алгоритмов;
. оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью
программированного обучения;
. моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого —
дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки врача.
Речь идет не только о высшем медицинском образовании, но именно о
медицине. Игровая имитация врачебной деятельности широко доступна и
целесообразна не только в условиях мединститута, но и в рядовой больнице и
поликлинике. Высшее медицинское образование построено на нозологическом
принципе мышления и обучения, когда в основе темы лекции, практического
занятия, экзаменационного билета лежит название нозологической единице,
т.е. собственно заведомо известный диагноз, например, рак легкого, язвенная
болезнь желудка, болезнь Боткина и т.п. Смысл учебной игровой имитации
заключается в том, чтобы воспитать у студента и врача практическое умение
безошибочной дифференциальной диагностики, клинически сходных заболеваний,
экономного установления достоверного диагноза и оптимального лечения
больного в кратчайшие сроки. Если назвать клинические игры по
нозологической единице, то никакой игры в принципе не получится, ибо уже из
самого названия игры всем играющим заранее ясны диагноз и лечение.
Принципиально важно подчеркнуть, что клинические игры, в основе которых
лежит дифференциальная диагностика, а уже потом лечение, должны обязательно
называться по ведущему клиническому синдрому или синдромокомплексу.
Например, не "острый инфаркт миокарда", а "больной с жалобами на боль в
груди". Игра предусматривает только лечение той или иной нозологической
единице и призвана отработать у играющих оптимальную систему лечения при
уже установленном диагнозе. Такую игру можно называть с указанием диагноза.
Выше сказанное справедливо для клинических учебных игр. Очевидно, в
медицине появляются игры не клинического характера. В подобных случаях
название игры должно соответствовать ее фактическому содержанию (защита
годового отчета больницы, заседание МСЭК).
Учебные игры в медицине не должны замыкаться в своей профессиональной
скорлупе. Разработчики и потребители игр обязаны следить за тем, что
делается в соседних ведомствах, чтобы взять все полезное, что может
сформировать соответствующие качества мышления профессиональной
деятельности врачей.
Цель учебных игр нужно рассматривать в общем комплексе целей, методов
активного обучения. Сгруппировав эти цели, уровни, методы и средства
высшего медицинского образования, соотношения их можно выразить следующим
образом:
|Этап обучения |Цель обучения |Уровень |Оптимальные методы|Оптимальный |
| | |обучения|обучения, |комплекс методов и|
| | | |обеспечивающие |средств обучения и|
| | | |достижение цели |контроля |
|1.Овладение |Усвоить описание |I-II |Традиционное |1.Выделение |
|информационной|болезней, с | |обучение с |главной учебной |
|базой учебного|которыми врач | |использованием ТСО|информации |
|предмета |должен иметь дело| |на основе |2.Логическая |
| |в своей | |выделенной главной|структура учебной |
| |профессиональной | |информации в |темы, курса, |
| |деятельности. | |учебной теме, |предмета по |
| | | |курсе, целом |синдромному |
| | | |предмете |принципу. |
| | | | |3.Методическая |
| | | | |разработка-установ|
| | | | |ка для студента на|
| | | | |предстоящее |
| | | | |практическое |
| | | | |занятие. |
| | | | |4.Тестовый |
| | | | |контроль усвоения |
| | | | |знаний. |
|2.Методический|быстро и |III |Алгоритмизация |1.Обучающий |
|инструмент |правильно | |программирования, |алгоритм. |
|практического |распознавать | |моделирования |2.Программированно|
|использования |конкретные | |профессиональной |е обучение. |
|информационной|болезни у каждого| |деятельности на |3.Профессиональные|
|базы. |больного | |основе оптимальных|задачи. |
| | | |принципов |4.Проблемные |
| | | |мышления. |ситуации. |
| | | | |5.Учебные игры. |
|3.Формирование|Быстро и |III |Моделирование |1.Обучающий |
|навыков |безошибочно | |профессиональной |алгоритм. |
|профессиональн|распознавать все | |деятельности на |2.Учебные игры. |
|ой |болезни и успешно| |основе оптимальных| |
|деятельности. |лечить всех | |принципов мышления| |
| |больных | |и алгоритмов. | |
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВЫХ ИГР В МЕДИЦИНЕ.
Общие цели деловых игр в медицине:
. погружать учащихся в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно
близкую к профессиональной практической работе врача в распознавании
болезней и лечении больных;
. создавать играющим динамически меняющуюся картину в зависимости от
правильных и ошибочных действий и решений;
. нести ответственную воспитательную функцию;
. умение проводить дифференциальную диагностику кратчайшим путем
минимальное время и назначать оптимальную тактику лечения наиболее
простыми и доступными методами лечения;
. сформировать оптимальный психологический климат общения с больными и
коллегами по работе;
. эффективно действовать не в условиях богато оснащенных клиник, кафедр,
институтов, а первичной врачебной сети — на амбулаторном приеме в
поликлинике, на скорой помощи, в роли участкового врача;
. в качестве контроля профессиональной подготовки служить барьером на пути
к постели больного, пропуская к больному только профессионально
подготовленных учащихся.
Что такое учебные игры в медицине? Ответ на этот вопрос весьма сложен,
потому что в литературе нет ни общего понимания, что такое игры, ни единого
подхода к этой проблеме.
По определению Р.Ф. Жукова, В.И. Рыбальского и др. деловая игра — это
моделирование конкретной ситуации или избранных ее аспектов, выполняемая в
соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и
методиками. Из приведенной формулы видна сложность даже установления
понятия деловая игра. Существует два образца учебных игр, принципиально
отличающихся между собой.
Первая из них "Больной с жалобами на боль в груди" представляет собой
игру контролирующе-обучающего характера. Обратная связь, которую получает
играющий в виде текста на карте в ответ на свое решение на предыдущем шаге
игры. констатирует лишь объективное состояние больного вследствие
предпринятых действий. Играющий должен самостоятельно оценить информацию о
состоянии больного и предпринять шаги для оптимизации этого состояния.
Следовательно, этот первый этап игры погружает учащегося в реальную
обстановку интеллектуальной врачебной деятельности.
Вторая игра "Раненый на поле боя" и "МПП" имеют преимущественно
обучающий характер. После принятия решения на данном этапе, в зависимости
от правильности или ошибочности своего решения, играющий получает карточку,
на которой уже заранее в тексте написано, правильным или ошибочным является
его решение. Здесь же прогнозируется последствия допущенной ошибки.
Теперь можно перейти к формулировке понятия "учебная игра".
Д.Р. Карсон дает следующее определение деловой игры: "Деловая имитация
или игра может быть определена как упражнение в цепочечном принятии
решения, основанное на некоторой модели управленческой деятельности и на
исполнении участниками игры этой имитируемой деятельности. Д.Р. Карсон
рассматривает два основных класса деловых игр: общие управленческие игры и
функциональные.
Из сказанного ясно, что медицинские клинические игры являются
функциональными и неинтерактивными, что касается индивидуальных или
групповых, то они могут применяться в любом из этих вариантов. В
классификации методов активного обучения перечислены семь признаков деловой
игры:
Первый признак имеется: моделируется профессиональная деятельность
врачей. Поскольку главной целью и смыслом клинических учебных игр является
моделирование умственной профессиональной врачебной деятельности,
клинические игры не рассматривают проблемы управления руководящих
работников. Клиническая игра должна моделировать, прежде всего,
интеллектуальную, а кое-где и профессиональную мануальную деятельность
врача.
Второй признак налицо: потому что перед игровым коллективом — учебной
группой, независимо от количества участников поставлена общая цель —
оптимальная диагностическая и лечебная работа с моделью больного.
Третий признак так же полностью соблюден, поскольку играющий
назначается на роль врача. То обстоятельство, что в игре по принципу "врач
— больной" каждый из участников играет роль одного лечащего врача —
непринципиально. Следует все время помнить о цели и смысле учебной игры в
медицине — сформировать у каждого играющего профессиональное умение и навык
работы с больным в своей профессиональной основной роли — лечащего врача. В
игре по принципу "консилиум" и других более сложных игр из перечисленных
ниже участники игр назначаются на роли разных врачей специалистов
(терапевта, хирурга, гинеколога и т.д.), но это опять не принципиально, ибо
главной ролью для участников медицинской клинической игры является роль
врача.
Четвертый признак — для всех производственных, экономических, военных
и прочих деловых игр различие интересов участников определяется той
реальной профессиональной деятельностью, моделью которой является игра. В
силу специфики профессиональной деятельности врача клинические медицинские
игры не могут и не должны отвечать требования четвертого признака, ибо
различие интересов участников клинической игры нет и быть не может.
Клинические игры полностью отвечают и пятому признаку деловых игр. В
игре по типу "Консилиум" состояние больного неизбежно меняется в
зависимости от действий разных участников консилиума. Так, если хирург,
гинеколог, невролог и др. специалисты настаивают на своей тактике, то игра
коренным образом меняется в зависимости от решения принятым каждым
консультантом.
Шестой признак — система стимулирования. Для клинических медицинских
игр характеризуется состояние больного — выздоровление при правильных
решениях или ухудшение, вплоть до летального исхода при ошибках.
Седьмой признак — объективность оценки результатов игровой
деятельности.
"Отсутствие хотя бы одного из перечисленных семи признаков не
позволяет считать занятия деловой игрой, а требует отнести его к одному из
других методов активного обучения.
В клинических медицинских играх есть борьба между врачом и болезнью. И
если врач не в состоянии победить болезнь, то она побеждает больного,
нанося тем самым поражение врачу.
Исходя из выше изложенного, принята следующая формулировка понятий
деловой игры. Деловая (имитационная, операционная, учебная, дидактическая)
игра — это метод обучения профессиональной деятельности посредством ее
моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным
динамическим развитием решаемой ситуации, задача или проблемы в строгом
соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых
играющими на предыдущих этапах.
Исследователи проблемы игровой имитации считают, что ситуации,
закладываемые в основу каждой игры, должны быть актуальными, реальными,
типичными, полными, способными к росту и развитию ситуаций. Н в медицине
нужно учесть проблему редких больных. Клиницисты всех профилей знают, что
многие болезни, предусмотренные учебной программой, встречаются редко и
показать студентам реальных больных часто не возможно. И здесь учебная игра
на эту тему компенсирует отсутствие больного.
Проблема практического здравоохранения вовсе не в том, что врачи плохо
распознают и не умеют лечить самые редкие болезни, главная беда в том, что
они довольно часто плохо диагностируют и не всегда хорошо лечат самые
частые, важнейшие заболевания, составляющие основной удельный вес
показателей заболеваемости, пораженности и смертности населения. Поэтому
смысл учебного моделирования посредством диагностических и лечебных задач,
проблемных ситуаций и особенно учебных игр — обеспечить высокую
профессиональную подготовку, именно на этом уровне, жизненно важном для
каждого врача — безупречно работать в довольно характерной и типичной
обстановке.
В медицинских учебных играх нужно предусмотреть полноту ситуаций.
Разрабатывая игру, следует стремиться к тому, что бы помимо информации,
необходимой и достаточной для диагностики был обязательно включен и
"информационный шум — избыточные сведения, которыми, тем не менее, всегда
пользуются большинство врачей. Это сложные лабораторные анализы,
многочисленные инструментальные исследования.
Деловые игры бывают исследовательскими, производственными и учебными.
Главная цель и смысл последних подготовка специалистов, их тренировка и
развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации.
Разные формы игр преследуют различные цели. Исследовательские игры служат
для проверки гипотез, накопления статистических данных, поиска новых форм
организаций. Производственные игры применяются для совершенствования,
отработки и корректировки организационных, управленческих, технологических
и других приемов и процессов. Учебные игры используются для подготовки и
тренировки работников, формирования узких знаний и развития умения и
навыков.
Деловые игры бывают односторонние, когда все играющие стремятся к
достижению единой определенной цели; двухсторонними, когда все
противостоящие стороны пытаются разрешить ситуацию в свою пользу;
многосторонними, когда приходится организовывать сложные взаимодействия
игроков с конкурирующими и взаимоисключающими интересами.
Очевидно, что все клинические игры по самому своему замыслу и цели
могут быть односторонними, ибо все они преследуют единственную цель —
быстрейшую оптимальную диагностику и эффективное лечение.
Различают возрастающие по сложности несколько вариантов клинических
игр.
Первый тип игры: "врач — больной". Это основная форма клинической
игры, моделирующей условия интеллектуальной профессиональной деятельности
врача, направленной на распознавание болезней и лечение больного. Эта форма
наиболее проста, она является основой всех клинических игр. Учебная игра
"врач — больной" организационно и методически чрезвычайно широка, мобильна
и может применяться в диапазоне от единственного играющего с преподавателем
студента до применения этой методики на лекции, когда лектор ведет игру со
студентами целого потока или даже всего курса.
Второй тип — "Консилиум". Эта игра отличается тем, что кроме лечащего
врача в игре участвуют консультанты. Формально эта ролевая игра, где разные
играющие выполняют роли врачей разных специальностей и уровня подготовки.
По своей сути она односторонняя.
Третий тип клинической игры — это "Палатный врач". Отличие этого
варианта в том, что палатный врач ведет несколько больных. При этом для
моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится
на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих
заболеваний. Эта игра может быть проще или сложнее, в зависимости от того,
будет ли палатный врач иметь дело с многопрофильными больными, скажем,
кардиологическими, пульмонологическими, либо разнопрофильными, когда в
палате общего отделения концентрируются больные с разной патологий разных
органов и систем. Второй вариант гораздо сложнее для студентов и требует
более серьезной подготовки.
На последнем различии могут строиться еще два варианта игр:
специализированное отделение стационара, когда врач имеет дело с
однопрофильными больными, и общее, например, общетерапевтическое,
общехирургическое отделение больницы, где врач лечит больных с поражением
разных органов и систем. Эти две игры отличаются от игры "Палатный врач с
несколькими больными" тем, что здесь помимо чисто клинических задач,
возникает организационные проблемы взаимодействия с разными специалистами
заведующим отделением, с вспомогательными, клиническими, инструментальными
и лабораторными службами.
Наиболее сложными, притом не только клиническими, но и
организационными играми могут стать учебные игры "Поликлиника", "Больница",
"Больнично-поликлиническое отделение".
III.. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР.
Лечебное учреждение, получающее молодое врачебное поколение, часто
жалуется, что выпускники медицинских институтов не владеют
профессиональными элементарными навыками, особенно плохо они подготовлены к
взаимодействию со своими коллегами и различными службами столь сложного
современного механизма, каким сегодня является поликлиника, стационар,
больнично-поликлиническое объединение. Многосторонние связи лечащего врача
с регистратурой, с кабинетами функциональных и специальных инструментальных
исследований, с консультантами различных специальностей и рангов,
различными врачебно-контрольными экспертами, санаторно-курортными
комиссиями, в реальной жизни оказываются слабым звеном.
Моделирование профессиональной работы врача в коллективе лечебно-
профилактического учреждения посредством учебной игры в принципе позволит
лучше подготовить студента и врача к оптимальной деятельности. Иными
словами, медицинские игры должны моделировать сложные проблемы типа "Врачи
системы здравоохранения".
Главное назначение деловых игр — уменьшить для учащихся степень
новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Стоит ли
напоминать, что "производственная сфера" врача — это больной человек. И
неожиданность ситуации для врача в сложных случаях оборачивается вполне
реальной гибелью больного.
Поэтому главное — это моделирование клинической работы врача и здесь
наиболее оправданы клинические игры, смысл которых — создать максимально
реальную модель профессиональной работы врача с больным.
Учебная игра в высшем медицинском образовании должна стать тем
интегральным методом обучения и контроля, который в условиях приближенных к
реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной
профессиональной деятельности.
Литература:
Карсон Д.Р. Деловые игры. Метод обучения принятию решений. М., 1977г.
Комаров В.Ф. Методика разработки деловых игр. Тез. докл., Новосибирск,
1981г.
Наумов Л.Б. Деловые игры в высшем медицинском образовании. М., 1982г.
Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине.М., 1986г.
Страницы: 1, 2
|