подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая
(адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль,
П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую
теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость
теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим",
нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие
которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На
этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг.
В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на
развитие теории организации менеджмента на основе достижений
психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на
человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих
тем, что происходит становление современных количественных методов
обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования
в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной
техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так,
Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение
менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на
рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета
контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения
объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг.
Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории
управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая
система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать
во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления
взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому
периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория
властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии,
конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов"
Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением
новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием
"организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно
успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе
воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе
просматриваются три основные тенденции:
. возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы
современного производства;
. создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не
только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации
управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении
управленческих функций в других сферах деятельности;
. усиление международного характера управления. Переход многих стран к
открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной
деятельности.
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления
человечество выработало всего три принципиально различных инструмента
управления, т.е. воздействия на людей.
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения
власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения,
контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации,
групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения,
ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали,
основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности,
на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы
управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы
и принципы их формирования.
|I. Школа научного управления. |
|1. Использование научного анализа для определения лучших способов |
|выполнения задачи. |
|2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их |
|обучение. |
|3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного |
|выполнения их задач. |
|4. Систематическое и правильное использование материального |
|стимулирования для повышения производительности. |
|5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. |
|II. Классическая школа управления. |
|1. Развитие принципов управления. |
|2. Описание функций управления. |
|3. Систематизированный подход к управлению всей организации. |
|III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. |
|1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения|
|степени удовлетворенности и производительности. |
|2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию |
|организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью |
|использован в соответствии с его потенциалом. |
|IV. Школа науки управления. |
|1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря |
|разработке и применению моделей. |
|2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим |
|решения в сложных ситуациях. |
В число основных направлений развития научных школ управления можно
отнести: такие подходы:
. научного направления;
. административный;
. с точки зрения человеческих отношений;
. с точки зрения науки о поведении;
. с точки зрения количественных методов;
. к управлению как к процессу;
. системный,
. ситуационный.
Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных
школ, но менялась организация управления от простых методов управления к
сложным. Сравнительный анализ старой и современной организации управления
приведен в таблице.
|Старая организация |Современная организация |
|Малое количество крупных |Большое количество чрезвы-чайно |
|организаций, отсутствие гигант-ских|мощных, крупных органи-заций, как |
|организаций. |коммерческих, так и некоммерческих.|
|Относительно небольшое количество |Большое количество руково-дителей |
|руководителей высшего звена, |высшего звена, небольшое количество|
|практическое отсутствие |руководителей сред-него звена. |
|руководителей среднего звена. | |
|Управленческая работа зачастую не |Четко очерчены управленческие |
|выделялась и не отделялась от |группы, управленческая работа |
|неуправленческой деятельности. |воспринимается и отделяется от |
| |неуправленческой деятельности. |
|Занятие руководящих постов в |Занятие руководящих постов в |
|организации чаще всего по праву |организации чаще всего по праву |
|рождения или путем захвата силой. |компетентности с соблюдением |
| |законности и порядка. |
|Малое количество людей, способных |Большое количество людей, способных|
|принимать важные для организации |принимать важные для организации |
|решения. |решения. |
|Упор на приказ и интуицию. |Упор на коллективную работу и |
| |рациональность. |
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
2.1. Школа научного управления
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и
связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.
Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно
«научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент,
а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их
обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому
предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать
основоположником научного управления производством.
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г.
Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание
применительно к его концепции.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического
труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд
распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было
создание системы научной организации труда, базирующейся на основе
экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его
организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами
рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему
использованию производственных фондов предприятия. Требование
рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были
возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в
системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению –
это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы
Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого
экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В
основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим
стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью
соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной
производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался
в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров.
Цели не были достигнуты.
Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую
очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт
внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами
рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения
выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г.Эмерсон. Эмерсон
исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому
производству независимо от рода его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В
системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной
труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок
времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри
Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из
основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном
вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением
эффективности производства, представители классической школы занялись
разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Страницы: 1, 2, 3
|