Конкурентные стратегии
План курсовой работы:
Введение………………………………………………………………….стр.2
I. Пять сил конкуренции по М. Портеру. …...…………………..стр.2
II. Выбор базовой стратегии конкуренции. …...…………………стр.6
III. Модель М. Портера. ………..……………………………………стр.7
IV. Модель «продукт=>рынок»……………………………………..стр.11
V. Модель «доля рынка=>рост рынка»………………………......стр.13
VI. Модель «привлекательность рынка=>преимущества в
конкуренции»……...……………………………………………………..стр.15
VII. Стратегия внедрения новшеств…………………..…………....стр.16
VIII. Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка.
……………………………………………………..………………………стр.18
Заключение……………………………………………………………....стр.20
Введение
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по
всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на
рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей
степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим
способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие
от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть
направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной
перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.
Конкурентный анализ включает два основных этапа:
• определение главных конкурентных сил в отрасли;
• формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор
Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению
главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.
I.Пять сил конкуренции по М. Портеру
Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно
компания противодействует следующим конкурентным силам (рис. 1):
. проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
. угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
. компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
. воздействию продавцов (поставщиков);
. воздействию покупателей (клиентов).
1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие
входные барьеры:
. • экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в
отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне,
который недоступен потенциальным конкурентам;
. • дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки,
подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями
(например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий
народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных
товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих
торговых марок);
. • потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция
требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании
с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия
для новых инвестиций в российскую автомобильную отрасль;
. • издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением
персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
. • необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за
отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла
широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский
рынок;
. • политика государства (правительства), не способствующая проникновению
на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных
конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для
новичков.
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров,
эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом.
Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить
предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные
преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:
. проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с
проблемы качества на снижение цены;
. рекламные атаки на потребителей. Так, производители шоколадных конфет и
батончиков, чувствуя угрозу со стороны субститутов - сухих смесей для
легких завтраков, разворачивают агрессивную рекламную кампанию своих
изделий;
. • и производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая
конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители
сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными
добавками;
. • улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.
3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до
жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет
себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
. • большое число конкурентов;
. • однородность выпускаемых товаров;
. • наличие барьеров снижения издержек, например стабильно высокие
постоянные затраты;
. • высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли,
не понеся при этом значительных убытков);
. • зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для
мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей
покупателей).
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является
использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
* Один из вариантов метода сравнительных преимуществ предложен российским
экономистом А. Юдановьм. Он разделил все многообразие конкурентных
стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся
характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов,
эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического
поведения и имеет соответственную аналогию.
Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к
изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-
подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко
просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.
Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии.
Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты,
проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не
называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже),
поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.
Патиенты (хитрые лисы) -узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие
одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень
крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного
профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие
издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным
типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.
Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) -гиганты, мощь
которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его
значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет
экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В
российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов.
Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы,
одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек
российских товаропроизводителей.
Эксплеренты (скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы,
чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и
товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его
освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно действуют
как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние
организации. *
4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет
экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со
своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.
Сильные поставщики могут:
. • повышать цену на свои товары;
. • снижать качество поставляемых продуктов и услуг.
Сила поставщиков определяется:
. • наличием крупных компаний-поставщиков;
. • отсутствием заменителей поставляемых товаров;
. • ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из
неглавных заказчиков;
. • решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых
экономических ресурсов;
. • способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной
интеграции.
5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей
выражается:
. • в давлении на цены в целях их снижения;
. • в требованиях более высокого качества;
. • в требованиях лучшего обслуживания;
. • в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.
Сила покупателя зависит от:
> сплоченности и концентрированности группы потребителей;
> степени важности продукции для покупателей;
> диапазона ее применения;
> степени однородности продукции;
> уровня информированности потребителей;
> других факторов.
II.Выбор базовой стратегии конкуренции.
Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного
поведения предприятия на рынке и описывающая схему обеспечения преимуществ
над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации
предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие маркетинговые
действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость
тщательного обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в
последнее время в предпринимательских кругах некоторые стереотипы
относительно того, как необходимо конкурировать на российском рынке, в
значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи.
Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо
избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.
В первую очередь сказанное относится к неправильному представлению о том,
какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции.
Предприниматели часто считают, что привлекательные рынки - это те, которые
развиваются быстрее всех или используют совершенные технологии. Это не так.
Как показывает практика преуспевающие и перспективные рынки имеют высокие
входные барьеры, протекции со стороны государства, непритязательных
потребителей, дешевую систему поставок и самое меньшее число альтернативных
отраслей, способных их заменить. Бизнес с новейшими технологиями и высокой
эффективностью больше всех подвержен атакам конкурентов, вероятность
банкротства на таких рынках очень велика.
Необходимо также отметить, что для многих небольших предприятий смысл
конкуренции сводится к тому, чтобы быть похожими на своих более крупных
(мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в себе. Но подражать
другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных
преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая
определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких усилий
для того, чтобы не потерять их. Наличие конкурентного преимущества
необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую цель и это не
должно останавливать дальнейший поиск.
С другой стороны, стремление быть первыми во всех сферах конкурентной
борьбы, а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет
предприятия отказываться от ранее разработанной стратегии конкуренции, что
вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться
на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.
Вопрос где конкурировать, на каком рынке извлекать прибыль всегда является
одним из ключевых в маркетинговой ориентации предприятия. Однако, как
показывает практика, чрезмерная концентрация на нем в ущерб другим важным
параметрам стратегии конкуренции часто приводит к негативным последствиям.
Страницы: 1, 2, 3
|