реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Здоровье и образование

реферат

Здоровье и образование

Министерство образования Российской Федерации

Марийский государственный технический университет

Факультет социальных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Валеология»

На тему: «Здоровье и образование»

Выполнил:

Проверил: преподаватель

Новоселова Ирина Игоревна

Йошкар-Ола 2004

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ

1.1. Интенсификация учебного процесса

1.2. Сколько весит ранец?

1.3. Как питается российский школьник?

1.4. А как у них?

2. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

3. МЕТОДЫ «БОРЬБЫ» СО «ШКОЛЬНЫМИ» БОЛЕЗНЯМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши

нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не

только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу

болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в

принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших чад становится все хуже и

хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно

получается, но в целом по России обстановка не улучшается. С чем это

связано? С помощью статей из журналов попытаюсь в этом разобраться.

Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее

определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается

гармоническим развитии ем и хорошо адаптирован к окружающей его физической

и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это

нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей,

которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это

состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не

отсутствии е болезней или физических дефектов».[1]

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей

здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии

Российской академии образования провел исследования: какие заболевания

наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития.

Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты?

От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с

заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения

и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических

заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается

кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно- двигательного аппарата.[2]

Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века

и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Причины, вызывающие эту тревогу, следующие[3].

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно

справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты

заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было

назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает

никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя

ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность

с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение

здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема

общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания

ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа

не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать

многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная

российская система образования — это огромная система знаний, состоящая

из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас

педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе».

За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного

процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям

ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования

школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих

функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик,

включающий в себя:

. физическое здоровье;

. психическое здоровье;

. благоприятную социально-психологическую адаптацию.

В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему

ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе оставляют желать

лучшего.

1. «ШКОЛЬНЫЕ» БОЛЕЗНИ. ПРИЧИНЫ

Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат

деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов,

но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и

возрастным особенностям учащихся;

- несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации

учебного процесса;

- чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и

объема учебной нагрузки);

- неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;

- недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и

охраны здоровья ребенка;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования,

сохранения и укрепления здоровья детей.

Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от

которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе.

Еще в начале 19в. В результате первых гигиенических исследований была

установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых

«школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и

гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических

нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального

решения проблемы сохранения здоровья школьников.[4]

Образовательная деятельность потенциально опасна для здоровья. Однако

целью медиков должна быть не констатация фактов: во сколько раз ухудшается

состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск

возможных путей их сохранения.

Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе

проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными

чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи.

Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот,

какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились

внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит

от школьной среды[5].

1.1. Интенсификация учебного процесса

Как бороться с перегрузкой?

Если говорить об объемах домашних заданий, и если конкретно – о

количестве недоделанных на уроке и оставленных на дом «хвостов», то это

штрихи к портрету несильно привлекательного явления под названием «скрытая

интенсификация учебного процесса». Перегрузка домашними заданиями – это

одна из главных проблем.[6]

Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся

на здоровье детей, проявляется в следующем:[7]

. отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения

учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную

функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения

первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако

успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько

от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития

необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость,

умение доводить дело до конца и др.);

. требования, которые предъявляют многие школы к поступающему,

заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала

школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении

в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной

проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно

выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней

школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что

заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий

детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению

хронических заболеваний;

. большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов,

которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий

развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка,

перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий,

что в результате отрицательно отражается на качестве образования

и на здоровье школьников.

К сожалению, в последнее время семья и родители часто диктуют школе

требования к номенклатуре учебных предметов (два иностранных языка,

дополнительные «модные» предметы и пр.) и таким образом сами значительно

увеличивают нагрузку детей. Результаты эксперимента (в частности,

по двенадцатилетней школе) показывают, что чем «выше» статус школы

(гимназия, школа с углубленным изучением каких-либо предметов, иностранного

языка и пр.), тем более интенсивен процесс обучения, тем больше нагрузка

школьников и, как следствие этого, ухудшение их здоровья.

Разгрузка учащихся современной российской школы связана не только

с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией

учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние

методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно

поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий,

обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу

практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников

заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).

Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы

и т.п.

Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию

процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит

формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам

и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое

заболевание — стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих

отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является

авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при

оценивании знаний.

Еще одна проблема – это перегрузка в связи с пятидневкой[8]. С одной

стороны, вроде бы и хорошо – пятидневная рабочая неделя, а с другой,

необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности.

Возникает другая сторона проблемы – профессионализм учителя. Мы все

прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда

даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур

большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный

материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету,

не вызывая сильную перегрузку учащихся.

В школах Калужской области проводился эксперимент по разгрузке

учебной программы, предложенный доктором А. Малышевским[9]. Почти всегда

проще создать что-то новое, чем реанимировать старое. Именно этот принцип

взят на вооружение калужскими реформаторами: не сокращать уже существующие

школьные курсы, а создать новые, принципиально отличающиеся от прежних.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.