реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современное состояние нормативно-правового регулирования в фармацевтической деятельности

реферат

недостатков в действующей системе государственной регистрации цен на

лекарственные средства в субъектах Федерации. Это и громоздкий механизм

согласования, регистрации и перерегистрации цен, и различное понимание и

трактовка порядка введения в действие зарегистрированных цен налоговыми

органами, органами прокуратуры и субъектами хозяйственной деятельности в

сфере производства и торговли лекарственными средствами. Все эти недостатки

приводят к необоснованным потерям времени в ходе государственной

регистрации цен и к финансовым убыткам у предприятий-производителей, а

самое главное — к повышению цен.

03.12.99 Госдумой РФ прошлого созыва была принята поправка к Закону “О

лекарственных средствах” (ст. 5), в соответствии с которой государственному

регулированию подлежат цены на все лекарственные средства. Реализация этой

поправки вызывает сомнения, поскольку нет адекватного механизма. Сама

необходимость государственного воздействия на ценообразование на

фармацевтическом рынке не ставится под сомнение. Но закон должен исключать

противоречия и разночтения, должен быть составлен таким образом, чтобы

обеспечивать неукоснительное выполнение. Именно поэтому подкомитет начал

заниматься разработкой механизма государственного регулирования процесса

ценообразования на фармрынке.

Это не единственное, что предстоит сделать в самое ближайшее время.

Необходимо заниматься законами о лекарственных, о наркотических средствах и

психотропных веществах. Многие нормативные акты нужно править,

корректировать, многие принимать заново. Предстоит решить, нужен ли

отдельный Закон “О фармацевтической деятельности” или требования по ее

ведению все же будут помещены в Законе “О лекарственных средствах”.

Значительную часть проблем можно и нужно решать на уровне

регионального законодательства, региональной исполнительной власти. Поэтому

необходимо конструктивное сотрудничество обеих ветвей власти и практиков

фармацевтического рынка.

4. Некоторые вопросы правового

регулирования фармацевтической деятельности

В последние годы произошли значительные изменения в организационной

структуре фармацевтической деятельности. Возникли сотни новых структур и

фирм различных организационных форм и различных форм собственности.

Однако на современном этапе законодательство не определены достаточно

четко статус и роль фармацевтических учреждений и специалистов с

фармацевтическим образованием. Это, несомненно, влияет на складывающийся

рынок лекарственных средств, который развивается хаотично и порождает новые

негативные явления.

Все это свидетельствуете том, что фармацевтическая деятельность

нуждается в надлежащей и всесторонней правовой упорядоченности.

Системное и полное правовое регулирование фармацевтической

деятельности на всех этапах лекарственного обеспечения населения и

учреждений здравоохранения и нормативных правовых актах, принятых в

последнее время, отсутствует.

Следует отметить, что имеют место случаи, когда отдельные нормативные

акты, регулировавшие важнейшие аспекты фармацевтической деятельности,

отменяются без последующего урегулирования данных вопросов.

В последние годы проблемы лекарственного обеспечения населения стали

привлекать более пристальное внимание как специалистов и области

здравоохранения и широкой общественности, так и органов исполнительной

власти.

Активно развивается в области лекарственной помощи населению и

учреждениям здравоохранения региональное законодательство.

К настоящему времени в субъектах Российской Федерации принято или

находится в стадии принятия более 20 законов, названных в основном законами

"О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности" или "О

лекарственном обеспечении".

Все это свидетельствует о необходимости создания единой системы

правового регулирования фармацевтической деятельности.

4.1. Организационно-функциональные аспекты государственного

регулирования фармацевтической деятельности

Успешная реализация функций фармацевтического комплекса требует

нового осмысления сущности фармацевтических услуг в условиях рынка, новых

подходов к разрешению проблем функционирования фармацевтического комплекса.

Эти обстоятельства, в свою очередь, обусловливают необходимость качественно

иных подходов к процессу регулирования фармацевтической деятельности и

управления фармацевтическими организациями.

Каждый рынок, в т.ч. и рынок фармацевтических услуг, имеет свои

специфические особенности. Однако общим для всех рынков являются такие

составляющие, как спрос, предложение, рыночная цена, конкуренция.

Недостаточность бюджетных средств побуждает медицинские и фарморганизации

добывать себе ресурсы на рыночных началах. С развитием рынка

фармацевтических услуг усиливается конкуренция между государственными и

негосударственными аптечными организациями, между альтернативными

“платными” и “бесплатными” фармацевтическими услугами.

Согласно исследованиям известного английского ученого, признанного

авторитета в области конкуренции М. Порберга, состояние конкурентной борьбы

на рынке характеризуется пятью конкурентными силами. Эти силы определяют

условия, в которых функционирует каждый конкретный рынок и составляющие его

элементы. Применительно к рынку фармацевтических услуг центральный рынок

(ринг “конкурентной арены”) является активным местом и представляет собой

соперничество, маневрирование аптечных организаций, представляющих одни и

те же услуги.

Для объективной и точной оценки степени конкурентоспособности

фармацевтических услуг, выявления направленности и динамики возможных

изменений различных факторов целесообразно использовать экспертно-

параметрический метод. Процесс определения степени конкурентоспособности

фармацевтических услуг включает три этапа. Это территориально-отраслевой

анализ рынка и его требований, отбор параметров, их распределение и

мониторинг, расчет интегрального показателя конкурентоспособности и

обратная связь с первым этапом.

Рассматривая фармацевтический комплекс как сеть равноправных

отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях

собственности, равновесии интересов продавца и покупателя, следует

отметить, что миссия фармацевтического комплекса определяет его

целесообразность на рынке, перечень предоставляемых услуг населению, ЛПУ,

условия для работников комплекса.

В этих условиях основополагающей является формулировка целей

деятельности фармацевтического комплекса. Эти цели удобнее рассматривать на

двух уровнях: стратегическая цель, заключающаяся в пропагандировании и

организации здоровья населения региона через обеспечение эффективными и

доступными лекарственными средствами и др. продукцией; тактические цели,

включающие прогноз потребностей рынка услуг, информированность о

насыщенности фармрынка, рациональную организацию лекарственного

обеспечения, управление деятельностью фармучреждений, создание условий для

непрерывного профессионального развития фармацевтических кадров и др.

Реализация этих целей должна быть возложена на региональный орган

управления фармслужбой. Управление должно осуществляться через систему

государственного регулирования, т.к. рынок фармуслуг наиболее социально

ориентирован и отличается своей специфичностью. Фармацевтические услуги —

“товар” с высокой потребительской стоимостью, один из видов

интеллектуальных услуг, способствующих сохранению здоровья, — и проявление

их результатов имеет отсроченный и дифференцированный характер; они имеют

смешанную оплату: платные, бесплатные, частично оплачиваемые, четко

выраженное совпадение экономических и территориальных границ.

Фармацевтический рынок как рынок услуг связан с другими рынками и содержит

классические компоненты. Состояние фармрынка, его технологии находятся в

прямой зависимости от правовых норм, развитости системы профилактики

заболеваний и медицинской помощи, профессионализма специалистов и др. И

этот рынок, в отличие от других рынков, наиболее подвержен государственному

регулированию. Более того, государственное регулирование на рынке фармуслуг

необходимо и осуществляется через систему нормативно-правовых актов.

Нормативная база определяет действия субъектов фармрынка, способы и

средства реализации целей в сочетании с информационной открытостью. Иными

словами, на основании сопоставления идей государственного блага в

фармсекторе и фактического его состояния, и целей, рассмотренных выше, и

полученных результатов моделируется фармдеятельность, и происходят

организационные преобразования фармацевтического комплекса.

4.2. Нормативно-правовое регулирование на примере Нижегородской и

Самарской областей

Исследования показали, что большинство хозяйствующих субъектов

фармрынка довольно объективно оценивают целесообразность государственного

регулирования.

Для исследования были взяты 11 основных направлений государственного

регулирования, опрос производился среди руководителей государственных

(муниципальных) и иной формы собственности фармпредприятий. Наиболее

высокий рейтинг получили такие аспекты государственного регулирования, как

лицензирование, контроль качества и сертификация лекарственных средств,

размещение розничных аптечных учреждений, подготовка и переподготовка

фармспециалистов.

Отдельно была сделана попытка оценить необходимость контроля за

фармдеятельностью со стороны государства. От 90% респондентов был получен

положительный ответ. Однако более 40% опрошенных отметили недостаточную

гласность государственного контроля. Около 13% руководителей считают, что

большое количество проверок мешает их деятельности, отмечают

необъективность проверяющих и считают проверки необоснованными. Доступность

лекарственной помощи может быть разделена на составляющие, и каждая из ее

составляющих требует отдельного рассмотрения.

Государство гарантирует своим гражданам бесплатное лекарственное

обеспечение в рамках государственных программ по установленным тарифам за

счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников (ТФОМС).

Однако зачастую из-за ограниченности финансовых средств эти гарантии не

выполняются. На наш взгляд, это вызвано тем, что целый ряд законов РФ и

постановлений Правительства РФ принимаются на уровне Федерации, а бремя

расходов по их исполнению ложится на плечи местных бюджетов. В результате в

одном государстве, но в разных областях население получает различный объем

лекарственной помощи.

Целесообразнее было бы рассчитать коэффициенты потребления лекарств по

каждой нозологии в соответствии с действующими стандартами лечения, которые

могли бы быть минимальной нормой.

Система формирования государственных заказов стала нормой во всех

регионах. Однако по-прежнему нет четкого разделения ответственности за

госзаказ между федеральным и региональным уровнями. Наиболее рациональный

путь реализации госзаказа — проведение тендерных (конкурсных) закупок на

основании разрабатываемых нормативных документов по методологии

формирования госзаказа, проведению тендеров и оптимизации факторов,

обеспечивающих качество тендеров. Опыт проведения тендерных (конкурсных)

закупок ЛС подтверждает их целесообразность и необходимость, т.к.

экономическая эффективность в ряде случаев достигает 29% и обеспечивает

ассортимент ЖНВЛС.

Ассортиментная политика на фармрынке подвержена государственному

регулированию, как правило, в трех направлениях: формирование формулярных

списков; формирование перечней ЛС, отпускаемых по бесплатным и льготным

рецептам; обязательный ассортимент аптечных учреждений.

На примере Нижегородской области можно отметить, что во всех перечнях

доля отечественных ЛС достигает 40-45, а в обязательном ассортименте — 80%.

Это связано в т.ч. и со стоимостью препарата. Если в 1999 г. соотношение

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.