сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
Стиль уклонения подразумевает, что человек старается уйти от конфликта,
не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не
вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.
Стиль сглаживания характеризуется тем, что руководитель старается не
выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к
солидарности.
В рамках стиля принуждения преобладают попытки заставить принять свою
точку зрения любой ценой. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя
агрессивно и злоупотребляет своей властью. Недостаток этого стиля в том,
что он подавляет инициативу подчиненных и приводит к игнорированию важных
факторов.
Стиль компромисса характеризуется принятием точки зрения другой
стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу наиболее
ценно в управленческих ситуациях, так как сводит к минимуму
недоброжелательность и дает возможность быстрого разрешения конфликта. Но
использование компромисса на ранних стадия конфликта может помешать
внимательному рассмотрению проблемы и уменьшить число альтернатив.
Стиль решения проблемы состоит в признании различия во мнениях и
готовности ознакомиться с разнообразными точками зрения, чтобы понять
причины конфликта и найти наиболее приемлемый способ его разрешения. По
мнению американских ученых, этот стиль является наиболее эффективным и
приводит к оптимальному решению вопросов.
2. Стрессы и пути их преодоления
Одним из важнейших социально-психологических аспектов управленческой
деятельности является преодоление стрессов. В литературе данная проблема
рассматривается с двух сторон: стрессовые состояния руководителей и
стрессовые состояния подчиненных.
В любой, даже наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации
существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно
воздействуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс
может оказаться разрушительным для индивида и, следовательно, для
организации.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и
деятельностью организации или событиями личной жизни.
Под организационными понимают следующие факторы:
перегрузка или напротив, слишком малая загруженность работника. Работник,
не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует
фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в
социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным.
конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые
требования. Этот конфликт может также произойти в результате нарушения
принципа единоначалия (когда разные руководители могут давать подчиненному
противоречивые задания). В этой ситуации индивидуум может почувствовать
напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой с одной
стороны и соблюдать требования руководства - с другой.
непреодолимость ролей возникает, когда работник не уверен, что от него
ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут
противоречивыми, но они будут уклончивыми и неопределенными. Люди должны
иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что и как они
должны делать и как их после этого будут оценивать.
неинтересная работа. Однако, взгляды людей на понятие " интересная работа"
различаются. То, что кажется интересным одному, совсем не обязательно будет
интересным для другого.
Необходимо отметить, что положительные события личной жизни человека в
равной или даже большей степени могут вызвать стресс, как и отрицательные
события.
В управленческой литературе предлагаются пути предотвращения и
преодоления стресса:
налаживание особенно эффективных и надежных отношений с руководителем.
Требуется понимание его проблем и помощь ему в понимании проблем его
подчиненных
не следует соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает
выставлять противоречивые требования. Необходимы дополнительные объяснения
информирование руководителя или сотрудников, что не ясны критерии оценки
качества работы
публичное обсуждение проблемы скуки или отсутствие интереса к работе
включение в график рабочего дня кратковременные перерывы для смены хода
мыслей
умение объяснить отказ при достижении предела, после которого сотрудник не
в состоянии взять на себя больше работы.[8]
3.Лидерство
Социально-психологическая структура коллектива завершается выдвижением
лидера.
Лидерство является одним из социально-психологических факторов,
влияющим на работоспособность. Лидерский потенциал – совокупность
психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее
полезных для разрешения проблемной ситуации, в которую эта группа попала.
Лидерство – главенство в стимулировании, планировании и организации
активности группы. За способностью к лидерству стоят такие интегральные
характеристики, как «настроенность на опасность», «управленческие
способности» и высокая «личная активность».
Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность
действий в стрессе, а также чувствительность к потенциальной опасности и
бесстрашие.
Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного
лидера, заключаются в его первенстве защиты группы, в организации групповых
действий, в атакующих действия, в выборе стратегии и тактики поведения
группы. Чувствительность состоит в способности лидера предвидеть
возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития.
Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше
всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться
после поражений.
В структуре управленческих способностей ведущими являются функции
подавления внутригрупповой агрессивности (конфликта) и оказания поддержки
слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.
Высокая личная активность лидера включает широкий набор частных
проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности и
склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.
Психоаналитики выделили десять типов лидерствам
1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого,
но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и
внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний,
соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака -
носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим
чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-
тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и
подчиняются ему.
4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для
поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает
чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях
других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне
подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает
напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.
6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно
в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие
ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой
увлекает за собой людей.
7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для
бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его
любят, боготворят и идеализируют.
9. «Изгой».
10. «Козел отпущения».
Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние
исходит из официального положения в организации, и «неформальным»
лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного
превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния
переплетаются в большей или меньшей степени.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает
преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, и поэтому чаще,
нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус
в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение,
несколько отличное от положений неформальных естественных лидеров. Прежде
всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его
отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с
группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная
привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на
этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации -
источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не
поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой
руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает
все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Формальные лидеры прежде всего определяют, как, какими способами нужно
достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и
направляют работу подчиненных в соответствие с детально разработанными
планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с
окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей,
стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной
организации, в которой должны господствовать определенный порядок и
дисциплина.
В противоположность этому неформальные лидеры определяют, к каким целям
необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние
подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и
готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в
роли вдохновителей в противоположность менеджерам, которые обеспечивают
достижение целей с помощью вознаграждения или наказания. В отличие от
формальных неформальные лидеры не контролируются окружающими, а строят
отношения с последователями на доверии к ним.
Для обобщения сказанного воспользуемся таблицей, в основу которой
положены материалы О. Виханского и А. Наумова. [2]
|Формальный лидер |Неформальный лидер |
|Администратор |Инноватор |
|Командует, убеждает |Вдохновляет, призывает |
|Выполняет указания других |Реализует собственные цели |
|Действует на основе расчета |Действует на основе видения |
|Ориентируется на организацию |Ориентируется на людей |
|Контролирует |Доверяет |
|Поддерживает движение |Дает импульс движению |
|Принимает решения |Реализует решения |
|Делает, как нужно |Делает, что нужно |
|Пользуется уважением |Пользуется любовью |
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, неформальный лидер
чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или
эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В
коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего
интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным
проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и
организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют
свои мысли и поступки.
Поскольку неформальный лидер отражает интересы коллектива, он является
своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|