реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению фонетико-фонематического нарушения речи в условиях детского сада

реферат

восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой

диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так

и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении

коррекционно-развивающей работы.

3. Принцип динамического изучения.

Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности.

Первичное обследование дошкольников с ФФНР и составленный на его основе

«Индивидуальный речевой профиль» (см. приложение № 3) позволяет наглядно и

убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее

и индивидуальное в развитии детей с ФФНР, обнаружить связи между

выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного

воздействия (см. таблицу № 1, № 2).

Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у

дошкольников с ФФНР использовался количественный метод обработки данных

(баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Следует

подчеркнуть, что количественная оценка и составленный на её основе

индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и

функций у дошкольника с ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту,

направленную на качественный анализ полученных результатов обследования.

Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить

объективную картину состояния речи у ребёнка с ФФНР.

На основе экспериментального обследования было выделено 2 группы детей,

имеющих типичные проявления индивидуальных различий в структуре ФФНР:

1. ФФНР, обусловленное дизартрическими нарушениями.

2. ФФНР. Сложная дислалия.

Подробнее рассмотрим каждую группу.

ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по

проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем

имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается

коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.

Тщательное сопоставление качественных особенностей симптоматики дефектов

звукопроизношения, уровня восприятия устной речи, а так же сформированности

артикуляционной, общей, тонкой моторики, учёт состояния психических функций

и процессов может оказать существенную помощь в дифференциальной

диагностике и нахождении эффективных коррекционных методов логопедического

воздействия на дошкольников, имеющих ФФНР на фоне минимальных

дизартрических дисфункций.

В экспериментальной группе двое детей, имеющих минимальные

дизартрические нарушения, это Дима Р. и Антон А.

В контрольной группе трое детей с данным нарушением, это Миша Р.,

Фарукк М., Антон Б.

Следующая выделенная группа – это дошкольники с заключением: ФФНР.

Дислалия. Дислалия определяется как нарушение произносительной стороны

речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. К

сложным (полиморфным) дислалиям относятся нарушения, при которых дефектно

произносятся звуки различных групп. Это наиболее многочисленная подгруппа

дошкольников в составе логопедической группы детей с ФФНР. Следует помнить,

что неправомерно отождествлять дислалию и фонетико-фонематическое

недоразвитие речи.

Итак, в экспериментальной группе на начало учебного года 10 человек с

логопедическим заключением:

- ФФНР, сенсомоторная дислалия (8 ч.);

- ФФНР, стертая дизартрия (2 ч.).

В контрольной группе на начало учебного года 10 человек с

логопедическим заключением:

- ФФНР, сенсомоторная дислалия (7 ч.);

- ФФНР, стёртая дизартрия (3 ч.).

Сопоставление речевых профилей детей позволяет более четко и

обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и

фонематики, характерных для ФФНР, и показать, что выраженные индивидуальные

различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей

характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном

речевом дефекте – элементы ОНР т.е. несформированность отдельных сторон

речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной

работы.

В результате проведения большого объёма экспериментальной работы,

основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и

процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной

стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие

(параметр 1 на профиле), так и артикуляционная моторика (2), что является

основой для звукопроизносительного дефекта (3).

Состояние грамматического структурирования (5), навыков

словообразования (6), связной речи (7) приближается к уровню нормы (см.

график № 3).

Как видно из сравнительной диаграммы среднегрупповых результатов

диагностики выполнения речевых проб дошкольниками экспериментальной и

контрольной групп показатели в процентном отношении приближены (см.

диаграмма №4).

На основании представленных результатов можно сделать вывод, что

используемая комплексная система обследования позволяет приблизиться к

пониманию механизмов фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников.

Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для

обоснованного выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы.

Все перечисленные параметры имеют количественное выражение, что придаёт

сравнению более конкретный и наглядный характер, более отчетливо выявляет

зоны сходства и различий результатов.

Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического

нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма

позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого

дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

Таблица № 1. Результаты использования методики обследования речи детей

дошкольного возраста в экспериментальной подготовительной группе

|Список детей|Возраст |Показатели, % |Урове|Логопедическо|

| | | |нь |е заключение |

| | | |успеш| |

| | | |ности| |

|Звукопро|Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков |

|изношени|(проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). |

|е |Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных |

| |звуков [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [H]-[H’], [B]-[B’], [Г]-[Г’],|

| |[П]-[П’], [T]-[T’], [Ф]-[Ф’], [K]-[K’], [X]-[X’]. |

| |Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и|

| |отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).|

|Слоговая|Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и |

|структур|в конце слова (мост). |

|а слова |Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, |

| |домик). |

| |Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, |

| |василёк). |

|Языковой|Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков |

|анализ |(звучащие игрушки, хлопки). |

|и синтез|Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы]. |

| |Анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков (ау, уа, |

| |оуэ и др.). |

| |Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в |

| |середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.). |

| |Подбор слов на заданные звуки. |

| |Знакомство с согласными звуками: [M]-[M’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], |

| |[H]-[H’], [П]-[П’], [T]-[T’], [K]-[K’], [X]-[X’], [C]-[C’], |

| |[З]-[З']. |

| |Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, |

| |середина). |

| |Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и|

| |«буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», |

| |«звонкий» и «глухой». |

| |Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. |

| |п.). |

| |Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными |

| |звуками (ива, мак и т. п.) |

| |Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х. |

| |Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными|

| |буквами. |

|Граммати|Отработка падежных окончаний имён существительных единственного |

|ческий |числа. |

|строй |Преобразование существительных в именительном падеже единственного|

|речи |числа в множественное число. |

| |Согласование глаголов с существительными единственного и |

| |множественного числа. |

| |Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, |

| |падеже. |

| |Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой,|

| |моя, моё, мои. |

| |Образование существительных с уменьшительно-ласкательными |

| |суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п. |

| |Согласование числительных два и пять с существительными. |

|Лексика |Расширение и уточнение словаря по темам: |

| |«Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи». |

| |«Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», |

| |«Поздняя осень». |

| |«Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки». |

|Связная |Составление простых распространённых предложений. |

|речь |Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным |

| |ответом. |

| |Обучение составлению описательных рассказов. |

| |Работа над диалогической речью (с использованием литературных |

| |произведений). |

| |Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и |

| |свободный пересказ). |

|Мелкая |Работа по развитию пальчиковой моторики. |

|моторика|Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим |

| |темам I периода). |

| |Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). |

| |Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. |

| |Печатание пройденных букв в тетрадях. |

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

коррекционно-логопедическая работа

|Общие |Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у |

|речевые |всех детей. |

|навыки |Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, |

| |вопросительной, восклицательной. |

|Звукопро|Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и |

|изношени|отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). |

|е |Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |

|Слоговая|Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.