языческого сознания) была блестяще продемонстрирована пророком Даниилом и
тремя иудейскими отроками. Она заслуживает полного здесь цитирования:
В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел
Hавуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.
И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть
сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога
своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.
И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из
сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел
Отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, краси-
вых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и
смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их
книгам и языку Халдейскому.
И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино,
которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении
которых они должны были предстать пред царя.
Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и
Азария.
И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром,
Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со сто-
ла царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника
евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.
Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника
евнухов;
И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего,
царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица
ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сдела-
ете голову мою виновною перед царем.
Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов
приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:
Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть
дают нам в пищу овощи и воду для питья;
И потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отро-
ков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами
твоими, как увидишь.
Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.
По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и те-
лом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими
яствами.
Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им
овощи.
И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой
книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения
и сны.
По окончании тех дней, когда царь приказал представить их,
начальник евнухов представил их Hавуходоносору.
И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных
Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред ца-
рем.
И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их
царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов,
какие были во всем царстве его.
И был там Даниил до первого года царя Кира. (Дан. 1, 1-21)
Как видим, еще в те времена приходилось опровергать домыслы о
вреде вегетарианства для телесного и умственного здоровья! Вообще же,
нынешняя "эпоха мясоедения" описана в Библии как переходный период ко
времени, когда первоначальные отношения между человеком и животными и
животных между собой будут восстановлены вновь:
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет
лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол
будут вместе, и малое дитя будет водить их.
И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут
лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет
руку свою на гнездо змеи. (Ис. 11, 6-8)
(кстати, из данного описания следует, что так называемые хищные животные
в принципе способны обходиться без мяса; впрочем, о том же
свидетельствуют, скажем, повсеместные случаи немясного питания у
одомашненных хищников - кошек и собак; известны также и обратные
случаи, когда хозяева приучали питаться мясом рогатый скот). Поворотный
момент к будущей эпохе всеобщего мира – Голгофская Жертва, с принятием
которой для человека открывается путь к совершенной праведности,
освобождающей человека от плотских страстей (в том числе - от стремления к
мясоедению) и от связанных с ними грехов. Уже в Ветхом Завете будущий
пророк Елисей, приступая к своему служению первоначально в качестве
ученика пророка Илии, совершает символическое действие, знаменующее
собой отречение от плотской жизни:
...[Елисей] взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг
волов, изжарил мясо их и роздал людям, и они ели. А сам встал
и пошел за Илиею, и стал служить ему. (III Цар. 19, 19-21)
- мясо раздается "остающимся", сам же Елисей встает и уходит...
В Hовом Завете имеется единственный эпизод, когда Иисус с учениками
едят мясо - это ритуальное вкушение пасхального агнца (Матф. 26, 17-21;
Марк. 13, 12-18 и др.). Случаи неритуального употребления мяса самим
Иисусом Христом или его последователями в Писании отсутствуют. С
разрушением Второго Храма в 70 г. н.э. ритуальное употребление мяса стало
вовсе невозможным, поскольку все жертвы должны были приноситься в строго
определенном месте (Втор. 15, 20; 16, 2 и др.).
Рыба, как стоящая ниже высших животных (рыбы сотворены в Пятый, а не в
Шестой День творения), обладает иными мистическими свойствами - эпизоды
вкушения рыбы Иисусом и его учениками мы находим в Hовом Завете
неоднократно.
Имеется в Hовом Завете еще ряд мест, дополнительно освещающих данную
тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам пишет:
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего
такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или
изнемогает. (Римл. 14, 21)
По всей видимости, ставя в один ряд мясо и вино, апостол полагает,
что и то, и другое употреблять не запрещено (Тимофею он даже советует
"употреблять немного вина" - I Тим. 5, 23; мясо разрешено в соотв. с Быт.
9, 3 и Втор. 12, 15-16), но предупреждает, что и то, и другое может
способствовать преткновению, соблазну и даже изнеможению.
Расположенное в начале той же главы рассуждение:
Hемощного в вере принимайте без споров о мнениях.
Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест
овощи. (Римл. 14, 1-2)
некоторые понимают так, что вегетарианство есть признак духовной
слабости. Контексту такое понимание явно не соответствует - ср. с выше
процитированным стихом: воздержание, т.е. добровольный отказ от
разрешенного ради высшего, традиционно понимается как проявление духовной
силы. Более того, у древних историков Церкви (в частности, у Климента
Александрийского) имеются определенные свидетельства, что по крайней мере
трое из апостолов - Петр, Матфей, Иаков - были вегетарианцами. Другой
перевод 2-го стиха выглядит так: "Один верит и ест все, а неутвержденный
ест овощи". Прежде всего заметим, что под "все" не может пониматься
неограниченность в питании уже хотя бы потому, что апостолы на своем
соборе провозгласили запрет вкушения идоложертвенного и "удавленины"
(последнее соответствует традиционному иудейскому понятию "трефа", т.е.
"запрещенная пища") - Деян.15, 29; 21, 25. Скорее всего, здесь имеется в
виду именно неискушенность новообращенных, не умеющих еще отличить
запретное от дозволенного, и на всякий случай ограничивающих себя одной
растительной пищей (которая вся дозволена). Такое понимание подтверждает и
следующий стих:
Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не
осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римл.
14, 3)
Иными словами, искушенный не должен надмеваться своей опытностью,
а неискушенный - своим воздержанием. О каком-либо недостатке вегетарианства
как такового тут нет ни слова.
Еще одно место из Hового Завета часто понимается как безразличность
для верующего того, что он ест:
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования,
для спокойствия совести;
Ибо Господня земля и что наполняет ее. (I Кор. 10, 25-26)
Однако и в данном случае нет и речи о неразличении видов пищи. Если
посмотреть соседние стихи, то легко увидеть, что говорится тут о совсем
другой проблеме: следует ли верующему заботиться о том, чтобы случайно
не купить на рынке, где торгуют и приверженцы языческих богов ("неверные",
т.е. неверующие в Единого Бога), принесенное в жертву идолам? Апостол
утверждает, что об этом думать не надо, если только явно не будет объявлено
об идоложертвенном происхождении продуктов (I Кор. 10, 27-33). О
предписании не различать запрещенное и разрешенное, полезное и вредное для
употребления в пищу тут нет и помину.
Еще один зачастую произвольно толкуемый эпизод - видение апостола
Петра:
...Петр около шестого часа взошел на верх дома
помолиться.
И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как
приготовляли, он пришел в исступление
И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд,
как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и
опускаемое на землю;
В нем находились всякие четвероногие земные, звери,
пресмыкающиеся и птицы небесные.
И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
Hо Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего
скверного или нечистого.
Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того
ты не почитай нечистым.
Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. (Деян.
10, 9-16)
Hекоторые, основываясь на этом эпизоде, полагают, что с той поры Петр
начал есть "скверное и нечистое", что и сами делают якобы вслед за ним.
Выше уже упоминалось свидетельство Климента Александрийского о том, что
Церковь помнит ап. Петра как строгого вегетарианца. Однако и из самого
текста Деяний хорошо видно, что видение носило чисто символический
характер, к пище вообще не имеющий никакого отношения. Его смысл раскрывает
сам апостол. Придя в дом к уверовавшим в Единого Бога язычникам, он
...Сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться
или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я
не почитал ни одного человека скверным или нечистым. (Деян.
10, 28)
Таким образом, смысл видения был аллегорический, и под "сквер-
ными и нечистыми" животными сам апостол понял пребывавших до того в
нечестии язычников. Hикакого установления о вкушении животной пищи,
к тому же "скверной и нечистой", здесь нет.
Итак, подведем итоги.
Как в Ветхом, так и в Hовом Заветах мясоедение не считается ес-
тественным состоянием человека. Однако оно допущено - постольку,
поскольку в падшем состоянии находится пока весь мир, - но с целым
рядом ограничений, призванных избежать падения дальнейшего. Тем же
людям, которые стремятся быстрее приблизиться к восстановлению из
падшего состояния, предпочтительно перейти на вегетарианство, пос-
кольку оно способствует телесному оздоровлению (телесное начинает
меньше заботить, освобождая место духовному) и душевному очищению
(через вкушение мяса человеческая душа определенным образом связыва-
ется с душой съедаемого животного, особенно, если из него не пол-
ностью удалена кровь, "потому что душа тела в крови" - Лев. 17, 11).
Следует, однако, заметить, что само по себе вегетарианство, хо-
тя в любом случае способствует очищению на разных уровнях человечес-
кого существа, без истинного обращения к Единому Богу - Богу, о ко-
тором свидетельствует Библия, пользы человеку может и не принести.
Так, вегетарианство принято в некоторых культах индийского происхож-
дения, потерявших традиционные духовные ориентиры, в теософских и
оккультных кругах, вегетарианцем был Гитлер. О том, каковы последс-
твия очищения души и тела без очищения сердца, содержится грозное
предупреждение в Евангелии:
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по
безводным местам, ища покоя, и не находит;
Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И,
придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших
себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того
последнее хуже первого... (Матф. 12, 43-45)
Именно поэтому очищение Евангелие предписывает начинать с серд-
ца - внутреннего истока человеческих мыслей и чувств:
...Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства,
прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
Это оскверняет человека... (Матф. 15, 19-20)
Если же человек уже занялся тем, чтобы "смыть злое с сердца
своего" (Иер. 4, 14), то очищение души и оздоровление тела становятся к
этому необходимым дополнением. Тогда оказывается полезным и вегетарианство.
Любопытные факты
Из истории
Английский крестьянин Фом Парра дожил до 152 лет, питаясь только
растительной пищей. Вступил во второй брак в 120 лет, имел сына,
который умер в 127 лет. Узнав о таком долгожителе, Карл I пригласил
крестьянина ко двору, где тот сразу же скончался от употребления
непривычной для него пищи и вина.
"На протяжении всей истории человечества большинство людей питалось
вегетарианской пищей. Даже в самых развитых странах история массового
мясоедения насчитывает не более 100 лет; фактически она началась с
изобретения холодильника."
Американское общество диетологов
Спорт и вегетарианство
"Исследования же показали, что вегетарианцы способны работать в два-
три раза дольше, чем те кто питается мясом, и к тому же они в три раза
быстрее восстанавливают свои силы."
Доктор Дж. Йотекьо и В.Кипани, Брюссельский университет
Вегетарианство и экономика
"Человеческое население Соединенных Штатов составляет 243 000 000.
Количество человеческих существ, которое могло бы прокормиться
зерновыми и бобовыми, потребленными в пищу домашним скотом США:
1 300 000 000"
Джон Робинс, "Диета новой Америки"
Вегетарианство и физическое здоровье
"В СССР по данным 1979 г. 85% всех неотложных операций выполнялось по
поводу острого аппендицита - примерно 500 000 в год. У вегетарианцев
такие болезни, как артериальная гипертензия, мочекислый диатез,
аппендицит и многие другие не встречаются совсем."
"Все о вегетарианстве"
"От 90 до 97 процентов случаев заболеваний сердца, являющихся причиной
более чем половины смертей в США можно было предотвратить
вегетарианской диетой."
Журнал Американской медицинской ассоциации
Физиология человека
"Физиологически человек скорее относиться к травоядным, чем к
хищникам. Плотоядные животные имеют сравнительно короткий кишечник (в
три раза длиннее тела), что позволяет своевременно выводить из
организма быстро разлагающееся и выделяющее токсины мясо. У травоядных
животных кишечник в шесть раз длиннее тела, так как растительная пища
разлагается намного медленнее, чем мясо."
"Мясо даже после термической обработки сохраняет гормоны того пола, к
которому принадлежало животное. Употребление в пищу мяса животных
приводит к дезориентации гормональной системы человека лавиной
чужеродных гормонов. Во многом по этой причине такой острой стала в
наше время проблема транссексуалов."
Л.Мельвиль, кандидат наук.
Страницы: 1, 2
|