реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Cоциально психологические факторы, влияющие на работоспсобность

реферат

сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.

Стиль уклонения подразумевает, что человек старается уйти от конфликта,

не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не

вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.

Стиль сглаживания характеризуется тем, что руководитель старается не

выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к

солидарности.

В рамках стиля принуждения преобладают попытки заставить принять свою

точку зрения любой ценой. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя

агрессивно и злоупотребляет своей властью. Недостаток этого стиля в том,

что он подавляет инициативу подчиненных и приводит к игнорированию важных

факторов.

Стиль компромисса характеризуется принятием точки зрения другой

стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу наиболее

ценно в управленческих ситуациях, так как сводит к минимуму

недоброжелательность и дает возможность быстрого разрешения конфликта. Но

использование компромисса на ранних стадия конфликта может помешать

внимательному рассмотрению проблемы и уменьшить число альтернатив.

Стиль решения проблемы состоит в признании различия во мнениях и

готовности ознакомиться с разнообразными точками зрения, чтобы понять

причины конфликта и найти наиболее приемлемый способ его разрешения. По

мнению американских ученых, этот стиль является наиболее эффективным и

приводит к оптимальному решению вопросов.

2. Стрессы и пути их преодоления

Одним из важнейших социально-психологических аспектов управленческой

деятельности является преодоление стрессов. В литературе данная проблема

рассматривается с двух сторон: стрессовые состояния руководителей и

стрессовые состояния подчиненных.

В любой, даже наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации

существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно

воздействуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс

может оказаться разрушительным для индивида и, следовательно, для

организации.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и

деятельностью организации или событиями личной жизни.

Под организационными понимают следующие факторы:

перегрузка или напротив, слишком малая загруженность работника. Работник,

не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует

фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в

социальной системе организации и ощущает себя явно невознагражденным.

конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые

требования. Этот конфликт может также произойти в результате нарушения

принципа единоначалия (когда разные руководители могут давать подчиненному

противоречивые задания). В этой ситуации индивидуум может почувствовать

напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой с одной

стороны и соблюдать требования руководства - с другой.

непреодолимость ролей возникает, когда работник не уверен, что от него

ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут

противоречивыми, но они будут уклончивыми и неопределенными. Люди должны

иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что и как они

должны делать и как их после этого будут оценивать.

неинтересная работа. Однако, взгляды людей на понятие " интересная работа"

различаются. То, что кажется интересным одному, совсем не обязательно будет

интересным для другого.

Необходимо отметить, что положительные события личной жизни человека в

равной или даже большей степени могут вызвать стресс, как и отрицательные

события.

В управленческой литературе предлагаются пути предотвращения и

преодоления стресса:

налаживание особенно эффективных и надежных отношений с руководителем.

Требуется понимание его проблем и помощь ему в понимании проблем его

подчиненных

не следует соглашаться с руководителем или кем-либо, кто начинает

выставлять противоречивые требования. Необходимы дополнительные объяснения

информирование руководителя или сотрудников, что не ясны критерии оценки

качества работы

публичное обсуждение проблемы скуки или отсутствие интереса к работе

включение в график рабочего дня кратковременные перерывы для смены хода

мыслей

умение объяснить отказ при достижении предела, после которого сотрудник не

в состоянии взять на себя больше работы.[8]

3.Лидерство

Социально-психологическая структура коллектива завершается выдвижением

лидера.

Лидерство является одним из социально-психологических факторов,

влияющим на работоспособность. Лидерский потенциал – совокупность

психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее

полезных для разрешения проблемной ситуации, в которую эта группа попала.

Лидерство – главенство в стимулировании, планировании и организации

активности группы. За способностью к лидерству стоят такие интегральные

характеристики, как «настроенность на опасность», «управленческие

способности» и высокая «личная активность».

Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность

действий в стрессе, а также чувствительность к потенциальной опасности и

бесстрашие.

Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного

лидера, заключаются в его первенстве защиты группы, в организации групповых

действий, в атакующих действия, в выборе стратегии и тактики поведения

группы. Чувствительность состоит в способности лидера предвидеть

возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития.

Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше

всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться

после поражений.

В структуре управленческих способностей ведущими являются функции

подавления внутригрупповой агрессивности (конфликта) и оказания поддержки

слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.

Высокая личная активность лидера включает широкий набор частных

проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности и

склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.

Психоаналитики выделили десять типов лидерствам

1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого,

но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и

внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний,

соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака -

носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим

чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-

тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и

подчиняются ему.

4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для

поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает

чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях

других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне

подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает

напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.

6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно

в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие

ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой

увлекает за собой людей.

7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для

бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его

любят, боготворят и идеализируют.

9. «Изгой».

10. «Козел отпущения».

Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние

исходит из официального положения в организации, и «неформальным»

лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного

превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния

переплетаются в большей или меньшей степени.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает

преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, и поэтому чаще,

нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус

в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение,

несколько отличное от положений неформальных естественных лидеров. Прежде

всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его

отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с

группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная

привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на

этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации -

источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не

поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой

руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает

все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Формальные лидеры прежде всего определяют, как, какими способами нужно

достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и

направляют работу подчиненных в соответствие с детально разработанными

планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с

окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей,

стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной

организации, в которой должны господствовать определенный порядок и

дисциплина.

В противоположность этому неформальные лидеры определяют, к каким целям

необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние

подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и

готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в

роли вдохновителей в противоположность менеджерам, которые обеспечивают

достижение целей с помощью вознаграждения или наказания. В отличие от

формальных неформальные лидеры не контролируются окружающими, а строят

отношения с последователями на доверии к ним.

Для обобщения сказанного воспользуемся таблицей, в основу которой

положены материалы О. Виханского и А. Наумова. [2]

|Формальный лидер |Неформальный лидер |

|Администратор |Инноватор |

|Командует, убеждает |Вдохновляет, призывает |

|Выполняет указания других |Реализует собственные цели |

|Действует на основе расчета |Действует на основе видения |

|Ориентируется на организацию |Ориентируется на людей |

|Контролирует |Доверяет |

|Поддерживает движение |Дает импульс движению |

|Принимает решения |Реализует решения |

|Делает, как нужно |Делает, что нужно |

|Пользуется уважением |Пользуется любовью |

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, неформальный лидер

чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или

эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В

коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего

интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным

проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и

организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют

свои мысли и поступки.

Поскольку неформальный лидер отражает интересы коллектива, он является

своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.