созданных для этого фондов (последние используются для выплаты дивидендов в
случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому
теоретически коммерческая организация может выплатить общую сумму текущих
дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым
является вариант распределения чистой прибыли текущего периода. Поскольку
законом не предусматривается использование нераспределенной прибыли прошлых
лет для выплаты дивидендов, существенно повышается ответственность совета
директоров и акционеров в отношении направлений распределения чистой
прибыли отчетного года, т.е. нельзя год спустя передумать и часть ранее
реинвестированной прибыли пустить на выплату дивидендов. Это ограничение в
определенной степени нарушает права собственников в отношении возможности
использования собственных средств.
Следует обратить внимание на некоторые терминологические особенности. В
бухгалтерском учете и в ряде нормативных документов явно или косвенно
различают понятия «резервный капитал» и «резервный фонд». Резервный капитал
создается в акционерных обществах открытого типа в обязательном порядке,
причем направления его использования регламентированы законом; в частности,
он не предназначен для выплаты дивидендов. Тем не менее, общество может
создавать специальные фонды (в том числе и с названием «резервные») за счет
чистой прибыли, которые уже и могут быть использованы для выплаты
дивидендов по привилегированным акциям.
Величина чистой прибыли любой компании подвержена колебаниям, не
исключена также ситуация, когда она может отработать с убытком. Принятие
решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-
первых, в условиях рынка всегда имеются возможности для расширения
производственных мощностей или участия в новых инвестиционных проектах. Во-
вторых, нестабильность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины
чреваты снижением курсовой стоимости акций.
Дополнительным аргументом в пользу стабильности дивидендной политики
является феномен так называемого «эффекта клиентуры». Под «клиентурой»
понимается совокупность инвесторов, по той или иной причине
заинтересованных именно в данной компании. У каждой компании складывается
своя «клиентура», т.е. инвесторы, которых вполне устраивает предлагаемая
компанией политика в области доходов и дивидендов. Поскольку рациональные
акционеры в большей степени предпочитают стабильность и определенную
предсказуемость дивидендной политики, чем получение каких-то
экстраординарных доходов, любые ее изменения должны вводиться крайне
осторожно.
Не случайно многие компании на Западе предпочитают выплачивать
дивиденды даже в относительно неблагоприятные в финансовом отношении
периоды. Наиболее часто встречающейся практикой является распределение
среди акционеров части прибыли текущего года. Имея в виду сигнальный
эффект, имеющий место при выплате (невыплате) дивидендов, компании
предпочитают стабильность в отношениях с акционерами. Кроме того, выплата
дивидендов даже при наличии убытков за отчетный период имеет положительный
сигнальный эффект в том смысле, что этой акцией руководство компании
указывает на временный характер трудностей, с которыми столкнулась компания
и на правильность ее стратегического курса.
Также при формировании дивидендной политики следует обратить внимание на
то, какие возможности имеет компания при формировании финансовых ресурсов
из альтернативных источников ( помимо чистой прибыли компании ). Основными
факторами являются:
а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в
предшествующем периоде;
б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его
текущим финансовым состоянием.
3. Объясните, каким образом дивиденды, выплачиваемые акциями, и
дробление акций могут помочь руководству предприятия в увеличении
курсовой стоимости акций и количества держателей акций?
При выплате дивидендов акциями акционеры получают вместо денег
дополнительный пакет акций. Причины применения данной методики могут быть
разными. Например, компания имеет проблемы с денежной наличностью, ее
финансовое положение не очень устойчиво. Чтобы хоть как-то избежать
недовольства акционеров, директорат компании может предложить выплату
дивидендов дополнительными акциями. Кстати, именно такой подход был
применен многими чековыми инвестиционными фондами в нашей стране в 1994 г.
Возможен и второй вариант: финансовое положение компании устойчиво,
более того, она развивается быстрыми темпами, поэтому ей нужны средства на
развитие — они и поступают к ней в виде нераспределенной прибыли.
Наконец возможны и такие причины, как желание изменить структуру
источников средств, желание наделить успешно работающий высший
управленческий персонал акциями для того, чтобы «привязать» их к фирме и
тем самым стимулировать их еще более активную работу и т.п.
При этой методике акционеры на деле практически не получают ничего,
поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению
принадлежащих им средств, капитализированных в уставном капитале и
резервах. Количество акций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т.е.
стоимостная оценка активов на одну акцию уменьшилась. Тем не менее, до
некоторой степени этот вариант устраивает и акционеров, поскольку они все
же получают ценные бумаги, которые могут быть при необходимости проданы ими
за наличные.
В зависимости от размера выплачиваемого акциями дивиденда рыночная цена
акций ведет себя по-разному. Считается, что небольшие дивиденды практически
не оказывают влияния на цену; если дивиденд существен, рыночная цена акций
после выплаты дивидендов может значительно упасть.
Выплата дивидендов акциями может сопровождаться либо одновременным
увеличением уставного капитала и валюты баланса, либо простым
перераспределением источников собственных средств без увеличения валюты
баланса. В экономически развитых странах второй вариант встречается чаще. В
этом случае происходит увеличение уставного капитала за счет уменьшения
эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли прошлых лет.
Что касается методики дробления акции, то здесь следует обратить внимание
на следующие факты. Операция дробления акций, называемая также их
расщеплением или сплитом, не относится непосредственно к форме выплаты
дивидендов, однако она может влиять как на размер дивидендов, так и на
курсовую стоимость акций. В литературе описаны ситуации, когда дробление
акций приводило к росту капитализированной стоимости компании ввиду
повышения ликвидности акций и, следовательно, роста числа потенциальных
акционеров. Так, в феврале 1989 г. компания « General Motors » впервые с
момента своего образования в 1955 г. объявила о дроблении акций в отношении
2 : 1; в результате цена акций резко возросла, что привело к увеличению
капитализированной стоимости компании на 1,3 млрд долл.
Дробление акций производится обычно процветающими компаниями, акции
которых со временем значительно повышаются в цене. Многие компании
стараются не допускать слишком высокой цены своих акций, поскольку это
может отразиться на их ликвидности.
Техника дробления такова. Получив разрешение от акционеров на проведение
этой операции, директорат компании в зависимости от рыночной цены акций
определяет наиболее предпочтительный масштаб дробления: например, две новые
акции за одну старую, три новые акции за одну старую и т.д. Далее
производится замена ценных бумаг. Валюта баланса, а также структура
собственного капитала в этом случае также не меняется — увеличивается лишь
количество обыкновенных акций. Возможна и обратная процедура — консолидация
акций, несколько старых акций меняются на одну новую (пропорции могут быть
любыми).
Что касается дивидендов, то здесь все зависит от директората и самих
акционеров, в частности, дивиденды могут измениться пропорционально
изменению нарицательной стоимости акций, т.е. дробление акций в принципе не
влияет на долю каждого акционера в активах компании. Однако если новая
нарицательная стоимость и новый размер дивиденда были установлены с
использованием разных алгоритмов, это может оказать влияние на получаемый
акционерами доход.
Следует отметить, что и эта, и предыдущая методика имеют одну общую
негативную черту — они сопровождаются дополнительными расходами по выпуску
новых ценных бумаг.
4. Что предпочтительнее: 100%-ая выплата дивидендов акциями или
дробление акций в соотношении “две к одной” ? Объясните свою точку
зрения.
Мне кажется, что предпочтительнее 100% -ая выплата дивидендов акциями.
Так как на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что при
дроблении акции фактически капитал акционера не изменяется, а увеличивается
лишь количество акций. Что в дальнейшем, конечно, может привести и к
увеличению его капитала из-за возросшей ликвидности акции. Но это возможно
лишь в перспективе. Что же касается 100%-ой выплаты дивидендов акциями, то
здесь имеют место следующие преимущества. Если компании нужны средства на
развитие, то они поступают к ней в виде нераспределенной прибыли. К тому
же это позволяет изменить структуру источников средств или наделить успешно
работающий высший управленческий персонал акциями для того, чтобы
«привязать» их к фирме и тем самым стимулировать их еще более активную
работу и т.п. К тому же при острой необходимости в денежных средствах,
акционер всегда может продать акции на фондовом рынке.
5. Есть ли смысл в том, чтобы привлекать банковские кредиты для выплаты
дивидендов? Поясните.
Мне кажется, что смысла в данной операции нет. Так как это приводит к
дополнительным затратам, связанным с погашением кредита. В результате это
ухудшает финансовое состояние компании, а значит и состояние акционеров. Но
если выплата дивидендов касается привилегированных акций, и если нет других
источников выплаты, то, наверное, следует взять кредит.
Кроме того, мне кажется, что целесообразно брать кредит лишь в том
случае, когда есть уверенность в том, что вложенные средства окупятся и
принесут прибыль. В данном же случае, денежные средства будут просто
выплачены в виде дивидендов, следовательно, никакого дохода не принесут.
-----------------------
Министерство образования Российской Федерации
Сыктывкарский государственный университет
Кафедра финансового менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по финансовому менеджменту
Вариант 6.1.
Исполнитель: студент
447 гр. Мантарков Г.Х.
Сыктывкар 2004
Страницы: 1, 2
|