внимание вопросам борьбы против ВИЧ/СПИДа,
нашем обязательстве относиться с сочувствием к тем, кто ВИЧ-инфицирован или
подвергается опасности инфицирования, и действовать в союзе с ними как в
отдельных странах, так и в международном масштабе,
нашей решимости предоставить возможность всем людям, живущим с ВИЧ/СПИДом,
в полной и равной мере реализовать свои основные права и свободы без
исключения в любых условиях,
нашей решимости вести борьбу с бедностью, социальной изоляцией и
дискриминацией,
нашей решимости мобилизовать все общество - государственный и частный
секторы, общественные организации и людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, - в духе
необходимого партнерства,
нашей высокой оценке и поддержке деятельности международных,
межправительственных и неправительственных организаций, а также местных
общественных организаций и о нашем признании их важной роли в борьбе с
пандемией,
нашей убежденности в том, что лишь более энергичные, скоординированные и
долгосрочные действия в масштабах всего мира - такие как действия,
предпринимаемые объединенной и совместно организованной программой
Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, - могут остановить пандемию,
3. В рамках нашей национальной политики обязуемся
защищать и укреплять права отдельных людей, особенно живущих с ВИЧ/СПИДом
или наиболее подверженных риску заражения, с помощью мер юридического и
социального характера,
в полной мере привлекать неправительственные и общественные организации, а
так же людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, к участию в деятельности
государственных органов,
обеспечивать в равной мере законодательную защиту людей, живущих с
ВИЧ/СПИДом, в области получения ими медико-санитарной помощи,
трудоустройства, образования, права на передвижение, жилья и доступа к
социальному обеспечению,
активизировать действия по профилактике ВИЧ/СПИДа с помощью следующих
основных мер:
- пропаганда и обеспечение доступности различных культурно приемлемых
стратегий и средств профилактики, включая презервативы и лечение болезней,
передающихся половым путем,
- содействие адекватному профилактическому просвещению, включая половое
воспитание молодежи в школе и вне ее,
- улучшение положения, образовательного уровня и условий жизни женщин,
- конкретная деятельность по снижению риска для наиболее уязвимых групп
населения, таких как группы повышенного риска передачи инфекции половым
путем и группы мигрирующего населения, осуществляемая в сотрудничестве с
этими группами,
- безопасность крови и препаратов крови,
укреплять системы первичной медико-санитарной помощи в качестве основы для
предупреждения и лечения и включать в сферу деятельности этих систем аспект
ВИЧ/СПИДа, чтобы обеспечить всем равный доступ к всесторонней помощи,
выделять необходимые ресурсы для активизации борьбы с пандемией, включая
оказание надлежащей поддержки ВИЧ-инфицированным лицам и больным СПИДом,
неправительственным и общественным организациям, которые работают с
наиболее уязвимыми группами населения,
4. Полны решимости активизировать международное сотрудничество посредством
следующих мер и инициатив
Мы будем добиваться этого путем выполнения наших обязательств и
поддержания разработки объединенной совместной программы Организации
Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу как механизма укрепления партнерства между
всеми участвующими сторонами, обеспечение руководства в борьбе против
ВИЧ/СПИДа во всем мире. Масштабы каждой инициативы следует более детально
определить и разработать в контексте объединенной совместной программы и
других форумов:
1. Содействовать более широкому участию в мероприятиях людей, живущих с
ВИЧ/СПИДом, посредством укрепления потенциала и координации деятельности
сетей, объединяющих людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и общественных
организаций. Посредством обеспечения их полноценного участия в нашей общей
деятельности, осуществляемой в ответ на пандемию на всех уровнях -
национальном, региональном и глобальном, - эта инициатива будет, в
частности, стимулировать создание благоприятной политической, правовой и
социальной среды.
2. Укреплять глобальное сотрудничество в проведении научных исследований в
области ВИЧ/СПИДа путем содействия национальному и международному
партнерству между государственным и частным секторами для ускорения
разработки технологий профилактики и лечения, включая вакцины и
бактериальные средства, а так же для принятия мер, обеспечивающих
доступность этих технологий в развивающихся странах. Эти усилия по
сотрудничеству должны охватывать смежные исследования по социологии и
психологии.
3. Укреплять международное сотрудничество в области безопасности крови в
целях координации деятельности, касающейся технической информации,
утверждения норм производственной практики в отношении всех продуктов крови
и содействия установлению и осуществлению сотрудничества и партнерства для
обеспечения безопасности крови во всех странах.
4. Содействовать осуществлению глобальной инициативы по лечению в целях
укрепления национального потенциала стран, особенно наиболее нуждающихся
стран, для обеспечения доступа к всеобъемлющим службам по лечению и
социальной поддержке, основным лекарственным средствам и существующим
методам предупреждения.
5. Мобилизовать местные, национальные и международные организации, которые
в качестве своей постоянной деятельности оказывают помощь детям и молодежи,
включая сирот, подвергающихся опасности инфицирования или пострадавших от
ВИЧ/СПИДа, для оказания содействия глобальному партнерству по сокращению
воздействия пандемии ВИЧ/СПИДа на детей и молодежь во всем мире.
6. Поддерживать инициативы по уменьшению подверженности женщин ВИЧ/СПИДу
посредством содействия национальным и международным усилиям, направленным
на предоставление женщинам больших возможностей: путем улучшения их
положения и ликвидации неблагоприятных социальных, экономических и
культурных факторов, обеспечения их участия во всех процессах принятия
решений и осуществления деятельности, которые их касаются, и путем
координации осуществляемой деятельности и укрепления сетей, которые
способствуют охране прав женщин.
7. Укреплять национальные и международные механизмы, которые касаются прав
человека и этики, связанные с ВИЧ/СПИДом, включая использование
консультативного совета, а также национальных и региональных сетей для
организации руководства, пропаганды и управления в целях обеспечения того,
чтобы отсутствие дискриминации, права человека и этические принципы
составляли неотъемлемую часть деятельности в ответ на пандемию. Мы
настоятельно призываем все страны и международное сообщество предоставить
ресурсы, необходимые для осуществления вышеупомянутых мер и инициатив.
Мы призываем все страны, будущую объединенную и совместно
организованную программу Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу и ее
шесть участвующих организаций и программ предпринять все возможные меры по
осуществлению этой Декларации при координации деятельности с
многосторонними и двусторонними программами по оказанию помощи,
межправительственными и неправительственными организациями.
Париж, 1 декабря 1994 года"
История СПИДа в России
История СПИДа в нашей стране отличается тем, что эпидемия все время
застает нас врасплох, как зимние холода или авария на АЭС. Вначале считали,
что вирусу не пройти сквозь железный занавес. Когда с 1987 г. начали
появляться случаи ВИЧ-инфекции среди наших соотечественников, у многих все
еще была надежда, что пострадают лишь несколько десятков "гомосексуалистов,
наркоманов, людей с беспорядочными половыми связями", а основную часть
"добропорядочного" населения ВИЧ-инфекция не затронет. Тогда же сложилась
философия борьбы со СПИДом, основанная на том, чтобы выявить всех людей с
ВИЧ-инфекцией, поставить на учет и, если уж их нельзя полностью физически
изолировать (звучали и такие предложения), то хотя бы изолировать частично,
запретив лечиться где-либо, кроме СПИД-центров, и пригрозив уголовной
статьей за "постановку половых партнеров в опасность заражения."
Такую реакцию можно понять. Проблема СПИДа настолько необъятна,
неуправляема и не решаема на нашем современном уровне сознания, что первым
ответом на СПИД не только у нас в стране, но и во всем мире было нежелание
признавать, что он существует. За этим последовали и до сих пор
продолжаются попытки запретить что-то передающее СПИД (наркоманию,
проституцию), закрыть границы, чтобы люди с ВИЧ не перемещались свободно по
всему миру.
Складывается впечатление, что речь идет не об охране здоровья, а
о выявлении опасных преступников. Представление о том, что порядочным людям
СПИДа бояться не надо, подкреплялось всей официальной и полуофициальной
пропагандой - плакатами с черепом и костями, мифами о "СПИД-терроризме",
газетными заметками о "выявленных" ВИЧ-инфицированных с указанием фамилии и
адреса, рассуждениями о "каре Господней", а главное - отсутствием честной
по содержанию, понятной по форме, доходящей до ума и сердца информации о
том, что такое ВИЧ-инфекция, как от нее уберечься и что делать, если уже
заразился.
Вслед за первым громом - появлением наших, отечественных случаев
СПИДа - грянул второй: массовое заражение детей в больницах Элисты,
Волгограда и Ростова-на-Дону. Эта чудовищная трагедия пробила брешь в общей
успокоенности, в убежденности, что заразившиеся ВИЧ "сами виноваты". Пресса
лихорадочно начала писать о "невинных жертвах". Стали возникать
неправительственные организации, ставившие своей задачей не только борьбу с
"чумой ХХ века", но и помощь людям, попавшим в трагический водоворот этой
проблемы.
Но обыденное сознание инертно, и семьи зараженных детей часто
попадали в такое же положение изгоев, что и "заразившиеся по своей вине"
взрослые. Разбитые окна в домах, увольнения с работы, отказ принять ребенка
в детский сад, бессмысленная травля и изоляция привели к тому, что люди с
ВИЧ/СПИДом по-прежнему вынуждены были прятаться, как преступники, бежать из
родных мест, или, если диагноз удавалось сохранить в тайне, носить свою
боль в себе, не решаясь поделиться даже с самыми близкими. В 1995 году был
принят достаточно либеральный "Закон о предупреждении распространения на
территории РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека",
где сделана попытка обеспечить соблюдение прав человека и запретить
дискриминацию в контексте эпидемии СПИДа. Однако практика, как это у нас
водится, сильно отличается от написанного на бумаге.
Но вот гром грянул в третий раз. В течение одного 1996 года
количество новых случаев ВИЧ-инфекции было уже почти в 10 раз больше, чем в
предыдущий год. Только за первые шесть месяцев 1997 года новых случаев
почти столько же, сколько за все предыдущие годы, начиная с 1987, вместе
взятые. У российского СПИДа опять появились новые, неожиданные черты.
Первая - то, что большая часть заражений теперь приходится не на оснащенные
и просвещенные столицы - Москву и Санкт-Петербург - а на Калининград,
Краснодарский край, Ростовскую область, Тверскую область, Нижний Новгород,
Саратов - регионы, не подготовленные должным образом к внезапному взрыву
эпидемии. Из 88 субъектов федерации в России не поражены только 18.
Основную часть новых пациентов с ВИЧ-инфекцией составляет молодежь 20-30
лет, которые заразились через употребление инъекционных наркотиков, либо
были половыми партнерами наркоманов.
Никто не ожидал, что эпидемия СПИДа будет распространяться за
счет наркоманов. Никто не ждал, что наркомания вообще распространится в
нашей стране. Наш традиционный наркотик - алкоголь, как считалось, удержит
свои позиции на века. До 1995 года среди зарегистрированных случаев ВИЧ-
инфекции не было ни одного случая заражения через наркотики, и
высказывалось официальное мнение, что для нас этот путь заражения
неактуален. Звучали даже анекдотичные гипотезы, что наши доморощенные
Страницы: 1, 2, 3
|