реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Этапы развития и становления менеджмента

реферат

подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая

(адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль,

П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую

теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость

теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим",

нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие

которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На

этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг.

В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на

развитие теории организации менеджмента на основе достижений

психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на

человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих

тем, что происходит становление современных количественных методов

обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования

в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной

техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так,

Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение

менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на

рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета

контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения

объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг.

Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории

управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая

система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать

во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления

взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому

периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория

властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии,

конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов"

Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением

новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием

"организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно

успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе

воздействия управленческими методами.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе

просматриваются три основные тенденции:

. возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы

современного производства;

. создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не

только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации

управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении

управленческих функций в других сферах деятельности;

. усиление международного характера управления. Переход многих стран к

открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной

деятельности.

По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления

человечество выработало всего три принципиально различных инструмента

управления, т.е. воздействия на людей.

Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения

власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения,

контроля над распределением материальных благ.

Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации,

групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения,

ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали,

основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности,

на равновесии интересов продавца и покупателя.

На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы

управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы

и принципы их формирования.

|I. Школа научного управления. |

|1. Использование научного анализа для определения лучших способов |

|выполнения задачи. |

|2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их |

|обучение. |

|3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного |

|выполнения их задач. |

|4. Систематическое и правильное использование материального |

|стимулирования для повышения производительности. |

|5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. |

|II. Классическая школа управления. |

|1. Развитие принципов управления. |

|2. Описание функций управления. |

|3. Систематизированный подход к управлению всей организации. |

|III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. |

|1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения|

|степени удовлетворенности и производительности. |

|2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию |

|организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью |

|использован в соответствии с его потенциалом. |

|IV. Школа науки управления. |

|1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря |

|разработке и применению моделей. |

|2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим |

|решения в сложных ситуациях. |

В число основных направлений развития научных школ управления можно

отнести: такие подходы:

. научного направления;

. административный;

. с точки зрения человеческих отношений;

. с точки зрения науки о поведении;

. с точки зрения количественных методов;

. к управлению как к процессу;

. системный,

. ситуационный.

Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных

школ, но менялась организация управления от простых методов управления к

сложным. Сравнительный анализ старой и современной организации управления

приведен в таблице.

|Старая организация |Современная организация |

|Малое количество крупных |Большое количество чрезвы-чайно |

|организаций, отсутствие гигант-ских|мощных, крупных органи-заций, как |

|организаций. |коммерческих, так и некоммерческих.|

|Относительно небольшое количество |Большое количество руково-дителей |

|руководителей высшего звена, |высшего звена, небольшое количество|

|практическое отсутствие |руководителей сред-него звена. |

|руководителей среднего звена. | |

|Управленческая работа зачастую не |Четко очерчены управленческие |

|выделялась и не отделялась от |группы, управленческая работа |

|неуправленческой деятельности. |воспринимается и отделяется от |

| |неуправленческой деятельности. |

|Занятие руководящих постов в |Занятие руководящих постов в |

|организации чаще всего по праву |организации чаще всего по праву |

|рождения или путем захвата силой. |компетентности с соблюдением |

| |законности и порядка. |

|Малое количество людей, способных |Большое количество людей, способных|

|принимать важные для организации |принимать важные для организации |

|решения. |решения. |

|Упор на приказ и интуицию. |Упор на коллективную работу и |

| |рациональность. |

2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления

2.1. Школа научного управления

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и

связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.

Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно

«научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент,

а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их

обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому

предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать

основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г.

Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание

применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического

труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд

распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было

создание системы научной организации труда, базирующейся на основе

экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его

организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами

рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему

использованию производственных фондов предприятия. Требование

рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были

возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в

системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению –

это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы

Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого

экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В

основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим

стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью

соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной

производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался

в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров.

Цели не были достигнуты.

Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую

очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт

внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами

рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения

выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсон

исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому

производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В

системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной

труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

2.2. Классическая (административная) школа в управлении

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок

времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри

Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из

основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном

вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением

эффективности производства, представители классической школы занялись

разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.