели Технологии
Люди
Внешняя среда.
Среда классифицируется:
1. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение).
2. Среда косвенного воздействия (макроокружение).
Потребитель Конкуренция
Организация
Законодательство Поставщики
Профсоюзы
“Прямое
воздействие”
Научно-технический Политические
прогресс факторы
Организация
Состояние экономики Международные
события
Социально-культурный
Фактор
“Косвенное воздействие”
Свойства внешней среды:
1. Неопределённость внешней среды (заключается в том, что для каждого
конкретного фактора степень достоверности информации различна).
2. Взаимосвязанность всех факторов (например, законодательство влияет на
поставщиков, т.е. заключается в том, что при изменении одного фактора
происходит изменение других, притом в разной степени).
3. Сложность внешней среды (заключается в том, что число и разнообразие
факторов значительным образом влияющих на организацию – велико).
Общая характеристика функций управления:
Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля,
необходимого для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Планирование – предполагает решение о том, какими должны быть цели
организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих
целей.
Организовать – значит создать некую структуру.
Мотивация – это процесс стимулирования самого себя и других на
деятельность.
Контроль – сравнение достигнутого с запланированным.
1. Планирование и прогнозирование.
2. Организация.
3. Координация.
4. Регулирование.
5. Мотивация.
6. Контроль.
7. Учёт и анализ.
Особенность функций заключается в их взаимном проникновении.
Планирование и прогнозирование.
Планирование – это разработка мероприятий сроков их исполнения для
достижения целей.
Прогнозирование и планирование определяет перспективу развития и будущее
состояние системы.
Планирование и прогнозирование – это активный , постоянно управленческий
процесс:
1. Усиливает темпы развития производства.
2. Способствует восприятию положительных ресурсов, материальных источников.
3. Снижает риск принятия неправильных решений.
4. Создаёт единство целей внутри организации.
Планирование предусматривает:
1. Цели.
2. Задачи.
3. Пути и средства.
4. Ресурсы, необходимые для выполнения задачи.
Замечания:
1. Цели задачи должны увязаться с материальными, физическими и трудовыми
ресурсами.
2. Планирование устанавливает связь плановой работы с конечной целью
(контроль).
Способы планирования:
1. От достигнутого управления.
2. Оптимальное.
3. Адаптированное.
1. От достигнутого управления – самый простой способ, не требует усилий,
значений.
2. Оптимальное планирование – заключается в разработке максимально
высоких конечных результатов при минимальных затратах, связано с
качественным преобразованием во всей системе.
3. Адаптированное планирование – это план, который учитывает все условия
внешней и внутренней среды (приспосабливается).
Требования к планированию:
Должно быть комплексным – т.е. учитывает результаты анализа
хозяйственной деятельности, общественные потребности, трудов, материала,
финансовых ресурсов, нормативную базу и т.п.
Прогнозирование:
Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для
конкретной организации.
Виды прогнозирования:
1. Краткосрочное (от 3 месяцев до 1 года).
2. Среднесрочное (от 1 года до 3 лет) - используется для планирования
производства и т.п.
3. Долгосрочный (3 года и более).
Прогнозирование => моделирование =>
программирование
v v
v
определяется вероятность описание будущего
обоснование реализации
поступления ресурсов, состояния внутренней решений по
выявляемым
наступление положительных и внешней среды.
прогнозам и моделям.
и негативных ситуаций
во внешней и внутренней среде.
Средства планирования:
1. Концепция – это идея обоснования метода и условия её реализации.
2. Прогноз – это научное предвидение.
3. Программа – законченный комплекс задач, мероприятий, работ,
объединённых общей целью и имеющей конкретные результаты.
Виды планирования:
1. В зависимости от содержания.
1. Планирование научно – исследовательских работ.
2. Планирование производства сбыта.
3. Планирование материально-технических снабжений.
4. Финансовое планирование.
2. В зависимости от организационной структуры. Планы подразделений.
3. В зависимости от направленности и характера задач организации.
1. Стратегическое планирование (перспективное планирование) – это
долгосрочное планирование по выживанию организации, конкретно
путём создания конкурентных преимуществ (пятилетний план и план
по конкретным мероприятиям – прибыли и т.п.)
2. Среднесрочное планирование – это срочный план (3-4- года,
планирование и источники прогнозирования).
3. Практическое планирование (текущее) – в рамках одного года – это
детальные разработки шагов и желаемых результатов для
организации и её подразделений (финансированный план на год,
бизнес-план на сезон).
Процесс стратегического планирования:
Анализ внешней и
внутренней среды
Миссия(политика)
Цели организации
Оценка внешней и
внутренней среды
организации с целью
выявления сильных
и слабых сторон
Этап управления сильными
и слабыми организациями
Анализ стратегических альтернатив
Выбор стратегии Тактика Правила
Реализация стратегий оценка стратегий оценка прибыльности
Бюджет и т.д. оценка структуры
Управление по целям
Технология планирования:
1. Определение основных задач, необходимых для достижения целей (пример:
снизить издержки предприятия на 8% - а. совершенствованием
производственных процессов;
б. переподготовкой трудовых ресурсов.
2. Установление взаимосвязей между основными видами деятельности
(прим.: Составление календарного плана).
3. Уточнение полномочий для каждого вида деятельности.
4. Оценка затрат времени для каждой операции.
5. Определение ресурсов (составление бюджета).
6. Проверка сроков и коррекция планов действия.
Функции управления:“Организация”.
Организация – это процесс структурирования, т.е. создание структуры,
создание схем работы.
Организация – это вид деятельности, направленный на утверждение схем и
структур управления должностных инструкций и других нормативных
документов.
Задачи:
1. Сформировать управляющую и управляемую подсистему.
2. Установить конкурентные параметры работы подразделений (например –
режим работы, соотношение между подразделениями).
Результат организации структура управления (организации).
Структура управления - это соподчинённость управленческих связей
(подразделений) между управляющей и управляемой подсистемой.
Структура организации как фирмы – это логическая взаимосвязь между уровнями
управления и её функциональными подразделениями.
Структуры состоят из уровней и звеньев и делятся на:
1. Одноуровневые.
2. Многоуровневые.
Подчинённость одному объекту управления определяется нормой управления.
Низший уровень управления – 10-12 объектов;
Средний уровень управления – 7-9 объектов;
Высший уровень управления – 5-6 объектов.
Под структурой производства понимается количество, состав подразделений,
ступеней управления во взаимосвязанной единой системе.
Принципы формирования организационных структур:
1. Структура должна отражать цели и задачи фирмы (т.е. быть подчинена
производству и изменяться вместе с ним).
2. Структура должна отражать функции разделения труда и объём полномочий
Страницы: 1, 2, 3, 4
|