реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Инновационный менеджмент

реферат

Инновационный менеджмент

Содержание:

Введение

Глава 1. Сущность инновационного менеджмента

1.1. Основные понятия

1.2. Инновационный процесс

1.3. Классификация инноваций

1.4. Тенденции развития технологии

Глава 2. Система показателей эффективности инновационной деятельности

2.1. Общая экономическая эффективность инноваций

2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности

2.3. Выход на рынок как результат нововведений

2.4. Роль государственного управления в активизации инновационной

деятельности.

Глава 3. Оценка инновационной сферы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Роль науки и инновационной деятельности

3.2. Характеристика современного научного потенциала

3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России

3.4. Становление интенсивной технологии разработки новшеств

Вывод

Список литературы

Введение

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве

важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в

отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.

Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт,

единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,

предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и

простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая,

таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях:

от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в

современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и

практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и

подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и

развитию научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной политики в структуре государственного

регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса

как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП,

связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его

реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях

регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов

реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие

процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство

лучшего решения производственных и коммерческих задач компании,

добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация

изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея,

дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат

"чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не

ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной

идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как

превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,

воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в

нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках

экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как

конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде

нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или

усовершенствованного технологического процесса, используемого в

практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом

аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат

научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм

важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения

зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции.

В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического

управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его

целью является определение основных направлений научно-технической и

производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и

внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и

совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства

традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

1. Сущность инновационного менеджмента

1.1. Основные понятия

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной

общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее

время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам

управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной

деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты

хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного

общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике

России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий:

"инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное

решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений.

Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют

инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные);

параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий),

закономерности процесса внедрения и т. п.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего

использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение

достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно

для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях

хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и

экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может

быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании

отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом

английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает

“введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”.

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод,

изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в

буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования

новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества

приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс

введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение

(инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество,

новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может

быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что

новшество используется. С момента принятия к распространению новшество

приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда

получают общественное признание, когда будут приняты к распространению

(коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения

(инновации).

1.2. Инновационный процесс

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат

ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода

новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат

различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В

условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров,

в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными

компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и

нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции

рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой

конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу

инновационной деятельности (рис.1.1.).

Схема инновационной деятельности

Рисунок 1.1.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование

новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-

технических и социально-экономических решений производственного,

финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период

времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его

использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом

последовательности проведения работ жизненный цикл инновации

рассматривается как инновационный процесс.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не

однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и

распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются

такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая

эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов,

создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный

результат научно-производственного цикла и по мере практического применения

превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-

технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с

целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) —

это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-

технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой

реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и

производственная применимость.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

- обладать новизной;

- удовлетворять рыночному спросу;

- приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной

частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой

внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный)

и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс

предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же

организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной

формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество

выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса

означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции

его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании

новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-

пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию

потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного

инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта:

производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если

новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут

совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1)

создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая

фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-

конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта,

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.