инвестиций;
- реализацию критических технологий и приоритетных направлений,
способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики
страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и
реализации инновационной политики является выбор относительно
небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих
решающее влияние на повышение эффективности производства и
конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и
обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
использование технологий двойного назначения. Такие технологии
будут применяться как для производства вооружений и военной
техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях и
производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение
отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений
мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья,
ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).
В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет
ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска,
разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов
минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а
также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем
транспортировки, в частности:
в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности
геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на
месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти
в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых
породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного
топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных,
экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки;
в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства
моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой
переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения,
высокооктановых и кислородо-содержащих добавок, а также повышение
экологической безопасности и уменьшение энергоемкости;
в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств
угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой
переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем
приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной
суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных
месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций
драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ
на базе автоматизированных комплексов и специализированных
микропроцессорных контрольных сетей.
В электроэнергетике инновационная политика будет сконцентрирована на
создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек
паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и
высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших
технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий
кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии
экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении
проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически
чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив,
разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих
возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи
электроэнергии на большие расстояния.
В транспортном комплексе инновационная политика будет ориентирована на
обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры ,
применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех
видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного
состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств,
перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных
систем.
В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных
технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и
энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение
качества металлопродукции.
Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической
промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии
производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в
том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых
удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на
базе автоматизированных блочно-модульных систем.
В машиностроительном комплексе организации будут ориентированы на
технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет
автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной
продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки
конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и
металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов,
развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в
процессе изготовления и эксплуатации.
Уточняются и формируются приоритеты инновационной политики и в других
отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и
вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой
промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.
Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности
во всех без исключения отраслях. Только посредством использования
современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение
состояния окружающей среды.
Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система
возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок,
выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В
условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций
возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников
(собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных
фондов, заемных средств международных кредитно-финансовых организаций).
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития
Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений
государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового
экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на
известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в
качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг.
она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко
выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и
старопромышленных районах).
Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая
налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является
одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом
осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание
региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между
отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной
Европе).
В Великобритании, например, традиционно региональная политика была
направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных
капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров)
в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма
стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение
региональной несбалансированности.
В современных условиях наметился ряд тенденций в региональной
политике, связанных с общим направлением её развития: от политики
перераспределения к структурной политике:
Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственности
регионам.
Второе - происходит переход от экзогенной к эндогенной региональной
политике;
Сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается в
следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться
на перераспределение доходов и занятости и больше на стимулирование
структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и
повышение общего потенциала до экономического роста.
Третья тенденция - государства отказываются от субсидий, принимают
меры, направленные на повышение конкурентоспособности и улучшение
регулируемой предпринимательской среды с помощью развития инфраструктуры,
обеспечивающей предпринимательскую деятельность, трансфера технологий,
консалтинговых услуг.
Четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционных
крупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подход
в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм
и проектов, а не на поддержку уже существующих.
Пятое - происходит сближение региональной и научно-технической
политики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поиском
внутренних решений в самом регионе.
Таков анализ мировых тенденций развития региональной политики в целом.
В России за последние несколько лет региональная проблема стремительно
выросла в одну из самых острых проблем общественного развития. Эта проблема
не ограничивается вопросами экономической, культурной или политической
жизни, но пронизывает все стороны нашей жизни.
Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре и
провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между
властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам
повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом
о выборе пути развития.
Как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в России
нет региональной политики: подобная политика как сознательно и
последовательно разрабатываемая система действий центральных и местных
органов власти находится только в стадии разработки. Новая региональная
политика может создаваться с нуля на фундаменте сложившихся региональных
реальностей. Региональная политика будет тем активнее, чем четче будет
отражать действительные региональные интересы, способы и методы их
реализации.
В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной
политики является её инновационная составляющая.
Россия унаследовала от СССР громадный научно-технический потенциал
(как по оценкам мировых экспертов, так и свидетельству отечественных
ученых). Россия имеет всё еще достаточно высокий уровень развития науки,
известные в мире научные школы, большую долю специалистов с высшим
образованием в народном хозяйстве.
Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных
направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных
разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов
аэрокосмической техники, средств связи и коммуникаций и т.д. В стране
накоплен значительный запас нереализованных изобретений (зарубежные
специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120
тыс. технологий для продажи[1]). В настоящее время в силу многих причин на
первое место выходит проблема сохранения этого потенциала и адаптации его к
рыночным условиям.
Есть два важных обстоятельства, которые выдвигают этот фактор в число
главных. Во-первых, наряду с природными ресурсами Россия в общем научно-
техническом потенциале составляла 70% национального богатства СССР[2].
Мировой опыт показывает: экономический рост на 2/3 обеспечивается за счет
Страницы: 1, 2, 3
|