реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Информационное обеспечение менеджмента

реферат

отдельности, так и в их взаимосвязи – позволяет раскрыть и глубже

понять функцию маркетинга, рассматриваемую нами как специфическую

функцию децентрализованного управления.

Характерной чертой организации управления в современных ТНК

является сочетание принципов централизации и децентрализации, когда

полномочия по вопросам стратегического порядка закрепляются за

высшим звеном управления материнской компании, а оперативные

вопросы, как правило, - за низовыми звеньями управления, в

частности, за территориально рассредоточенными производственно –

хозяйственными подразделениями.

Децентрализация предполагает создание внутри материнской компании

автономных производственных отделений, пользующихся хозяйственной

самостоятельностью, т.е. наделенных полномочиями как в сфере

производства, так и в сфере сбыта и несущих ответственность за

получение прибыли. В функции высшей администрации материнской

компании входит контроль за оперативной деятельностью отделений,

координация их работы и определение основных направлений для

обеспечения эффективности и прибыльности деятельности фирмы в

целом. Степень децентрализации определяется рамками их полномочий.

Подчинение деятельности всех подразделений фирмы единой цели и

общей политике осуществляется путем усиления оперативного контроля

за деятельностью производственных отделений, объединения их в

производственно – хозяйственные группы, а также путем усиления

финансового контроля. Высокоцентрализованными стали планирование,

особенно перспективное, техническая политика и политика инвестиций,

организация научно – исследовательских работ и внедрение новой

техники, раздел рынков и сфер снабжения, который теснее увязывается

с производством, ведение финансовых расчетов и управление

транспортными операциями.

В усилении принципов централизации в управлении ТНК большое

значение имеет широкое использование таких методов, как системный

анализ, программирование и моделирование, экономико –

математические методы, теория операций и теория игр, а также

внедрение электронно – вычислительных машин, методов

автоматизированного сбора и обработки информации и т.д.

Прогресс в средствах связи позволяет высшему руководящему

звену оперативно и во все расширяющихся масштабах получать

информацию непосредственно с предприятий, из научных лабораторий,

расположенных в разных странах. Этим, в частности, обусловлено для

современных условий стремление упростить структуру управления, что

играет порой решающую роль в повышении эффективности производства.

Усиление централизации в управлении в основе своей является

объективным требования развития современного производства,

неизбежным следствием роста международного разделения труда. Для

ТНК характерно развитие двух противоположных тенденций: с одной

стороны, происходит объединение и слияние различных

производственных процессов в единый технологический процесс,

охватываемый фирмой и, с другой – усиливается тенденция к

дальнейшему раздроблению, разъединению процессов производства на

отдельные, но взаимосвязанные процессы, т.е. углубление

специализации производства. В этих условиях возрастает значение

централизации управления, сознательного установления взаимосвязи

производственных процессов и строгого контроля за их

осуществлением. Все это требует целенаправленного управления

процессом производства из единого центра, охватываемого рамками

фирмы. Следовательно, централизация управления – это не только

продукт развития производства в современных условиях, но и

важнейший рычаг воздействия на это производство. Поэтому дальнейшее

повышение централизации – важнейшая черта стадии развития

производства.

Важнейшую организационную проблему управления составляет

определение оптимальных соотношений между централизацией

руководства и децентрализацией оперативной деятельности ТНК. Это

означает ориентацию одних функций управления в основном на

выполнение задач централизованного управления, других –

децентрализованного.

К функциям централизованного управления относятся:

планирование, контроль, финансовая и техническая политика,

материально – техническое обеспечение и руководство политикой фирмы

в целом. К функциям децентрализованного управления относятся

функция маркетинга, включающая выработку политики выступлений на

рынке, обслуживание покупателей, разработку и внедрение новой

технологии, а также материально – техническое снабжение отдельных

предприятий, решение кадровых вопросов, взаимоотношений с

правительственными органами, профсоюзами стран пребывания дочерних

компаний.

Организационный механизм управления ТНК построен на гибком

сочетании принципов централизации и децентрализации. Рост масштабов

и сложности производства, территориальной рассредоточенности

предприятий, диверсификация выпускаемой продукции объективно

вызывают необходимость увеличения числа организационных

подразделений и предоставления им оперативной самостоятельности,

что ведет к децентрализации управления. В то же время непрерывные

изменения в условиях производства, связанные с развитием НТР,

ориентация производства на определенный рынок и конкретного

потребителя требуют применения во внутрифирменном управлении

маркетинга, планирования и прогнозирования, разработки новых форм и

методов контактов с банками и промышленными фирмами, осуществления

жестких контроля и координации деятельности всех подразделений. В

этом проявляется объективная потребность усиления централизации

управленческой деятельности.

Это подтверждается практикой крупнейших компаний, в которых в

80 – е годы процесс централизации в управлении продолжал

усиливаться наряду с дальнейшей диверсификацией производства. В эти

годы структурная реорганизация перманентно проводилась в крупнейших

американских компаниях, в частности, таких, как «Дженерал моторс»,

«Дженерал электрик», «ИБМ», «Диджитал экуипмент» и др.

Акционерные общества, основанные на принципах партнерства,

практикуют разные формы участия рабочих в управлении и прибылях.

Главное в том, что в современных условиях в крупном

производстве уровень квалификации и самосознания работников

объективно требует их участия в управлении, в принятии решений.

Теперь многие понимают, что без сотрудничества, кооперации,

партнерских отношений с персоналом менеджеры и собственники не в

состоянии управлять производственным процессом и добиваться

повышением производительности труда. Поэтому оптимальной формой

хозяйственной организации на микроуровне считается акционерная

компания, в которой значительная часть акций принадлежит рабочим, и

персонал который участвует в управлении. Это обусловлено в

значительной степени тем, что в современных условиях у работников

появились новые жизненные ценности: стремление к творческой

самореализации, к полноправному участию в процессе принятия

решений и несению ответственности за их реализацию; к социальной

защищенности и повышению уровня жизни наряду с повышением

эффективности производства. Поэтому развитие партнерских отношений

в производстве считается закономерным, объективно обусловленным

процессом, применяемым практически всеми фирмами развитых стран.

Развитие партнерских отношений между предпринимателями и

работниками предполагает:

. ослабление диктата менеджмента;

. заинтересованность рабочих в успешной деятельности фирмы;

. улучшение трудовых отношений на производстве: сокращение

текучести кадров, прогулов и забастовок, улучшение климата

в производственном звене;

. государственную поддержку: издание законов об участии

рабочих в управлении; создание социальных фондов для выкупа

акций работниками; налоговые льготы фирмам, практикующим

распределение части прибыли среди персонала.

По мере усложнения процесса труда изменялся подход к рабочему.

Из объекта управления он превратился в субъекта производственного

процесса. Идея демократизации отношений на производстве исходила от

всех социальных групп – рабочих и служащих. Уровень

профессиональной квалификации, специального образования и общей

культуры современного рабочего создает у него потребность

участвовать в управлении, в процессе принятия решений.

Профессионализация, помимо определенного уровня знаний,

предполагает также профессиональную этику, включающую растущее

значение работы в системе жизненных ценностей; усиление внутренней

мотивации к труду; расширение отношений сотрудничества; ослабление

конкуренции между рабочими.

Производственная демократия не только отвечает интересам

рабочих, но, кроме того, еще и рентабельна. Термин «промышленная

демократия» появился впервые с выходом в 1897 г. книги В. и С. Уэбб

под таким названием. Этот термин используется и сейчас,

характеризуя совокупность факторов, способствовавших развитию

системы участия работников в управлении фирмами прежде всего в

странах Западной Европы. В этих странах проблема прав и

ответственности рабочих на производстве рассматривается именно в

аспекте промышленной демократии, которая, как традиционно

считается, имеет самостоятельную ценность независимо от того, как

от этого меняется эффективность производства.

В западноевропейских странах промышленная демократия,

проявляющаяся в партнерских отношениях между предпринимателями и

рабочими, распространена значительно шире, чем в США. Это

проявляется в более широком участии персонала в собственности, в

прибылях и в принятии решений на всех уровнях управления. В

значительной степени это обусловлено тем, что в западноевропейских

странах фирмы имеют существенные различия от фирм США в отношении

характера собственности. В этих странах более широко развиты

производственные кооперативы, которые можно рассматривать как

самоуправляющиеся структуры, а также государственные предприятия,

где работники участвуют в оперативном управлении производством.

В производственных кооперативных фирмах решения принимаются

коллективно всеми по принципу «один человек – один голос». Эти

фирмы имеют преимущество перед частными фирмами в вопросах

производительности труда, социального климата и трудовых отношений,

текучести кадров, числа прогулов и забастовок, а также равномерного

распределения прибыли. Однако они существенно проигрывают им в

вопросах инвестирования, так как склонны к проеданию своих прибылей

и проявлению консерватизма в осуществлении рисковых проектов и

внедрении технических новшеств. Кроме того, самоуправляющиеся

кооперативные фирмы стремятся нанимать как можно меньше менеджеров,

что снижает профессионализм в управлении.

Производственные кооперативные фирмы постоянно испытывают

трудности с привлечением капитала, с получением заемных средств,

так как собственники капитала остерегаются предоставлять его в

распоряжение фирм, которые, по сути, не несут никакой

ответственности за риск.

Демократизация управления в Германии началась раньше, чем в

других странах, и закреплена в законодательстве о компаниях. Еще в

1951 г. в целях предотвращения забастовок рабочих в железорудной,

угольной и сталелитейной отраслях промышленности в фирмах этих

отраслей 50% мест в Советах директоров было предоставлено

представителям рабочих, которые получили право назначать

нейтрального члена Наблюдательного Совета. В 1952 г. рабочим фирм

других отраслей было предоставлено право замещать одну треть мест в

Наблюдательном Совете своими представителями. Согласно закону от

1976 г., в фирмах с числом занятых более 2 тыс. человек (в

железорудной, угольной и сталелитейной промышленности – свыше 1

тыс. человек) рабочие получили половину мест в Наблюдательном

Совете.

В компаниях с числом занятых от 500 до 2000 человек рабочим

предоставляется одна треть мест в Наблюдательном Совете. В

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.