малым предприятиям на приемлемой основе площадей, производственных
мощностей, высвобождаемого инвентаря и оборудования.
Одновременно система поддержки малого предпринимательства должна
базироваться на планах социально-экономического развития регионов,
учитывать в полной мере интересы базисных предприятий российской экономики,
определяющих стратегию стабилизации и выхода из кризиса. Ни одна
экономическая реформа в Европе или Японии не проводилась на базе
исключительно принципов либеральной политики, протекционизм всегда был
важнейшей установкой, определяющей, в значительной степени, механизмы
поэтапного достижения целей, методы государственного регулирования,
социальную адаптацию и цену проводимых реформ в целом.
В этой связи возникает объективная необходимость более детального
анализа отраслевой структуры малого предпринимательства. В частности,
деятельность предприятий малого бизнеса в силу высокой адаптации к
изменяющимся условиям рынка наиболее оправдана в таких отраслях экономики,
как легкая, пищевая, лесная промышленность, строительство, мелкооптовая и
розничная торговля, инновационная деятельность.
Реструктуризация отраслей и реформирование предприятий, развитие
кооперационных связей крупного производства с малыми предприятиями
целесообразно в наукоемких отраслях — автомобилестроении, авиастроении,
оборонной промышленности, металлургии.
Вместе с тем представляется целесообразным расширение сферы влияния
малого бизнеса и в других составляющих российской экономики. К примеру,
почему бы малому предпринимательству не начать осваивать такое
перспективное направление -как проведение энергоаудита и внедрение
энергосберегающих технологий на предприятиях страны?
Осуществление этих целей предусматривает широкое использование малыми
предприятиями современных финансово-кредитных механизмов, вовлечение малых
предприятий в реализацию государственных и муниципальных заказов,
стимулирование инновационных инициатив малых предприятий, совершенствование
их информационного обеспечения.
В качестве самостоятельной проблемы следует выделить вопрос обучения и
переподготовки кадров. Именно в сфере бизнеса формируется средний класс
населения — класс будущего. Поэтому в подготовке кадров среднего и малого
предпринимательства необходимо усилить психологическую составляющую. Уже
сегодня надо психологически готовить предпринимателей к тем коллизиям,
которые у нас время от времени происходят, и, конечно же, поднимать деловую
культуру, а также ответственность за свои обязательства.
Думается, что реализация обозначенных направлений позволит малому и
среднему бизнесу значительно увеличить свою роль в социально-экономической
жизни государства, уверенно заняв подобающее место в хозяйственном
комплексе обновленной России.
1.2. Правовые основы малого бизнеса
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают
типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий,
подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно,
малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не
вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое
предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве
видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных,
коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по
критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые
государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых
предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует
какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования,
материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти
системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид
малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его
учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут
создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами,
государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными
организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться
совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная
организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно
малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава
государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид
созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.
В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия,
названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида.
То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых
предприятий совпадают.
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий
на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то
единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий.
Каждое государство в зависимости от национальности, производственных
градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии
распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с
числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500
и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около
99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех
занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически
самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом
основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей
промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве;
до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50
человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг.
Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них
трудится свыше 80% всех занятых.
В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону
“О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются
коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,
субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и
иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не
превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не
превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50
человек.
Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по
численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других
критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные
основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих
безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется
целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по
каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя
относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в
индивидуальном порядке.
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое
явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и
нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых
предприятий с целью создания благоприятных условий для их
функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406
“О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были
определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена
возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания
фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в
апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки
предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был
переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший
общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы
государственного стимулирования, а также регулирования деятельности
субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный
комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле
1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 -
1995 гг.
В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной
области, включая совершенствование законодательства, развитие системы
финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное
обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для
обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная
программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.
2. Специфика финансового менеджмента малого предприятия
2.1. Риск в малом бизнесе
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от правильности и
обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности. При
этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. Было бы в высшей
степени наивным считать возможной предпринимательскую деятельность без
риска.
Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а
предвидение и снижение его до минимального уровня.
Переход России на рельсы рыночной экономики в сложившихся условиях не
имеет альтернативы, но чреват многими трудностями и противоречиями. О них
необходимо знать широкому кругу населения и прежде всего предпринимателям,
вырабатывающим стратегию и тактику организации и развития своего дела.
Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций в
финансовой и производственной деятельности предприятий.
В словаре Вебстера "риск" определяется как "опасность, возможности
убытка или ущерба". Следовательно, риск относится к возможности наступления
какого-либо неблагоприятного события. Под "риском" принято понимать
вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов,
недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате
осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято различать следующие
основные виды рисков:
1) производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой
своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;
2) финансовый (кредитный) риск, связанный с возможностью невыполнения
фирмой своих финансовых
обязательств перед инвестором в результате использования для
финансирования деятельности фирмы долга;
3) инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием
инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных
бумаг, так и приобретенных;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|