реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Санитарное просвещение в деятельности лечебно-профилактических учреждений

реферат

Санитарное просвещение в деятельности лечебно-профилактических учреждений

Сибирский Государственный Медицинский Университет

Кафедра социальной медицины.

Реферат на тему:

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Написал: студент гр. 1511

Марков А.А.

Преподаватель: Кравцов А.С.

Томск 1999 г.

Санитарное просвещение в деятельности лечебно-профилактических учреждений

Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-

профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого

медицинского работника.

Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора

велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской

помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность

долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение

обострении заболеваний.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех

типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу

по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ

практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих

учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят

формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами

которых являются:

. недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в

силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

. отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе,

что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения

(дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм

санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-

просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточно внимания уделяется

групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении

представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-

просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание

различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью

лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа

проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед

различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-

просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического

учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних

медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как

в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на

обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном

контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает

методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с

больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической

помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на

проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное

просвещение в поликлинике, стационаре и на участке (схемы 1, 2, 3).

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических

учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного

наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают

влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.

[pic]

Схема 1. Санитарное просвещение в поликлинике.

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-

просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

. санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские

профилактические работы.

. санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях

динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от

отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения

населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное

санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную,

массированную информацию о целях, задачах и практической значимости

диспансеризации. Это обеспечивается:

—агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием

наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту

жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

— разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-

приглашения, тематические памятки); Чтением лекций, разъясняющих существо

диспансерного метода обслуживания населения; демонстрацией тематических

санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.

Цель данной работы — выработать у населения обслуживаемой территории

адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в

них участвовать.

Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в

ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры

повысило на 40% участие в них населения.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится

дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения

заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их

здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает

пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда,

отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными

привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом

индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд

практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни,

издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни,

местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры,

издаваемые обществом «Знание», и др.

В современных условиях профилактической работы особую важность

приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск

возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее

прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу,

предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из

них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение,

злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и

т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает

вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или

начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их

гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека,

воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-

просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была

возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог

взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического

поведения, а медицинский работник — контролировать выполнение этих

обязательств.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами

включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки

(буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение

имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение

групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же

нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению

групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов

поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др.

Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение,

поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую

установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и

мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки

адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего

скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в

большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2

направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими

заболеваниями.

Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно леченных

острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым

заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических

процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный

минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и

реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое

влияние оказывают члены их семьи. Санитарно-просветительная работа с

родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в

домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический

климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний

врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с этим

контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при

необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за

больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями,

сделанными в адрес больного.

Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями,

осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс

включает:

. индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые

гигиенические рекомендации;

. групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время: которой

больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую

возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать

им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой

повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует

закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

. выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом

заочного обучения и где отмечают сроки явки на очередной профилактический

прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-

вкладышем.

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать

отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует

закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу —

контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы

применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск

возникновения заболеваний.

Санитарное просвещение в стационаре.

Цель санитарно-просветительной работы в больнице — повысить эффективность

лечебных и профилактических мероприятий привитием больному необходимых

гигиенических навыков.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию:

. о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице,

особенно после выписки для предупреждения прогрессирования заболевания,

т. е. служит целям вторичной профилактики: заболеваний. При этом важно

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.